Рабочая программа по русскому языку

  Я работаю по учебнику C. И.Львова и В.В.Львов. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ. с.Яковлевка Базарно- Карабулакского района Саратовской области»

«Согласовано» « Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Зам. Руководителя Директор МБОУ

______/Кудашева А.А./ по УВР МБОУ «СОШ «СОШ с. Яковлевка»

Протокол №___от с. Яковлевка» ______/СалиховаВ.Р./

«____»______2014г _____/Патуева Н.Р./ «_____»_______2014г

«_____»_______2014г Приказ № ___от_______________



Рабочая программа педагога

Девличаровой Наили Феритовны

(1-я квалификационная категория)

по русскому языку в 5 «б» классе


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«______»______________ 2014г



2014-2015 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2010 года, Примерной программы основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. - М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. - М.: Мнемозина, 2012 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 170 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка

  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами

  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  • Контрольный диктант

  • Тест

  • Зачет

  • Контрольное упражнение

  • Контрольное сочинение

  • Контрольное изложение

  • Контрольный срез

  • Контрольная проверочная работа

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль



Пути решения поставленных в программе задач:

Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:


  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • пересказ текста с использованием цитат;

  • продолжение текста;


- составление учащимися авторского текста в различных жанрах(написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);


- сочинения-рассуждения,

- изложения - миниатюры;

- сравнение текстов;

- коммуникативные и игровые ситуации.


- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- различные виды диктантов;

-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок- исследование,

урок-практикум,

урок развития речи и т.д.

Достижению целей программы обучения будет способствовать

использование элементов современных образовательных технологий:

  • Активные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологи

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе - 204 часа.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«Русский (родной) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Планируемые результаты освоения программы 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 5 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.




Требования к уровню подготовки учащихся

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правил.





ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 1. - Мнемозина. М.2013. - 216с.

  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 2. - Мнемозина. М.2013. - 174 с.

  3. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (в трёх частях). Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику. - Мнемозина. М.2013 - 48с.

  4. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык.5класс» . под редакцией С.И.Львовой. - Мнемозина. М. 2010 - 366с.



Сайты

  1. Культура письменной речи gramma.ru

  2. Имена.org - популярно об именах и фамилиях imena.org

  3. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

  4. Мир слова русского rusword.org

  5. Рукописные памятники Древней Руси lrc-lib.ru

  6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет - учебник philol.msu.ru/rus/galva-1/

  7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru

  8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку svetozar.ru

  9. Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

  10. rusolimp.kopeisk.ru/















Учебно - тематическое планирование

Русский язык

на 2014-2015 учебный год



Класс 5 «б»

Учитель: Девличарова Наиля Феритовна

Количество часов: 175

Всего -175 ч; 5 часов в неделю

Контрольные работы-9

Сочинения - 9

Изложения - 6

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой.

Учебники: Учебник русский язык 5 класс, в трёх частях, авторы-составители: С.И. Львова и В.В. Львов. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. «Мнемозина». Москва, 2


Тип урока




Наименование разделов,

тем

К-во уроков

Использование ИКТ

Дата проведения

план

факт

Введение. Лингвистика (1).

Ученик научится: читать, озаглавливать текст, овладеет приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Усвоит термины «лингвистика», «языкознание».

Ученик получит возможность научиться: работать с учебником, пользоваться словарем.


Урок формирования (усвоения)новых знаний

Лингвистика - наука о языке




1




Введение в языкознание. Фонетика (4+1)

Ученик научится: Выделять в слове звуки речи, давать фонетическую хар-ку; различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки.

Ученик получит возможность научиться: Находить в художеств. Тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки, работать с орфоэпическим словарём.


Урок систематизации умений и навыков

Гласные и согласные звуки.

1




Урок систематизации умений и навыков

Фонетическая транскрипция.

1




Урок развития речи

Р.Р. Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

1

презентация



Урок систематизации умений и навыков

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

1

аудиозапись



Урок систематизации умений и навыков

Слог. Ударение.

1




Орфоэпия-3.


Ученик научится: Владеть основными правилами произношения ударных и безударных гласных в современном русском литературном языке, правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных, выполнять сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов. Ученик получит возможность научиться: работать с орфоэпическим словарем, оценивать собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.

Урок систематизации умений и навыков

Произношение гласных звуков.

1




Урок систематизации умений и навыков

Произношение согласных звуков

1




Урок повторения и обобщения

Повторение и обобщение материала разделов.


1

онлайн-тесты



Графика-4

Ученик научится: Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарём.

Ученик получит возможность научиться: Проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.


Урок систематизации умений и навыков

Алфавит и его использование.


1

презентация



Урок систематизации умений и навыков

Звуки и буквы.

1




Урок систематизации умений и навыков

Обозначение звуков с помощью букв Е,Ё,Ю,Я.

1




Урок контроля

Контрольная работа №1

1




Морфемика-5

Ученик научится: Определять форму слов, подбирать однокоренные слова, делать морфемный разбор, правильно писать корни с чередующимися гласными, приставки, слова с буквами о-ё после шипящих, и-ы после ц. Осознавать морфему как значимую единицу языка, определять часть речи на основе морфемной модели. Ученик получит возможность научиться: Находить слова с суффиксами оценки в художественной речи и произведениях устного народного творчества. Работать со словарем значения морфем, этимологическими словарями. Выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи.

1

Урок формирования (усвоения)новых знаний

Морфема - значимая часть слова.

Выразительные возможности морфем.


1




Урок формирования (усвоения)новых знаний

Морфемная модель слова.


1




Урок формирования (усвоения)новых знаний

Корень слова

1

слайд-шоу



Урок формирования (усвоения)новых знаний

Чередование гласных и согласных в морфемах.

1

фраза



Лексикология-5

Ученик научится: Понимать различие лексического и грамматического значений слова; объяснять лексическое значение слова, используя разные способы (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов; наглядное изображение предмета, обозначаемого словом (рисунок, фотография); с опорой на морфемное строение. Правильно употреблять слова в соответствии с его лексическим значением, стилистической окраской. Ученик получит возможность научиться: Работать с толковым словарем, находить примеры синонимов, омонимов, антонимов и многозначных слов. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Составлять план текста, озаглавливать его, создавать тексты по картине.

Урок формирования (усвоения)новых знаний

Способы объяснения лексического значения слова.


2




Урок формирования (усвоения)новых знаний

Тематические группы слов.


1




Урок развития речи

Р.Р.Сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» (N124)

1

презентация



Урок контроля

Контрольная работа.№2

1





Орфография-14

Ученик научится: Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокор.слов, а также приёмами применения изученных правил.

Ученик получит возможность научиться: устно объяснять выбор написания, использовать на письме специальные графические обозначения, самостоятельно подбирать слова на изученные темы.

Урок формирования (усвоения)новых знаний

Разделы русской орфографии. Орфография как раздел лингвистики.

Правописание морфем.

1




Урок формирования (усвоения)новых знаний

Правописание И,У,А после шипящих. Правописание сочетаний ЧН, ЧК, НЧ, ЩН, НЩ,РЩ.

1

фраза



Урок формирования (усвоения)новых знаний

Правописание безударных гласных в корне слов

1




Урок развития речи

Р.Р.Изложение «Золотой дождь»

( упр. 655, 1ч вместо

«Добрая береза»N142)

1

презентация



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание согласных в корнях слов.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание падежных окончаний существительных

1

фраза



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание личных окончаний глаголов


2




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Написание ь после шипящих

Правописание -тся, -ться в глаголах

1

фраза



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Употребление разделительных ь,ъ

2




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Слитные, дефисные и раздельные написания

1




Урок повторения и обобщения

Повторение и обобщение по разделу «Орфография»


1




Урок контроля

Контрольная работа №3

1






Морфология-4

Ученик научится: различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки частей речи; знать как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонений.

Ученик получит возможность научиться: Правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Части речи в русском языке. Морфология как раздел лингвистики.


1

презентация



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Наречие как часть речи.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Образование форм слова с помощью окончания.

1




Урок развития речи

Р.Р. Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему (n209)

1




Культура речи3

Ученик научится: Владеть орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами.

Ученик получит возможность научиться: Уметь использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т. п. с учетом речевой ситуации, условий общения.

Урок развития речи

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

1




Урок развития речи

Р.Р.Сочинение по картине

И.И.Левитана «Золотая осень» (N 598, вместо N271)


1

слайд-

шоу



Урок развития речи

Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации.

1




Синтаксис и пунктуация -30(21+9)

Ученик научится: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний; выделять основу предложения, характеризовать предложения, соблюдать верную интонацию конца предложения.

Ученик получит возможность научиться: Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять знаки постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения.

Урок формирования новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса.

1




Урок формирования новых знаний

Виды словосочетаний

1

таблица



Урок формирования новых знаний

Предложение как единица синтаксиса.

Интонация предложения.

1




Урок формирования новых знаний

Главные члены предложения.


2




Урок формирования новых знаний

Второстепенные члены предложения.

1




Урок развития речи

Р.Р.Сжатое изложение-миниатюра

(по N386 - Л.Андреев «Кусака») стар.уч.

1

аудиозапись



Урок формирования новых знаний

Виды предложения по цели высказывания.

2




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Виды предложений по интонации.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Виды предложений по наличию второстепенных членов

1

таблица



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Виды предложений по количеству грамматических основ.

2




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Предложение с однородными членами

2

фраза



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Предложения с обращениями.


1




Урок развития речи

Р.Р.Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский Дворик» упр№ 372

1

презентация



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Предложения с вводными словами.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Предложения со сравнительными оборотами.

1




Урок развития речи

Предложения с прямой речью.

1




Урок развития речи

Диалог

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Пунктуация (9).

Зачем нужны знаки препинания. Понятие о пунктуации. Знаки препинания в конце предложения.


1

Видео

фрагмент



Урок формирования и совершенствования умений и навык

Знаки препинания внутри простого предложения.


1

фраза



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Знаки препинания между частями сложного предложения.

1




Урок развития речи

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1




Урок развития речи

Р.Р.Изложение «Поющие деревья» (N 355) или « Первый снег»

2

аудиозапись



Урок повторения

Повторение и обобщение по разделам.

1




Урок контроля

Контрольная работа №4


1





Анализ контрольной работы


1




Текстоведение-10

Ученик научится: Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок. Владеть основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала; последовательность изложения (развертывание содержания по плану); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.

Ученик получит возможность научиться: Употреблять языковые средства в текстах разных типов. Создавать устный и письменный рассказ по заданному сюжету, текст- делового повествования (инструкции).Использовать прилагательные, словосочетания со значением качественного признака, сравнительных оборотов с союзами как, как будто, точно и других языковых средств в художественном описании. Уметь использовать специальные слова (в том числе вводные, союзы что, так как, наречия поэтому, потому) для связи частей текста-рассуждения. Создавать устных и письменных текстов-рассуждений на морально-этические, лингвистические темы. Редактировать текст.


Урок развития речи

Понятие о тексте. Основные признаки текста

1




Урок развития речи

Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте

1

таблица



Урок развития речи

Типы речи. Повествование.

1




Урок развития речи

Описание

1




Урок развития речи

Сочинение по картине

Р.Р. Сочинение по картине Юона «Русская зима»

2

презентация



Урок развития речи

Рассуждение.

1




Урок развития речи

План текста.

1




Урок развития речи

Р.Р.Сжатое изложение (N554)

1




Урок развития речи

Требования к содержанию и построению текста. Работа над ошибками

1






Словообразование-12

Ученик научится: Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учётом имения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами.

Ученик получит возможность научиться: Пользоваться словарями значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественном тексте.


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Основные способы образования слов в русском языке.

1

таблица



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание букв О- А в корнях с чередованием

2

Фраза



Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Словообразование имён существительных.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Словообразование имён прилагательных.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Словообразование глаголов.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание приставок. Тест.

1




Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Образование слова и его морфемное строение.

1




Урок контроля

Контрольная работа

№5

1




Лексика и фразеология -

18

Ученик научится: Объяснять лексическое значение слов разными способами; пользоваться толковым словарём, распределять слова на тематические группы; различать прямое и переносное значение.

Ученик получит возможность научиться: Владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от слов и сочетаний.


97,98

Урок развития речи

Лексикология как раздел лингвистики.

Слова однозначные и многозначные.

2




99

Урок развития речи

Переносное значение слова.

Роль тропов в художественном тексте.

1




100,

101,102

Урок развития речи

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

3




103

Урок развития речи

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей.

1




104

Урок развития речи

Р.Р. Сочинению по картине В.А.Васнецова Иван-царевич на сером волке».

1

презентация



105,106

Урок развития речи

Исконно русские и заимствованные слова.

1




107


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Написание букв И - Ы после Ц.

1

Фраза



108,109


Урок развития речи

Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы. Термины.

1




110

Урок развития речи

Диалектизмы

1




111

Урок развития речи

Устаревшие слова.

1




112,113


Урок развития речи

Фразеология.

1




114

Урок контроля

Контрольная работа №6

1




Морфология. Имя существительное-16.

Ученик научится: Определять имя существительное как часть речи, характеризовать их морфологические признаки, правильно писать гласные в падежных окончаниях имен существительных. Осознавать особенности грамматического значения слова, распознавать самостоятельные части речи и их формы, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую функцию. Правильно писать суффиксы -ек-, -ик-; -чик-,-щик-, безударные окончания -е и -и имен существительных. Употреблять прописную букву при написании собственных имен существительных.

Ученик получит возможность научиться: Употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.


115

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Слово как часть речи. Морфология как раздел лингвистики.

1




116

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Общее значение имён сущ. и их употребление в речи.

1






117

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание суффиксов -чик, -щик-

1




118

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание суффиксов ек-,ик-

1

Фраза



119

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Постоянные морфологические признаки имён существительных. Собственные и нарицательные.

1




120

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1




121,122


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Род имён существительных.

Склонение имён существительных

2




123

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Слитное и раздельное написание НЕ с именами сущ.

1

Презентация



124

Урок развития речи

Р.Р.Изложение «Береза»

1




125

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Непостоянные морфологические признаки существительных.

1




126

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Безударные окончания -Е- и -И-

в именах существительных

1




127

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Имя существительное как член предложения. Синтаксическая роль .

1




128


Урок развития речи

Правильное употребление имён существительных. Тест

1




129

Урок повторения

Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

1

Фраза



130

Урок контроля

Контрольная работа . №7

1




Имя прилагательное15

Ученик научится: Определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль, распознавать полные краткие формы прилагательных, выполнять устный и письменный разбор прилагательных. Анализировать словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными, характеризовать прилагательное по его морфологическим признакам. Распознавать прилагательные, употребленные в прямом или переносном значении, установливать их разряд).Определять способыобразования имен прилагательных. Правильно образовывать, произносить, и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Правильно писать безударные окончания имен прилагательных, краткие прилагательные с основой на шипящую. Ученик получит возможность научиться: Употреблять прилагательные в художественном тексте в качестве эпитетов.


131

Урок развития речи

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

1




132

Урок развития речи

Роль прилагательных в научном и художественном описании.

1




133


Урок развития речи

Р.Р.Сочинение по картине

(по картине А.И. Куинджи «Березовая роща» - N673)

1

Презентация



134


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Качественные прилагательные.

1




135, 136

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные.

2




137


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных.

1




138, 139


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Степени сравнения имён прилагательных

2

Таблица



140

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Полные и краткие имена прил.

1




141


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Склонение имён прилагательных.

1




142


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание безударных окончаний

имён прилагательных.

1




143

Урок развития речи

Имя прилагательное как член предложения.

Культура речи.

1




144

Урок развития речи

Правильное употребление имён прилагательных.

1




145

Урок контроля

Контрольная работа №8

1




Глагол-20

Ученик научится: Распознавать глаголы на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Различать однокоренные глаголы, образованные приставочным способом, и точно употреблять их в речи. Правильно писать: суффиксы -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-), безударные личные окончания глагола; -тся и -ться в глагольных формах. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Корни с чередованием и/ /е и их написание (бир-//-бер-, -тир-// -тер-, -мир//мер- и др.). Раздельное и слитное написание не с глаголами. Ученик получит возможность научиться: определять выразительную функцию глаголов в художественном тексте

146

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Общее значение глаголов. Употребление глаголов в речи

1

Таблица



147

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Инфинитив.

1






148

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

1






149

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Использование суффиксов -ива, -ыва, -ова, -ева

1






150

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Переходные и непереходные глаголы.

1




151


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Возвратные и невозвратные глаголы.

1




152,153


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Правописание корней с чередующимися гласными Е-И.

2

Фраза



154

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение

1

Презентация



155


Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Повелительное наклонение глаголов

1




156

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Изъявительное наклонение глаголов.

1




157


Урок развития речи

Р.Р.Сочинение по рассказу В.Ю.Драгунского «…Бы»

1






158

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Времена глагола.

1






159

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Повторение и обобщение по теме

«Непостоянные морфологические признаки глагола»

1




160

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Безличные глаголы.

1




161

Урок формирования и совершенствования умений и навыков

Глагол как член предложения

1




162

Урок развития речи

Изложение текста-повествования

1

Аудиозапись





163

Урок развития речи

Культура речи.

1




164


Урок обобщения и повторения

Повторение по теме «Глагол»

1




165


Урок контроля

Контрольная работа. №9

1




Повторение по итогам года-10.



Повторить изученные разделы лингвистики, закрепить полученные знания, совершенствовать полученные умения.




166

Урок обобщения

Предмет изучения лингвистики.

1




167

168

Урок обобщения

Правописание морфем.

2




169

170

Урок обобщения

Орфограммы глагола

2




171

Урок обобщения

Простое осложнённое предложение.

1




172

Урок обобщения

Сложные предложения

1




173

Урок контроля

Контрольная работа. Тест

1




174


Анализ работ.

1




175

Урок повторения

Слово-дело великое

1





































КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Диагностическая работа.

Тестовая работа.

Обведите кружком букву (или буквы) правильного ответа.

1. Главные члены предложения:

Говорливый ручеёк резво бежал по оврагу.

а) говорливый ручеёк; б) бежал по оврагу; в)ручеёк бежал; г) бежал резво.


2. Пишется раздельно:

а) (за)бежал; б) (за)метный; в) (за)домом; г) (за)лез.


3. Слово по составу разобрано верно:

а) за-шум-е-л; б) за-шум-ел; г) за-шу-мел.


4. Укажите слово 2-го склонения:

а) сын; б) сирень; в) апрель; г) капель.

5. Не является однокоренным слово:

а) водичка; б) водитель; в) водный; г) водяной.


6. Слово с проверяемой гласной в корне:

а) луна; б) месяц; в) облако; г) земля.


7. Укажите лишнее:

а) приставка; б) корень; в) предлог; г) окончание.


8. Нужно писать Ь:

а) сыч; б) тиш; в) камыш; г) дич.


9. В слове ДЕНЬ:

а) 4б,4зв; б) 4б,5зв; в) 4б, 3зв; г) 3б, 4зв.


10. письмо под диктовку.



Осенний лес.


Особенно красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы выделяются пурпурные пятна клёнов и осин. Кружатся и падают берёзовые жёлтые листья.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Рядом краснеет шапочка позднего подосиновика. Тонко свистит рябчик, высоко в небе пролетают косяком журавли.



Проверочный диктант по теме «Повторение изученного в 1 - 4 классах».


Диктант.


Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идёшь по лесной тропинке, кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздаётся звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пёстрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой, а то её найдёт лисица и съест.

(80 слов).


Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

  1. Обозначьте части речи всех слов в выделенном предложении.

  2. Составьте схему последнего предложения.




Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».


Осень в лесу.

После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянках краснеют рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.

Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает липкая паутина.

Птицы начинают готовиться к отлёту на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса.

( 84 слова)


Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

  1. Подчеркните грамматические основы в выделенных предложениях (по вариантам).

  2. Разберите по составу:

1 в а р и а н т - наступает, подосиновики.

2 в а р и а н т - на полянах, готовиться.



Контрольный диктант по теме «Синтаксис».

Заячьи лапы.

Поздно ночью рассказал мне дед Ларион историю о необыкновенном зайце.

В августе ходил дед охотиться. Попался ему заяц с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся.

Дед пошёл дальше, но затревожился. Он понял, что начался лесной пожар. Ветер перешёл в ураган. Огонь стремительно мчался по земле. Дед побежал по кочкам. И в это время выбежал заяц с рваным ухом. Он бежал медленно, волочил задние лапы, потому что они обгорели.

Дед знал, что звери лучше чуют опасность и всегда спасаются. Он побежал за зайцем. Дед плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!».

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса, оба упали от усталости. Дед подобрал зайца, отнёс домой и вылечил.

(По К. Паустовскому)


Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

1.Выписать все словосочетания из предпоследнего предложения . Одно из них разобрать.

2. Начертить схему предложения с прямой речью.

3. Выполнить пунктуационный разбор второго предложения.

4. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.






Контрольный диктант по теме «Фонетика».

На даче.

Лето после экзаменов я провёл у родителей на даче близ станции Столбовой.

Старинный дом их стоял ещё со времён войны с Наполеоном. Вокруг дома был парк с вековыми деревьями.

Внутри дома были узкие комнаты, высокие окна. Настольная керосиновая лампа разбрасывала гигантских размеров тени по углам бордовых стен и потолку.

Под парком вилась небольшая речка с несколькими омутами. Над одним их этих омутов росла большая старая берёза. Её зелёные ветви нависали над водой воздушной беседкой. В их крепком переплетении можно было сидеть или лежать. Здесь и устроил я свой рабочий уголок. Я читал Тютчева, писал первые стихи.

В гуще этого дерева за три летних месяца я написал стихотворения своей первой книги.

( По Б. Пастернаку).



Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

  1. Выписать два - три слова с проверочными гласными в корне слова. Записать проверочные слова.

  2. Сделать фонетический разбор слов:

1 в а р и а н т - провёл

2 в а р и а н т - деревья.


Контрольный диктант по теме «Морфемика».


Диктант.

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и собираются удержать меня. Из придорожных зарослей вылетела перепёлка и скрылась во ржи.

Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля и кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.

Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и грибов. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали поляны. Стоит присесть, и сразу увидишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики.

Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину сладких ягод. Здесь моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (По Д.Зуеву)





Контрольный диктант и тестовая работа по теме «Имя существительное».

Диктант.

Разговор деревьев.

Шоколадные почки распускаются, и на каждом зелёном хвостике висит большая прозрачная капля.

Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго всё будет пахнуть ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.

Ветер тёплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная ёлочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу!

Тест

1 в а р и а н т

1. Укажите имена существительные.

Они, всходы, теплота, яблочный, трусость, нянчит, вождение, обедают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на -И:

Гулять по улиц…, отдыхать в санатори…, заботиться о молодеж…, строить на побереж…,жить в селени…

3. Указать слово с суффиксом -ЩИК-

Подпис…ик, извоз…ик, чекан…ик, зруз…ик.

4. Какое из существительных имеет только форму единственного числа?

Студент, молодежь, юноша, девушка.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание -ОВ:

Валенки, носки, макароны, дела.

6. Какое существительное в И.п. мн.ч., имеет окончание -А?

Инженер, офицер, профессор, тренер.

2 в а р и а н т.

1. Указать имена существительные.

Он, доброта, хождение, свежесть, жадничает, рыбачий, завтракают.

2. Указать словосочетания, в которых существительные оканчиваются на -Е:

Собраться на площад…, писать о геро…, расположиться в рощ…, росли в тепл…, прогуляться по алле….

3. Указать слово с суффиксом -чик-

Перебеж…ик, камен…ик, бакен…ик, носиль…к.

4. Какое из существительных имеет только форму множественного числа?

Вьюги, метели, заморозки, оттепели.

5. Какое существительное в родительном падеже множественного числа имеет окончание -ОВ:

Помидоры, офицеры, чулки, макароны.

6. Какое существительное в И.п, мн.числа имеет окончание -Ы? Директор, доктор, мастер, шофёр.


Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»

Диктант.

Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было ещё светло. Глянцевая зыбь отражала чисто небо. Но всё же вечер чувствовался и тут.

Выпуклые стёкла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько тёмные и толстые, что днём невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зелёным и красным и ярко светились.

Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт.

Водянистые звёзды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани.

(В. П. Катаев).


Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

  1. Начертить схему четвёртого (1-й вариант) и последнего предложения (2-й вариант), подчеркнуть в них грамматические основы.

  2. От трёх полных прилагательных из текста образовать краткую форму.

  3. Выполнить морфологический разбор двух прилагательных из предложения первого задания ( по вариантам).

  4. Разобрать по составу прилагательные

1 вариант - радостный, праздничный.

2 вариант - ужасном, длинным.


Контрольный диктант по теме «Глагол»

Диктант.

Вот я и написала письмо. Изложила свои мысли на бумаге, сложила лист пополам, подровняла концы, положила в конверт, чуть коснулась краёв кисточкой с клеем и отравила письмо в город Ростов.

Потом я расположилась на диване и вспомнила, как вчера загорала на пляже.

Следующее утро. Солнце ещё не разгорелось. Застряло в облаках, как золотая рыбка, только блестящие плавники плавно касаются горизонта. Природа замерла. Я выглядываю в окно и тоже замираю.

Время застилать кровать. Через пять минут постель застелена, а я делаю зарядку. Я хочу коснуться ладонями пола. Получилось, касаюсь. Я скачу, бегаю на месте, прыгаю. Просто блестяще!


Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

  1. Выделить корни с чередующими гласными. Графически объяснить их написание.

  2. Выписать по два глагола совершенного и несовершенного вида и записать их в начальной форме.


Диктант, контрольная работа по теме «Глагол»

Весенняя капель

Капель у нас просыпается раньше людей. По розовой сосульке скользит прозрачная капелька. Она висит и покачивается на острие, потом срывается и звонко шлёпается и затвердевший снег. Когда капелька наливается, покачивается, в ней отражаются и барак, и небо, и остаток луны.

Потом начинает скользить и вытягиваться капель, за ней другая и ещё. Вот они уже побежали вдвоём. И вот уже светлеет, делается прозрачной розовая на заре сосулька.

Проверочная работа.

  1. Определить вид глагола: прочитать, дышать, построила.

  2. Указать окончание глагола 1-го спряжения: -ите, -ят, -ем, -ишь.

  3. В каких словах на конце пишется Ь? Думаеш…, пахуч…, ноч…, береч…

  4. Указать суффикс глагола прошедшего времени. -ал; -ют; -л; -а.

  5. Выписать из текста глагол, строение которого соответствует схеме:


  1. Выписать из текста глагол 2-го спряжения, настоящего времени, 3-го лица, единственного числа.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух. В лесу всё дышит весной. Вот - вот поплывут по реке первые льдины.

  1. В каком слове на месте пропуска пишется Е?

Зам…рать, выт…реть, забл…стать, расст…лать.

  1. В каком случае глагол имеет окончание -ят?

Знамёна ре…т. Дрова кол…т. Камыш дремл…т. Дом стро…т.

  1. В каком случае а глаголе на месте пропуска пишется Ь?

Девочка старает…ся. Он увлекает…ся. Знамя развевает…ся. Надо торопит…ся.


  1. Определить форму глагола по окончанию:

-ешь …………………………… -у……………………………………………

-ят…………………………… -им……………………………………………

11. Записать слова, распределив их в два столбика ( с Ь и без него): обжеч..ся, терпиш.., из-за туч…, мыш…, хорош…, пейзаж…, не зависиш….






Контрольный годовой диктант и его анализ.

Диктант.

Каждый год возвращаются журавли из далёких стран на родное болото. Над морями и широкой степью, над реками и огромными лесами летят они весной на свою родину.

Большое болото заросло камышом и прошлогодней осокой. В самых отдалённых метах устраивают свои гнёзда осторожные журавли. Хорошо им жить на болотах. Никто не потревожит их покой.

Весной журавли водят весёлые хороводы, они собираются в кружок на болоте и машут крыльями. Скоро выведутся у них маленькие журавлята. Будут расти малыши, учиться летать.


Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е.

  1. Указать, какой из схем соответствует данное предложение.

Вечерний туман дымился в камыше и лёгким паром вился над водой.

А) б)

2. Разобрать по составу слова: солнышко, грибной, горнист, прокричала.

3. Определить, сколько звуков в слове бьёт.

4. В каких словах нужно писать Ь? Хорош…, береч…, читаеш…, из-за дач…, стриж…, мыш….

  1. Написать небольшой текст по данному началу. Озаглавить его.

Весна - чудесное время года. Настоящая весна приходит в середине марта.




© 2010-2022