- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме
Конспект урока по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агапова Р.А. |
Дата | 11.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Политическая жизнь России накануне войны 1805 года (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Цель урока: показать, что Л.Н.Толстой отрицает нормы жизни высшего света и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Ход урока
I. Беседа по содержанию первых глав 1 части I тома романа.
Вопросы:
1. О каких событиях в Европе говорят первые слова Шерер, обращенные к князю Василию Курагину?
2. В чем видит Шерер великую роль АлександраI в международных событиях?
3. Как в суждениях о Наполеоне раскрываются политические позиции различных кругов русского дворянства в период 1805г.?
Шерер
1. «Право, я верю, что он антихрист»
2. «Нашему доброму и чудному…злодея»
3. «Император Александр…короля»
Пьер Безухов
1. «Наполеон велик…власть»
2. «Народ отдал ему власть…дело»
А.Болконский
1.«Наполеон как человек велик…оправдать»
На именинах Ростовых
1. «И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом?»
Вывод: Итак, два императора - Наполеон и Александр. Александр - спаситель, Наполеона осуждают за его жестокую политику, а Пьер Безухов говорит об исторической необходимости его поступков.
Историческая справка. Аркольский мост - впервые Наполеон будучи поручиком прославился: им был разработан план обстрела этого моста, и мост был взят.
Госпиталь в Яффе - гавань в Сирии, которая была взята французами, там была чума, Наполеон посетил госпиталь и подавал чумным руку. Этим выразилось его презрение к смерти. Так Наполеон покорял сердца людей.
Пленные в Африке - Наполеон обещал свободу пленным и расстрелял их.
Вывод: с одной стороны - величие, талант, с другой - жестокость.
Задание: раскрыть монархический смысл суждений Шерер и ее сторонников.
Вопросы:
1. В чем сходство и различие суждений Болконского и П.Безухова о Наполеоне?
2. Чьими устами выражена официальная политика царского двора?
3. Разговор о политике заканчивается анекдотом князя Ипполита. Прокомментируйте эту сцену.
4. С какой целью Толстой вводит в роман французскую речь?
Вывод: Французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией. Сам Толстой писал: «Есть характер того времени (как и характер каждой эпохи), вытекающий из большей отчужденности высшего круга от других сословий, из царствовавшей философии, из особенностей воспитания, из привычки употреблять французский язык и т.п. И этот характер я старался, сколько умел, выразить».
Простым использованием то русского, то французского языка толстой проявляет свое отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея (а он, как отмечает Толстой, по привычке часто переходит на французский язык и говорит на нем, как истинный француз) тоже приведены в основном по-русски, за исключением двух случаев: кн. Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски цитирует речь Наполеона.
Как правило, там, где описывается ложь, лицемерие или зло, в роман врывается французская или, позднее, немецкая речь.
А теперь рассмотрим, каков моральный облик тех, кто «делает» политику русского государства.
Вопросы:
1. Как Толстой относится к обитателям салона?
Но ведь писатель не показал объективно ни одного плохого поступка героев, ведь они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, и писатель не скрывает этого.
2. В чем же мы видим отрицательное отношение автора к ним?
Автор показал, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия.
Обобщение: Толстой стоит за каждым из своих героев и является постоянным их судьей. Отрицательное отношение писателя к этим людям проявляется
1) в постоянном подчеркивании разницы между тем, что говорят и как говорят герои, между внешней формой и внутренним содержанием их жизни
и
2) в показе героев в такие моменты, когда само собой наружу проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Толстой либо ждет, пока герой сам на мгновение приоткроет маску, либо срывает с него эту маску.
Задание:
1. Найти детали, обнажающие истинный смысл поведения героев (1гл.).
2. Отрицательное отношение Толстого к этим героям проявляется и в оценочном характере эпитетов и сравнений, в описаниях героев. Найти это.
3. Просмотрите 2-ую главу и найдите в ней факты, также говорящие о неестественности и фальши этого общества.
Поговорим об Андрее Болконском и Пьере Безухом.
Вопросы и задания:
1. Найти портреты кн.Андрея и Пьера.
2. Свои ли они в великосветском салоне, если судить только по портретам и манерам поведения? (Они здесь чужие).
3. Почему так внимательна Анна Павловна Шерер к Пьеру? Что ее заставляет быть такой по отношению к нему?
4. Что мы узнаем о его положении в свете? Как он сам относится к нему? Каково отношение всех к нему?
5. Где и когда кн.Андрей и Пьер успели познакомиться? Что объединяет этих 2-х, казалось бы, разных людей?
Кн. Андрей привлекает наше внимание своей непохожестью на остальных. Ему все здесь надоело. Сухой, надменный, неприятный человек - таким знают его гости Шерер.
Неужели кн. Болконский всегда со всеми так сух и неприветлив? Да, кроме Пьера. Но почему он так холоден, так внутренне груб с женою? Мы ничего не знаем об истории их брака, но легко можем представить себе, как все было. Он посещал вечера, потому что надо было куда-то ездить, он танцевал, потому что (как он сам скажет) надо танцевать, и женился потому, что нужно же когда-нибудь жениться, а девушка была хорошенькая и веселая. Он женился на прелестной девушке, и она вышла замуж за красивого, блестящего, богатого и знатного человека. Кого винить в том, что этот брак обернулся горечью и страданиями для обоих7 Жена его оказалась глупа, легкомысленна. Но как случилось, что умный взрослый человек женился на ней? Вовсе не просто решить все эти вопросы. Толстой знает: никто не виноват в том, как сложилась жизнь молодой семьи Болконских, - и оба виноваты, и никто не может изменить того, что случилось, потому что отношения двух людей легко разрешимы только со стороны, а изнутри все сложно.
6. Кн. Андрей уезжает на войну. Как он это объясняет?
Вот почему мы прощаем кн. Андрею его обращение с женой, потому что видим: он мучается, несчастлив, страдает, судит себя, потому что жизнь, которую он ведет, не по нему!
II. На дом: читать 1 часть II тома до конца.