Внеклассное мероприятие по русскому языку Наше вам с кисточкой!

   С этого шутливо-фамильярного приветствия началось для шестиклассников увлекательное путешествие в малоисследованную страну фразеологизмов. И какие только задания не встретились у них на пути! Пришлось  давать толкование фразеологизмов и подбирать к ним синонимы,  расшифровывать рисунки  и инсценировать весёлые фразеологизмы.     Главной целью мероприятия было увлечь, заинтересовать  ребят, пробудить их любопытство, показать сферы употребления фразеологизмов и фразеологических сочетаний. В про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку

Тема: «Наше вам с кисточкой!» (Путешествие в страну фразеологизмов).

Цели:

  • Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках.

  • Формировать умение определять значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова и пословицы(поговорки.

  • Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.

Эпиграф. Фразеологизмы - драгоценные нити, придающие речи неповторимую расцветку.

А.Т.Арсирий

Ход мероприятия

Ведущий 1. Давным-давно в древней Элладе жили люди, которые очень ценили человеческую красоту во всех её проявлениях. Именно они создали Олимпийские игры, на которых все забывали о войнах и раздорах и честно соревновались в силе и умениях. Пусть для вас сегодня олимпийской площадью станет русский язык. Вам предстоит обнаружить и изучить ещё один пласт - «слов русских золотую россыпь».

Давайте попробуем поиграть в необычные русские слова. А что это за слова, надеюсь, вы догадаетесь, прослушав стихотворениями В.Суслова «Как работает слово».

ЧТЕЦ.

Бывает частенько, что слово -одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло»! О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки- сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт - «Под камень лежачий вода не течёт». Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»

Ведущий 2. Теперь вы, конечно, поняли, что речь сегодня пойдёт об устойчивых словосочетаниях, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.

Ведущий 1. Итак, фразеологизмы - это…

Ведущий 2. Перефразируя Фирдоуси, можно утверждать:

В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём. Как тополь, вознёсся он гордой главой, Умом одарённый и речью благой, Вместилище духа и разума он - Весь мир идиом ему подчинён!

Ведущий 1. Пусть эти слова знаменитого поэта станут одним из эпиграфов нашей сегодняшней встречи, а девизом - вольное толкование русской поговорки «Плох тот ученик, который не мечтает овладеть грамотной и выразительной речью»!

Ведущий 2. Чтобы лучше узнать особенности «самородков и самоцветов родного языка», по образному выражению профессора А.И.Ефимова, давайте отправимся скорым поездом по маршруту от станции «Разминка» до станции «Игровая».

Ведущий 1. Первый конкурс - «Разминка».

-Доскажи словечко в загадках-складках.

1-й команде:

Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой… (не разольёшь)

2-й команде:

Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь …..(медвежью услугу).

1-й команде:

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле… (волочили ноги).

2-й команде:

Фальшивят, путают слова.

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут.

От этой песни уши… (вянут).

Ведущий 3: Второй конкурс называется «Дальше… дальше».

Сейчас мы узнаем, хоро ли ребята знают лексические значения фразеологизмов. За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

  1. В час по чайной ложке (мало)

  2. Себе на уме (хитрить)

  3. Вставлять палки в колеса (мешать)

  4. Заячья душа (трус)

  5. Куры не клюют (много)

  6. Ушки на макушке (внимательно)

  7. Повесить голову (печалиться)

  8. Рукой подать (близко)

  9. Во все лопатки (быстро)

  10. Витать в облаках (мечтать)

  11. Играть первую скрипку (быть главным)

  12. Стреляный воробей (опытный чел.)

  13. Делать из мухи слона (преувеличивать)

  14. Избушка на курьих ножках (старое что-то)

  15. Спустя рукава (плохо)

  16. Сломя голову (быстро)

  1. Кривить душой (лгать)

  2. Кожа да кости (худой)

  3. Раз, два и обчелся (мало)

  4. В двух словах (коротко)

  5. Зарубить на носу (запомнить)

  6. Язык проглотить (молчать)

  7. Клевать носом (дремать)

  8. Гонять лодыря (бездельничать)

  9. Мастер на все руки (умелец)

  10. Водить за нос (обманывать)

  11. Идти в ногу (действовать согласовано)

  12. Бросать слова на ветер (говорить зря)

  13. Говорить сквозь зубы (неохотно)

  14. Одна нога здесь, другая там (быстро)

  15. Засучив рукава (хорошо)

  16. Во весь дух (быстро)

Ведущий 1: Мы прибываем на станцию «Этимологическая». Третий конкурс называется «Почему мы так говорим?» Сейчас команды нам поведают много интересного о возникновении фразеологизмов.

Рассказы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов одноимённой презентации .

Казанская сирота, попасть в переплёт, коломенская верста, гол как сокол, лясы точить, тёртый калач, бить баклуши, на воре шапка горит, зарубить на носу. (Объяснения взяты из фразеологического словаря).

Ведущий 1. Следующая остановка - станция «Литературная». Четвёртый конкурс связан непосредственно со знанием басен. Вам за короткое время необходимо сказать, из какой басни взяты крылатые выражения:

-Спой, светик, не стыдись. («Ворона и лисица»)

-А Васька слушает да ест. (Кот и повар»)

-Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона («Слон и Моська»)

-А ларчик просто открывался. («Ларчик»)

-Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)

-А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)

- У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягнёнок»)

Ведущий 3. Игра с болельщиками

Пока суд да дело, дорогие наши болельщики, скажите, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках и как к этому относится ваш любимый учитель?

1.-ходите на головах,

-грызёте гранит науки,

-тянете кота за хвост,

-режете учителя без ножа.

2.-играете в бирюльки,

-гоняете лодыря,

-и ухом не ведёте,

-рассказываете бабушкины сказки,

- лезете из кожи вон.

А учитель в это время:

1.-выжимает слезу,

-рвёт и мечет,

-кусает локти,

-на седьмом небе;

2. -смотрит сквозь пальцы,

-и в ус не дует,

- заводит волынку,

- заливается соловьём,

- обещает намылить голову.

(Объясняют значение)

Ведущий 2. А вот и станция «Театральная»

Пятое задание -творческое (на время). Нужно показать сценку по предложенному фразеологизму.

1 команда - Дамоклов меч.

2 команда - Зубы заговаривать

Ведущий 2. Пока команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки. 1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, его всюду суют (нос),

2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают (уши)

СЛЕДУЕТ ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД

Ведущий 1. Кто больше?

На время подобрать максимум фразеологизмов со словом «глаз», «язык», «ухо».

Ведущий 2. Станция «Художники улыбаются» . По данным рисункам определить, какой фразеологизм на каждом изображён.

Ведущий 3. Конкурс «Почувствуй и скажи» . Люди в отличие от машин умеют чувствовать: любить, ненавидеть и т.д. Я называю вам чувство, а вы передаёте его фразеологизмом.

  1. Радость - (быть на седьмом небе).

  2. Страх - (душа ушла в пятки).

  3. Печаль - ((повесить голову).

  4. Обида - (губы надул).

  5. Стыд - (готов сквозь землю провалиться).

  6. Плохое настроение - (встал не с той ноги).

Ведущий 1. Вот и закончилось путешествие в загадочную страну Фразеологию. В заключение хочется вспомнить слова одного мудреца: «Сын мой! От юности твоей предайся учению и до седин твоих найдёшь мудрость.» Примите к сведению это мудрое наставление.

А теперь подведём итоги нашей игры!

© 2010-2022