Урок - творческая мастерская «А за окном – апрель…»

Урок  развития речи по русскому языку в 5 классе. Урок поможет раскрыть творческий потенциал каждого ученика; развивать ассоциативное мышление детей,  речь. Задачи:                                                                                                              познавательная: получение новых знаний о мире; о том, как надо создавать творческую работу; 2.     практическая: закрепление навыков создания оригинальных текстов на основе собранного словарного материала; формирование коммуни...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе.

Куланхина Е.А., учитель русского языка


и литературы МБОУ Спасской СОШ

Урок - творческая мастерская «А за окном - апрель…»

Оборудование: тетради, на которых дети будут работать; памятки; презентация в Microsoft PowerPoint.

Цель: стремиться раскрывать творческий потенциал каждого ученика; развивать ассоциативное мышление детей, речь.

Задачи:

  1. познавательная: получение новых знаний о мире; о том, как надо создавать творческую работу;

  2. практическая: закрепление навыков создания оригинальных текстов на основе собранного словарного материала; формирование коммуникативной, учебно-познавательной, общекультурной компетенций; создание творческой работы, посвящённой апрелю;

  3. развивающая: развитие логического мышления обучающихся;

4.воспитательная: пробуждение внимания к слову, интереса к русскому языку, любви к родной природе.

Ход мастерской

I . Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас: сегодня не обычный урок, а урок - творческая мастерская. (Слайд № 1)

Значит, что вы будете делать? Творить, правильно!

Учитель: А кого называют творцом ?

Проверка индивидуального домашнего задания: выяснение лексического значения слова «творец» по «Толковому словарю» Ожегова.

Творец - 1.Человек, который создаёт, создал что-то творчески.

2.В религии: бог как создатель мира.

Учитель: Творцами называют художников, композиторов, писателей, создающих замечательные творения: картины, музыкальные произведения, книги.

Учитель: Что объединяет эти слова: творить, творец, творчество, творение?

Ученики :Это однокоренные слова.

Учитель: Итак, сегодня вам предстоит стать творцами.

II. Работа с текстом . Целеполагание .

Учитель: Послушайте сочинение ученика о весне и ответьте на вопрос: хорошее это сочинение? Оно вам нравится? Почему? (Слайд № 2)

Пришла красавица весна. Стало жарче припекать солнышко. На улице повсюду бегут ручьи. С юга возвращаются перелётные птицы.

Учитель: Можно ли назвать это сочинение оригинальным, по-настоящему творческим?

Ученики : Нет.

Учитель: Да, ребята, это сочинение с большой скидкой можно назвать творческой работой - ведь так написать о весне может любой человек, а творчество всегда индивидуально.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься в нашей творческой мастерской, которая называется «А за окном - апрель…»? (Слайд № 4)

Ученики: Создавать творческую работу об апреле?

Учитель:

-К чему вы будете стремиться на сегодняшнем занятии?

-Чему вы планируете научиться?

-Какую вы ставите перед собой цель?

Ученики: Наша цель - создать по-настоящему творческие, индивидуальные, у каждого по-своему яркие работы.

Учитель: А помогут нам в этом законы мастерской. Вот они - на экране и в ваших памятках. (Слайд № 3)

ЗАКОНЫ МАСТЕРСКОЙ (чтение)

  1. Самый главный. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.

  2. Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.

  3. Один говорит - все слушают. Обязательно высказываться, когда просит мастер.

  4. Не задавать вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!

  5. Обязательно записывать то, что понравилось у других. Собирай материал.

(Обратите особое внимание на 5 закон. Вы записываете в свои тетради и то, что понравилось у других, поэтому будьте внимательны.)

III. Творческая работа.

  1. Начинаем творить. Запишите: Апрель. Напишите слова-ассоциации с этим словом. Поделитесь своими находками с другими (социализация, то есть чтение вслух).

(Весна, капель , птицы, ручьи, аромат, солнце, лазурь, радость, тепло)

Учитель: Посмотрите на экран. Я дарю вам слова, которых у вас нет. (Слайд № 4)


  1. Создайте из набранных слов текст №1 стихами или прозой. Помните, что у вас должна получиться миниатюра, то есть небольшой по объёму, но яркий текст. (социализация, то есть чтение вслух 1-2 текстов).

  2. Учитель: Апрель как живое существо, ведь с приходом этого месяца природа по-настоящему просыпается. (Разрыв). Предлагаю вам набрать глаголы, отвечающие на вопрос: что делает апрель? У вас получатся метафоры и олицетворения.

(Социализация - 2 группа) (Бодрит, веселит, журчит и т.д.) (Слайд №5)

  1. Учитель: А теперь найдите краски апреля, выразите своё отношение к нему.

Для этого ответьте на вопросы: «Какой апрель? Какого цвета?» Помогут вам подобрать красивые, оригинальные определения - эпитеты репродукции картин
Б. Щербакова «Пришла весна», Г.А.Кузьминой «Апрель», А.К.Саврасова «Грачи прилетели». (Слайд № 6)

(Социализация (Зелёный , свежий, добрая и т.д.)

Учитель: Итак, посмотрим, что у нас получилось. Доберите словарный материал, то есть запишите те слова, которые вам понравились. (Слайд №7)


Что делает апрель?

(Глаголы)

Какой апрель?

Какого цвета?

(Эпитеты, определения)

оживляет

небесно-голубой

бодрит

зелёный

веселит

добрый

щебечет

мокрый

зеленеет

божественный

льёт

яркий

журчит

солнечный

холодит

свежий


  1. Ответьте на вопрос: а кто может рассказать об апреле? Помните, что апрель - живое существо; значит, о нём могут рассказать и живые существа, и предметы.

(Социализация (Птицы, земля, небо, воздух, реки, деревья, солнце и т.д.) (Слайд № 8)

Учитель: А ещё об апреле может рассказать прекрасная музыка. Слушаем пьесу П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года». После прослушивания или в процессе запишите отдельные слова, выражающие ваши чувства, ощущения, настроение. Продолжите начало предложения: Я представляю себе …

(Социализация - зачитываются некоторые работы. (Кто-то слышит звон капели; кто-то представляет, как из земли пробивается на свет подснежник)

  1. Учитель: Весна - время поэтов. Говорят, что весной строки сами рифмуются. И мы попробуем рифмовать. Подберите слова, созвучные слову «апрель». Для этого должны совпадать хотя бы последние 2 звука. Поделитесь ими с другими. (Трель, капель, метель, свирель, ель, канитель, карусель). (Слайд №9)

  2. Чтение учащимися созданных текстов вслух.

IV. Рефлексия.

Учитель: А теперь я прошу вас написать о своих впечатлениях о работе в творческой мастерской.

(Рефлексия - отзывы учащихся о том, как им работалось, как они себя чувствовали, какой этап показался трудным, что получилось, что нет, почему и т.д.).

V. Заключение. Спасибо за творчество!

VI Задание на дом. Создайте текст стихами или прозой, стараясь использовать всю набранную лексику. Выделите то «апрельское» словечко, которое вам особенно нравится. Пусть оно станет заголовком вашей миниатюры.(«Мой апрель», «Оживляющий месяц», «Апрель-карусель» и др.).


5

© 2010-2022