Внеклассное мероприятие Письмо родному краю

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного занятия на тему «Письмо родному краю ».

Цель: способствовать развитию активной гражданской позиции обучающихся, развитию патриотических чувств через знакомство с творчеством писателей Любимского района Ярославской области, прививать чувство любви к малой Родине;

познакомить с видами письма, требованиями к его написанию и оформлению адреса на конверте, бандероли, телеграмме;

способствовать расширению словарного запаса обучающихся через знакомство с паронимами: адрес, адресат, адресант.

  1. Организационный момент.

На фоне песни «Гляжу в озера синие» учитель демонстрирует на экране фотографии, изображающие Россию.

- Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

- Какие чувства вы испытали, когда рассматривали фотографии?

- Ваши слова мне хочется подтвердить словами А.Т. Твардовского:

Петь, что от края и до края

Во все концы, во все края

Ты вся моя и вся родная,

Большая родина моя.

- Эти слова станут эпиграфом нашего урока.

- Посмотрите, на ваших столах лежат конверты. Когда ими пользуются? Кто из вас писал письма? Кому? О чем вы писали? Приятно ли получать письма? Почему? Кому еще, кроме друзей и родственников, можно писать?

II. Сообщение нового материала

- Письма бывают личные (о них вы сейчас говорили) и служебные. Служебные письма бывают:

сопроводительными, которые сообщают адресату факт отправки ему прилагаемых к этому письму документов.

Направляем задания для проведения 2-го районного тура 16 Республиканской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Приложение: задания и ответы на 8 листах в двух экземплярах.

Письмо-сопровождение используется для уведомления отправителя о получении отправленных им документов, ценностей.

Подтверждаем получение 9 тома «Русской литературы» из серии «Энциклопедия для детей» (10 экземпляров) для использования в читальном зале городской библиотеки №3.

Письмо-просьба содержит просьбу о предоставлении каких-либо сведений.

Просим сообщить о сроках проведения в текущем году 2-й Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л.Н. Толстого, о названиях секций и условиях их участия в их работе.

Письмо - ответ предоставляет запрашиваемые сведения, информацию о выполнении требуемых действий в соответствии с полученным запросом.

На Ваше письмо от 17.11.03 за №718/16-3 сообщаем, 2-й Республиканская научно-практическая конференция школьников «Молодые таланты» состоится 2 апреля 2004 года. Планируется работа следующих секций: краеведческой, исследовательской, литературно-творческой, переводческой.

Письмо-напоминание обычно содержит напоминание об истечении или приближении установленного срока, в связи с чем необходимо принять меры. Состоит оно из одной фразы.

Напоминаем, что срок возвращения книги « А.И.Куприн. Собрание сочинений. В 5 томах. Т.5» в Центральную библиотеку г. Лощи истек 26 декабря2003 г.

Письмо-извещение используется для сообщения или утверждения какого-то факта и обычно начинается словами сообщаем, извещаем, ставим Вас в известность.

Письмо-приглашение адресуется конкретному лицу или учреждению.

Центр развития творчества г. Орел приглашает школьников принять участие в выставке детских картин, которая будет проводиться в дни зимних школьных каникул - с 3 по 9 января.

Письма отправляются по адресу, поэтому надо четко знать правила, по которым они оформляются.

Адрес - надпись на конверте, указывающая получателя и место назначения. Адресат - получатель, тот, кому адресовано письмо. Адресант - отправитель письма.

Почтовые правила оформления адреса:

1. Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.

2. Названия республик, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя - в дательном, отправителя - в именительном.

3. Обязательно ставится индекс предприятия связи места назначения, состоящий из 6 цифр.

Личные письма имеют определенный план:

1. Приветствие и обращение.

2. Изложение того, что хочешь написать (за что хочешь поблагодарить и т.д.), и вопросы о том, о чем хочешь узнать.

3. Заключение.

4. Подпись и дата.

Практическая работа:

Прочитайте. Можно ли это текст назвать письмом? Как надо его переделать, чтобы он стал письмом?

Ура! Я тебе купил самые красивые в мире туфли! Закачаешься! Вот так!

Дорогая сестра! С Новым годом, с новым счастьем! Прими от меня сердечные пожелания. Хочу, чтобы удача никогда не покидала тебя. Хочу, чтобы удача никогда не покидала тебя. Хочу, чтобы ты была всегда здорова и любима.

Мама и папа собираются тебя навестить.

Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга - любящего брата.

К какому виду письма отнесете вы этот текст? Докажите.

III. Практическая часть.

- Зачем нам конверты?

- Письмо наше будет необычным. А вот кому оно будет адресовано, попробуйте определить, прослушав строки Н.А.Некрасова:

Мне лепетал родимый лес:

Верь, нет милей родных небес!

Нигде не дышится вольней

Родных лугов, родных полей…


- Итак, какая перед вами стоит задача?

- Подготовиться к написанию письма к родному краю, признания в любви к нему нам помогут стихотворения наших земляков.

(демонстрируются слайды презентации « Любимский край»)

- Любимский край - один из красивейших мест Ярославской области. Природа нашего края богата, разнообразна и живописна. На север от Любима лежат возвышенные места, чередующиеся с небольшими низменностями, по которым пролегают долины рек. На речках можно встретить поселения бобров. Наши места не уступают прославленным курортным местам Европы. В любимских лесах много грибов и ягод, орехов. Есть такие леса, о которых можно сказать, что это край непуганых птиц. Летом можно заблудиться в ромашковых и васильковых полях, заслушаться пением птиц. Не обижает и осень наш край: так оденет природу, что удивляешься, откуда столько красок. Красива наша земля зимой. Волшебство!

О красоте нашей земли можно много говорить.

- В письмах принято обращаться к живым. Можно ли обращаться к неодушевленным предметам?

- Послушаем, как Н.А. Некрасов обращался к Волге. Какие чувства вызывает Волга у поэта? Какие слова подбирает для ее характеристики?



О Волга!... колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.


Чуткое восприятие природы характерно для Некрасова. Ближе всего ему пейзаж средней полосы России: луга, реки, поля, леса. На что обращает внимание поэт? Какие выразительные приемы использует, чтобы передать простую, но в то же время необыкновенную красоту озер, лугов?

Лугов…родной, любимый вид!

Там зелень ярче изумруда,

Нежнее шелковых ковров,

И, как серебряные блюда,

На ровной скатерти лугов

Стоят озера….



Вслушайтесь в строчки стихотворения Лидии Смагиной «Любим». Чем гордится автор?

Само название красиво

Через века его храним,

И нежность есть в тебе, и сила,

Наш загадочный Любим.

Мы очарованы тобою,

Не полюбить тебя нельзя

Своей особою судьбою

Живешь, иного не прося.

Все хорошо: и лес, и реки,

И улицы - стройны, чисты,

Небес распахнуты веки

И люди - мудрости просты….

- Сколько любви, нежности к родному краю вложил в свои слова В. Кудряшов в своих стихотворениях «В подвенечных нарядах березы…» и « Расплела осень косы». Что мило автору в родной природе? Как он это описывает? Какие выразительные приемы использует?

В подвенечных нарядах березы

Водят свадебный свой хоровод.

Прошумят по-весеннему грозы,

Синевой захлестнет небосвод.

И прольется хрустальными каплями

Теплый дождик на лес и поля.

Облегченно вздохнет усталая

В изумрудной накидке земля.

Как же мне не любить эту землю,

Милый край, где учился и рос.

Я другой красоты не приемлю

Без обильных утренних рос.

Без тенистых лесных тропинок,

Без речушек с прозрачной водой,

Беззащитных нежных былинок

И без горькой полыни седой.

***

Расплела осень косы

И раскинула по плечам.

На луга пали росы,

И прохладнее по ночам.

Заалели осины,

Пожелтели березы,

Опустели долины,

Приумолкли и грозы.

Только гроздья рябины

Полыхают огнем,

И печально гонимый

Плачет дождь за окном.

Плачет дождик по лету,

По цветистым лугам,

По оставленным где-то

Песням старых цыган.


- На что обращает внимание И. Смирнова в стихотворении «Ночь». Какие слова-характеристики подбирает для них? Почему?



Разбросала ночь по небу звезды,

Дочь - Луну за руку привела,

Чтобы путь-дорогу освещала,

Мир, покой душевный стерегла.

На асфальте спят деревьев тени,

И не слышен звонкий птиц трезвон,

Лишь река бежит, журча тихонько,

Под весенним слабым, тонким льдом.

Задремал, утих бродяга-ветер,

Спрятавшись от всех в глуши лесной.

Лишь не спит подснежник на опушке,

Наслаждаясь тишиной ночной.


- На что же обращают внимание в природе авторы этих стихотворений? Какие слова подбирают для их характеристики? Почему такие слова?

- Давайте перечислим объекты природы, на которые можно обратить внимание, а также дадим им характеристику. (Таблица заполняется вместе с детьми. Ее можно заполнять в ходе анализа стихотворений, а потом дополнить другими примерами)

Небо

Высокое, чистое, родное, веселое, доброе……………

………………..

Ручеек

Игривый, шумный, тихий, озорной, как ребенок,…………………………….

Солнце

Жаркое, трудится, дарит тепло, заботится………………….

Ветерок

Ласковый, странник, ……………………………

Роса

Как слезинка, чистая,…………………..

Ромашки

Подружки…………………………..

Тропинка

Вьется , манит, зовет, мягкая, знакомая………………

Овраг

…………………………………………..

Листок

…………………………………………………………

IV. Заключение

Итак, вы прослушали стихи о природе наших земляков. Вы обратили внимание на то, что обыкновенные березки, ручьи, звезды, небо, росы, тропинки необычайно красивые. Таких нигде нет! Поэтому вы должны написать письмо родному краю и рассказать о том, как он прекрасен. Как это сделала в одном из стихотворений Лидия Смагина:

Бреду к реке, мелеющей от зноя,

На высокий склон

Взбираюсь, подвигаема

Порывом странным.

Прекрасен мир кругом.

Используемая литература

1. Деловое письмо Г.Х.Ахбарова, Т.О. Скиргайло. - 2-е изд. - М: Просвещение, 2005.

2. Стихи Н.А.Некрасова, Лидии Смагиной, В.Кудряшова, И. Смирновой.

Приложение

Карточка для детей

Письма бывают

сопроводительными, которые сообщают адресату факт отправки ему прилагаемых к этому письму документов.

Направляем задания для проведения 2-го районного тура 16 Республиканской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.

Приложение: задания и ответы на 8 листах в двух экземплярах.

Письмо-сопровождение используется для уведомления отправителя о получении отправленных им документов, ценностей.

Подтверждаем получение 9 тома «Русской литературы» из серии «Энциклопедия для детей» (10 экземпляров) для использования в читальном зале городской библиотеки №3.

Письмо-просьба содержит просьбу о предоставлении каких-либо сведений.

Просим сообщить о сроках проведения в текущем году 2-й Республиканской научно-практической конференции школьников им. Л.Н. Толстого, о названиях секций и условиях их участия в их работе.

Письмо - ответ предоставляет запрашиваемые сведения, информацию о выполнении требуемых действий в соответствии с полученным запросом.

На Ваше письмо от 17.11.03 за №718/16-3 сообщаем, 2-й Республиканская научно-практическая конференция школьников «Молодые таланты» состоится 2 апреля 2004 года. Планируется работа следующих секций: краеведческой, исследовательской, литературно-творческой, переводческой.

Письмо-напоминание обычно содержит напоминание об истечении или приближении установленного срока, в связи с чем необходимо принять меры. Состоит оно из одной фразы.

Напоминаем, что срок возвращения книги « А.И.Куприн. Собрание сочинений. В 5 томах. Т.5» в Центральную библиотеку г. Лощи истек 26 декабря2003 г.

Письмо-извещение используется для сообщения или утверждения какого-то факта и обычно начинается словами сообщаем, извещаем, ставим Вас в известность.

Письмо-приглашение адресуется конкретному лицу или учреждению.

Центр развития творчества г. Орел приглашает школьников принять участие в выставке детских картин, которая будет проводиться в дни зимних школьных каникул - с 3 по 9 января.

Письма отправляются по адресу, поэтому надо четко знать правила, по которым они оформляются.

Адрес - надпись на конверте, указывающая получателя и место назначения. Адресат - получатель, тот, кому адресовано письмо. Адресант - отправитель письма.

Почтовые правила оформления адреса:

1. Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.

2. Названия республик, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя - в дательном, отправителя - в именительном.

3. Обязательно ставится индекс предприятия связи места назначения, состоящий из 6 цифр.

Личные письма имеют определенный план:

1. Приветствие и обращение.

2. Изложение того, что хочешь написать (за что хочешь поблагодарить и т.д.), и вопросы о том, о чем хочешь узнать.

3. Заключение.

4. Подпись и дата.

10


© 2010-2022