- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по русскому языку Наше вам с кисточкой!
Внеклассное мероприятие по русскому языку Наше вам с кисточкой!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дзарасова Б.Х. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
Тема: «Наше вам с кисточкой!» (Путешествие в страну фразеологизмов).
Цели:
-
Углубить знания учащихся о фразеологизмах, пословицах, поговорках.
-
Формировать умение определять значение фразеологизмов, разграничивать крылатые слова и пословицы(поговорки.
-
Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.
Эпиграф. Фразеологизмы - драгоценные нити, придающие речи неповторимую расцветку.
А.Т.Арсирий
Ход мероприятия
Ведущий 1. Давным-давно в древней Элладе жили люди, которые очень ценили человеческую красоту во всех её проявлениях. Именно они создали Олимпийские игры, на которых все забывали о войнах и раздорах и честно соревновались в силе и умениях. Пусть для вас сегодня олимпийской площадью станет русский язык. Вам предстоит обнаружить и изучить ещё один пласт - «слов русских золотую россыпь».
Давайте попробуем поиграть в необычные русские слова. А что это за слова, надеюсь, вы догадаетесь, прослушав стихотворениями В.Суслова «Как работает слово».
ЧТЕЦ.
Бывает частенько, что слово -одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло»! О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!» А гуси и утки- сухие всегда. Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»! Лентяй отдыхает, а время идёт - «Под камень лежачий вода не течёт». Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
Ведущий 2. Теперь вы, конечно, поняли, что речь сегодня пойдёт об устойчивых словосочетаниях, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.
Ведущий 1. Итак, фразеологизмы - это…
Ведущий 2. Перефразируя Фирдоуси, можно утверждать:
В цепи человек стал последним звеном, И лучшее всё воплощается в нём. Как тополь, вознёсся он гордой главой, Умом одарённый и речью благой, Вместилище духа и разума он - Весь мир идиом ему подчинён!
Ведущий 1. Пусть эти слова знаменитого поэта станут одним из эпиграфов нашей сегодняшней встречи, а девизом - вольное толкование русской поговорки «Плох тот ученик, который не мечтает овладеть грамотной и выразительной речью»!
Ведущий 2. Чтобы лучше узнать особенности «самородков и самоцветов родного языка», по образному выражению профессора А.И.Ефимова, давайте отправимся скорым поездом по маршруту от станции «Разминка» до станции «Игровая».
Ведущий 1. Первый конкурс - «Разминка».
-Доскажи словечко в загадках-складках.
1-й команде:
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой… (не разольёшь)
2-й команде:
Товарищ твой просит украдкой ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь …..(медвежью услугу).
1-й команде:
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек,
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги).
2-й команде:
Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши… (вянут).
Ведущий 3: Второй конкурс называется «Дальше… дальше».
Сейчас мы узнаем, хоро ли ребята знают лексические значения фразеологизмов. За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».
-
В час по чайной ложке (мало)
-
Себе на уме (хитрить)
-
Вставлять палки в колеса (мешать)
-
Заячья душа (трус)
-
Куры не клюют (много)
-
Ушки на макушке (внимательно)
-
Повесить голову (печалиться)
-
Рукой подать (близко)
-
Во все лопатки (быстро)
-
Витать в облаках (мечтать)
-
Играть первую скрипку (быть главным)
-
Стреляный воробей (опытный чел.)
-
Делать из мухи слона (преувеличивать)
-
Избушка на курьих ножках (старое что-то)
-
Спустя рукава (плохо)
-
Сломя голову (быстро)
-
Кривить душой (лгать)
-
Кожа да кости (худой)
-
Раз, два и обчелся (мало)
-
В двух словах (коротко)
-
Зарубить на носу (запомнить)
-
Язык проглотить (молчать)
-
Клевать носом (дремать)
-
Гонять лодыря (бездельничать)
-
Мастер на все руки (умелец)
-
Водить за нос (обманывать)
-
Идти в ногу (действовать согласовано)
-
Бросать слова на ветер (говорить зря)
-
Говорить сквозь зубы (неохотно)
-
Одна нога здесь, другая там (быстро)
-
Засучив рукава (хорошо)
-
Во весь дух (быстро)
Ведущий 1: Мы прибываем на станцию «Этимологическая». Третий конкурс называется «Почему мы так говорим?» Сейчас команды нам поведают много интересного о возникновении фразеологизмов.
Рассказы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов одноимённой презентации .
Казанская сирота, попасть в переплёт, коломенская верста, гол как сокол, лясы точить, тёртый калач, бить баклуши, на воре шапка горит, зарубить на носу. (Объяснения взяты из фразеологического словаря).
Ведущий 1. Следующая остановка - станция «Литературная». Четвёртый конкурс связан непосредственно со знанием басен. Вам за короткое время необходимо сказать, из какой басни взяты крылатые выражения:
-Спой, светик, не стыдись. («Ворона и лисица»)
-А Васька слушает да ест. (Кот и повар»)
-Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона («Слон и Моська»)
-А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
-Ты сер, а я, приятель, сед. («Волк на псарне»)
-А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
- У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягнёнок»)
Ведущий 3. Игра с болельщиками
Пока суд да дело, дорогие наши болельщики, скажите, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках и как к этому относится ваш любимый учитель?
1.-ходите на головах,
-грызёте гранит науки,
-тянете кота за хвост,
-режете учителя без ножа.
2.-играете в бирюльки,
-гоняете лодыря,
-и ухом не ведёте,
-рассказываете бабушкины сказки,
- лезете из кожи вон.
А учитель в это время:
1.-выжимает слезу,
-рвёт и мечет,
-кусает локти,
-на седьмом небе;
2. -смотрит сквозь пальцы,
-и в ус не дует,
- заводит волынку,
- заливается соловьём,
- обещает намылить голову.
(Объясняют значение)
Ведущий 2. А вот и станция «Театральная»
Пятое задание -творческое (на время). Нужно показать сценку по предложенному фразеологизму.
1 команда - Дамоклов меч.
2 команда - Зубы заговаривать
Ведущий 2. Пока команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки. 1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, его всюду суют (нос),
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают (уши)
СЛЕДУЕТ ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД
Ведущий 1. Кто больше?
На время подобрать максимум фразеологизмов со словом «глаз», «язык», «ухо».
Ведущий 2. Станция «Художники улыбаются» . По данным рисункам определить, какой фразеологизм на каждом изображён.
Ведущий 3. Конкурс «Почувствуй и скажи» . Люди в отличие от машин умеют чувствовать: любить, ненавидеть и т.д. Я называю вам чувство, а вы передаёте его фразеологизмом.
-
Радость - (быть на седьмом небе).
-
Страх - (душа ушла в пятки).
-
Печаль - ((повесить голову).
-
Обида - (губы надул).
-
Стыд - (готов сквозь землю провалиться).
-
Плохое настроение - (встал не с той ноги).
Ведущий 1. Вот и закончилось путешествие в загадочную страну Фразеологию. В заключение хочется вспомнить слова одного мудреца: «Сын мой! От юности твоей предайся учению и до седин твоих найдёшь мудрость.» Примите к сведению это мудрое наставление.
А теперь подведём итоги нашей игры!