- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока по теме Определительные местоимения
Методическая разработка урока по теме Определительные местоимения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калашникова Н.Л. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение 2.
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему «Определительные местоимения» (по программе под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта).
Цели урока:
-
Повторение усвоенных ранее разрядов местоимений.
-
Углубление понятия об изученных местоимениях.
-
Изучение нового разряда - определительные местоимения.
-
Формирование навыков творческого подхода к языку
Задачи урока:
-
Образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.
-
Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умения сравнивать, обобщать, делать выводы); продолжить работу по формирования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
-
Воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник для общеобразовательных учреждений "Русский язык, 6 класс" под редакцией доктора педагогических наук М. М. Разумовской. Дрофа.
Учебные таблицы по русскому языку: 5-11 классы/ Сост. Малюшкин А.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
Оборудование урока:
ЦОР: мультимедийный проектор, компьютер, презентация в программе «Power Point» (CD, раздел 1.1), раздаточный материал, доска.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые технологии: информационные, тестовые, игровые, здоровьесберегающие, технологии опорного конспекта, интегрированного обучения, дифференцированного обучения.
Словарная работа над языковыми терминами (разряды местоимений, морфологические признаки, синтаксическая роль, члены предложения) и над встречающимися орфограммами.
Ход урока.
-
Оргмомент.
Учитель стремится обеспечить для обучающихся психологически комфортную обстановку на уроке, дает возможность обучающимся быстро включиться в деловой ритм. (урок сопровождает презентация, слайд № 1)
-
Актуализация опорных знаний. Целью этого этапа урока для учителя становится формирование у учащихся способностей к анализу, сравнению и оценки языковых фактов.
-
Сначала учитель проводит краткий фронтальный опрос изученного ранее теоретического материала.
-
После проводится тестовая работа (тесты проецируются на слайдах, слайды № 2-13). В качестве способа контроля используется тестирующая программа.
-
По окончании теста проецируется слайд с ответами (слайд № 14), учащиеся проверяют друг у друга работы (взаимопроверка), оценивают их. (0 ошибок - «5»; 1 ошибка - «5-»; 2-4 ошибки - «4»; 5-6 ошибок - «3», более - «2»).
-
Объяснение нового материала. Целью данного этапа урока для учителя становится формирование умений и навыков нахождения определительных местоимений в тексте, формирование понятий об определительных местоимениях, их значении и употреблении в речи. Учащиеся на данном этапе должны сформировать эти умения и навыки.
1 ученик под диктовку учителя записывает отрывок из басни И.А. Крылова:
«У всякого талант есть свой.
Но часто, на успех прельщаяся чужой,
Хватается за то иной,
В чем он совсем не годен...»
Учитель просит учащегося объяснить орфограммы, которые встретились в этом отрывке, пунктуацию, подчеркнуть как члены предложения уже известные местоимения, определить их разряд.
Потом учитель совместно с учениками выделяет оставшиеся местоимения (у всякого, свой, иной). После преподаватель объясняет, что эта группа местоимений и будет на уроке в центре внимания. Ученики записывают тему урока «Определительные местоимения». На слайде проецируется опорный конспект (слайд № 15).
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.
САМ
САМЫЙ
ВЕСЬ
ВСЯКИЙ
КАЖДЫЙ
ЛЮБОЙ
ИНОЙ
ДРУГОЙ
Могут указывать как на признак
(весь класс - какой?
другой город - какой?),
так и на предмет
(спросили другого - кого?
Помог каждому - кому?)
Изменяются, как прилагательные -
по числам, падежам, родам.
В предложении могут быть определением
(В каждом (каком?) классе есть актив.),
подлежащим
(Все (кто?) хотели поехать в театр.),
дополнением
(У иных (у кого?) не было предложений),
могут входить в состав любого члена предложения
(Этот праздник был самым-самым - сказ.)
Ученикам учитель раздает аналогичный конспект, который они вклеивают в свой теоретический справочник.
После объяснения вновь возвращаемся к отрывку из басни, чтобы провести работу над определительными местоимениями - находим грамматическое значение, морфологические признаки, определяем их синтаксическую роль.
-
Физминутка. (слайд № 16) Данный этап урока помогает обучающимся расслабиться, раскрепоститься, получить эмоциональную разрядку.
-
Закрепление изученного материала. На данном этапе урока учитель ставит для себя цель научить находить в тексте определительные местоимения, использовать их в своей речи, уметь находить и использовать речевую информацию. Обучающиеся же должны научиться применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
-
Учитель акцентирует, что непросто узнавать местоимения, особенно в текстах. Этому нужно учиться. Ученикам предлагается выполнить 675 упражнение. Задание: прочитайте текст; укажите определительные местоимения вместе с теми словами, от которых они зависят; определите их грамматическое значение, падеж, число и род этих местоимений, их синтаксическую роль. (Упражнение состоит из 3 частей, 3 ученика по очереди выполняют упражнение на доске).
-
После выполнения упражнения учитель делит класс на 3 команды, чтобы в игровой форме продолжить закрепление материала. Побеждает та команда, которая наиболее быстро и правильно выполнит следующие задания.
№
Вид работы
+
-
1
Составление пословицы
2
Упр. 676
3
Найди местоимения
А. «Соберите» слова в предложение, являющееся пословицей. Определите разряд местоимения. Выполните синтаксический разбор предложения, объясните смысл пословицы. (слайд № 17)
ВСЯКИЙ, РАД, ПРАЗ…НИК, ДУША. (Всякая душа празднику рада.)
Б. Творческое задание (упражнение 676 - вставьте подходящие по смыслу определительные местоимения, подчеркните их как члены предложения). (слайд № 18)
В. Задание по слайду. (слайд № 19)
После учитель подводит итоги игры по оценочному листу, который выдали каждой команде.
-
Итоговое слово учителя.
Несмотря на то, что данный этап урока называется «итоговое слово учителя», предлагаю формулировать выводы урока, основываясь на диалоге с учащимися.
Учитель предлагает еще раз пройтись по опорному конспекту и сделать обобщение.
- с каким разрядом местоимений мы познакомились сегодня?
- какие характерные черты данного разряда вы запомнили?
- приведите примеры местоимений разных разрядов;
- что усвоено вами хорошо?
- над чем еще необходимо поработать?
7. Домашнее задание. (Слайд № 20) При выборе упражнений для домашнего задания учитель ставит перед собой задачи закрепить и систематизировать у обучающихся полученные на уроке знания, уметь правильно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста. Ученики при выполнении домашнего задания должны расширить круг используемых грамматических средств.
Необходимо выучить теорию по опорному конспекту. Письменное задание дифференцированное (ученики сами выбирают, что им по силам: 677 упражнение, где нужно составить 4 предложения с определительными местоимениями, написать их морфологические признаки и подчеркнуть как члены предложения, или написать лингвистическое сочинение об определительных местоимениях).
8. Рефлексия. Учитель раздает карточки, на которых ученики подчеркивают то, что подходит для их ощущения.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
-
Выставление отметок за урок. Выставление следует сопровождать обязательным комментарием, похвалой.