Открытый урок русский язык 6 класс Не с существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11.12.2015 г Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Не с существительными

Цели урока: 1. Совершенствовать умение слитного и раздельного написания НЕ с существительными. 2. Учиться различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

3. Производить анализ слов. 4.Повторить сведения об однородных членах.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, самостоятельно оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, формулировать собственное мнение.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Оборудование: проектор, слайды, таблицы, карточки для отслеживания этапов урока и их оценки, смайлики.

Ход урока

I Орг. момент . Поэтическая минутка релаксации.

Слайд № 1

Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.

Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И готовы сей же миг изучать родной язык!

- Готовы? Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных.

Напутствие, которое хочется дать каждому из вас: «Будь внимателен!», «Умей выслушать товарища!», «Ответ - поднятая рука!», «5» - чтобы все за урок получили только такие оценки.

Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; для этого нам необходимо провести анализ некоторых слов; повторить сведения об однородных членах предложения.

Откройте тетради и запишите число. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже.

II Повторение. Синтаксическая минутка. Слайд № 2

А сейчас этап «Повторение» - синтаксическая минутка.

Предложение записывается под диктовку. Один человек работает у доски.

Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.

- Выполните синтаксический разбор предложения, дайте характеристику.

- Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное?

- Составьте схему предложения.

- Самопроверка по образцу.

Обратите внимание на предложение! Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ? (незабудка)

- Какой частью речи оно является?

- Что называется именем существительным?

- Какая морфема участвует в образовании данного слова.

(Выполните морфемный разбор слова незабудка и сделать вывод, что в данном слове не с существительным пишется слитно и является приставкой. Обратить внимание учащихся, что не может быть частью корня - неряха или частицей).

- Как будет звучать тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных.

Слайд № 3.

Тема урока «Не с существительными». Впишите тему в тетрадь.

- А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, что нам предстоит узнать.

III. Целеполагание

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.

Слайд №4

Давайте попробуем сформулировать то, чего мы хотим добиться сегодня на уроке, к чему мы должны прийти в конце нашей работы. (Учащиеся высказывают своё мнение, формулируют цели, задачи урока).

Цели урока:

1. Совершенствовать умение слитного и раздельного написания НЕ с существительными.

2. Учиться различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

3. Производить анализ слов.

4.Повторить сведения об однородных членах.

Ребята, перед вами на парте находятся маршрутные листы. Сегодня вы можете сами себе поставить оценки. Здорово, правда! Но у меня одно условие - оценка должна быть объективной. Договорились?

Слайд № 5 Инструкция к использованию:

  1. Задание выполнено в полном объёме -«5»;

  2. Небольшая часть задания вызвала затруднение - «4»;

  3. Выполнение задания в полном объёме вызвало затруднение - «3».

Если у вас всё выполнено верно, то вы можете в маршрутном листе в графе «Синтаксическая минутка» поставить себе оценку.

IV. Усвоение новых знаний

Цель этапа: подвести учащихся к самостоятельному пониманию, формулировке правила о написании не с именами существительными

Слайд № 6

- Давайте вспомним какой раздел языкознания изучает части речи? (морфология)

Ребята, мы с будем получать «пятёрки», если одолеем эту науку под названием морфология. Но будет сложно, оказывается, «не» очень коварная дама. Она может быть и частицей, и приставкой, частью корня.

Проведём исследование. Обратимся за помощью к учебнику П. 51 с.150.

- Перед вами три предложения. Ответьте, что общего в этих предложениях? (в предложениях использованы существительные с не).

Слайд № 7

- Как ведёт себя не с существительными в разных предложениях? (в 1и 2 пишется слитно, а в 3 - раздельно) - Почему? Как вы думаете? (в 1 предложении в слове «нерешительность» не является приставкой, т.к. слова без не употребляется, его можно заменить синонимом без не - медлительность, растерянность, поэтому пишется слитно, а во 2 - слово «ненастье» без не не употребляется, нет такого слова «настье», поэтому пишется с не слитно. В 3 предложении - не является отрицательной частицей и пишется с существительным раздельно, т.к. в предложении есть противопоставление с союзом «а»)

-Проверим, правильные ли выводы мы сделали?

Ознакомимся с правилом на этой же странице.

- Вот мы с вами составили алгоритм правописания имён существительных с не.

Совместно с учащимися знакомимся с алгоритмом написания не с существительными.


Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А)если не употребляется, то пиши слитно;

Б)если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а:

А)если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б)если нет , то

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно.

- Всё понятно на данном этапе? Поставьте себе отметку и немного отдохнём.

Гимнастика для глаз. (Папка физминутки)

Задание: пользуясь алгоритмом, выполните небольшой тест на слайде №8

Слайд № 9

Ключ к заданию.

V. Закрепление, применение изученного материала.

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по этому материалу.

Мотивация к дальнейшему изучению и первичная проверка

-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?

- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?

Словарная работа. Обращаемся к словарю Ожегова

Невежа - (русского языка) невоспитанный человек.

Невежда- (старославянского) несведущий в какой-либо области человек.

-Почему не с данными словами пишется слитно? (Без не не употребляется)

Оцените свою работу, поставьте себе оценку в маршрутный лист.

Слайд № 10 Игра «Третий лишний». (Дополнительное задание)

Слайд № 11- проверка

Слайд № 12 «Найди пару».

В один столбик нужно выписать существительные с не, а в другой - синоним или словосочетание без не. Пример: непогода - плохая погода, небылица - вымысел, негодование - возмущение, неожиданность - сюрприз, немощь - болезнь, невод - рыболовная сеть, недоверие - подозрение, несчастье - горе.

Слайд № 13 -проверка

VI. Контроль, самоконтроль знаний

Цель этапа: выявление уровня усвоения материала.

Игра «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают. За каждый правильный ответ вы ставите себе в маршрутный лист 1 балл.

Верно ли, что 1)имена существительные обозначают предмет;

2)не с существительными всегда пишется слитно;

3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление;

4)есть существительные, которые без не не употребляются;

5)не - это только приставка.

. VII. Домашнее задание П.51 выучить правило, выписать в словарик и запомнить словарные слова. № 290 Слайд № 15

VШ. Подведение итогов.

Цель: анализ успешности достижения поставленной цели.

Сегодня на уроке я узнал(а)….

Для меня было новым…..

Меня заставило задуматься…

Для меня стало открытием….

Сегодня вы на протяжении всего урока хорошо работали и сами себя оценивали. Какая оценка у вас получилась? Выставьте, пожалуйста, оценки и сдайте маршрутные листы. У вас на партах лежат магнитные смайлики, с разными изображениями настроения, выберите тот, который вам больше подходит. Подойдите, возьмите их и приклейте на доску.

Урок окончен. Спасибо!

IX. Дополнительное занимательное задание

Кроссворды


  1. Грязные руки,
    Помята рубаха,
    Волосы всклочены,
    Кто Я? (Неряха)

  2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
    Не люблю читать я никакие книжки,
    Ничего не знаю, не хочу учиться,
    Нравится гулять мне, нравится ленится. (Незнайка)

  3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
    Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
    Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
    И в такое время года наступает… (Непогода)

  4. . В зелёном поле я расту,
    Голубым цветком цвету,
    Небо синее как будто,
    Прозываюсь … (Незабудка)

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.






- Послушайте стихотворение Б.Захадера

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- О чём данное стихотворение?

- В каких строчках выражено мнение автора?

- Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой.)

- Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ.

- Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой.

Недоуменье, нелепое, неразбериха, невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюжая, непролазные, неумытый, неряха, несуразный, недотёпа, Несмеяна, невежа.

- Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок )





Приложение 1

Кроссворды


  1. Грязные руки,
    Помята рубаха,
    Волосы всклочены,
    Кто Я? (Неряха)

  2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
    Не люблю читать я никакие книжки,
    Ничего не знаю, не хочу учиться,
    Нравится гулять мне, нравится ленится. (Незнайка)

  3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
    Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
    Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
    И в такое время года наступает… (Непогода)

  4. . В зелёном поле я расту,
    Голубым цветком цвету,
    Небо синее как будто,
    Прозываюсь … (Незабудка)

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.

11. Словарная работа.

- Ребята, к нам пришли странные телеграммы, если мы их разгадаем, то узнаем словарные слова.

На экране появляются ребусы/








Приложение 2

Маршрутный лист

Этап повторение

«Синтаксическая минутка»

Этап исследование

Устные ответы

Этап закрепление

тест


Словарная работа


Игра «Третий лишний»

Найди пару

Верно-неверно

кроссворд

Итог























Маршрутный лист

Этап повторение

«Синтаксическая минутка»

Этап исследование

Устные ответы

Этап закрепление

тест


Словарная работа


Игра «Третий лишний»

Найди пару

Верно-неверно

кроссворд

Итог























Маршрутный лист

Этап повторение

«Синтаксическая минутка»

Этап исследование

Устные ответы

Этап закрепление

тест


Словарная работа


Игра «Третий лишний»

Найди пару

Верно-неверно

кроссворд

Итог






















Пояснительная записка

Урок по теме «Не с именами существительными» был проведен в 6 классе. Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения нового материала. Четко выделены этапы подготовки и организации внимания учащихся, повторения и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, анонсирования домашнего задания и рефлексии.

На этапах повторение, целеполагание, подведение итогов использованы приемы технологии развития критического мышления: «знаю-хочу узнать-узнал»; «составление и использование алгоритма» - на этапе закрепления, прием «верно-неверно» - на этапе контроля и самоконтроля. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления.

Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе закрепления материала используется игра «Отгадай слово», заполняется кроссворд.

Деятельность учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию надпредметных умений и навыков: обращение к справочной литературе, умение самостоятельно составлять алгоритм и действовать по нему, участвовать в диалоге, полилоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение сравнивать, сопоставлять примеры и на их основе формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Работа с афоризмом, пословицами имеет большую воспитательную функцию, развивая у учащихся ценностно-ориентированное отношение к жизни.

Применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.

Список литературы:

  1. Гузеев В.В.Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. Москва, НИИ школьных технологий, 2005г

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., «Развитие критического мышления на уроке».Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004г.

  3. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. - Москва, НИИ школьных технологий, 2005г



9


© 2010-2022