Урок-игра Значение глагола в речи, 6 класс

Урок-путешествие по теме «Значение глагола в речи» разработан для учащихся  6 класса, проводится в игровой форме.        Цель:  показать роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических групп, глаголами движения, речи, чувства, звучания, выявить наиболее употребительные, воспитать интерес к изучению русского языка.     В игре учащиеся  находят пути реализации своих способ­ностей, осваивают новые виды деятельности, вырабатывая при...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие по теме «Значение глагола в речи», 6 класс


Цель: показать роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания, выявить наиболее употребительные, воспитать интерес к изучению русского языка, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Глагол является основой языка.

Найти верный глагол для фразы -

значит дать движение фразе.

А.Н.Толстой

Ход урока

1.Вступление

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы отправимся в лингвистическое путешествие в мир языка. Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное.

Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но я надеюсь, что мы всё преодолеем.

Перед отправлением проверим: всё ли необходимое находится на партах? Приготовьте ручки, тетради, учебники, дневники.

Итак, ваши рабочие тетради - это дневники путешественников, укажем в них дату и место нашего путешествия.

2. Запись числа в тетрадях.

Ученики записывают дату словами.

3.Обсуждение цели урока

Цель нашего путешествия - побывать в мире русского языка, в стране Морфологии. В этой стране 10 регионов, самый большой регион этой страны Существительное (в русском языке 40% слов - существительные), второй по величине Глагол (35%-глаголы).

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим, о каком регионе я говорю.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду -

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады

И хлеб в полях растёт.

Догадались, куда мы отправимся? Правильно, путешествовать мы будем по региону Глагол. Наша задача - определить роль глагола в построении связных высказываний, выявить, как эта удивительная часть речи обогащает нашу речь.

-Что такое глагол, что он обозначает?

- Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.

(Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

-Как вы думаете, только ли этим ограничивается его значение?

-Посмотрите на карту, на ней указан маршрут нашего следования. Мы остановимся в городах Глагол речи, Глагол звучания, Глагол цвета, Глагол движения. Итак, двигаемся по маршруту.

4. Движение по маршруту

Наша первая остановка «Глаголы речи».

-Как вы думаете, какую роль играют эти глаголы? В каких текстах чаще всего употребляются?

-Правильно, они играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.

- На ваших столах лежат распечатанные отрывки из сказки «Василиса Прекрасная», прочитайте их:

Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-Яга. Василиса встретила ее.

- Все ли сделано? - спрашивает Яга.

- Изволь посмотреть сама, бабушка,- молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала: - Ну, хорошо!

Потом крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

-Выпишите из данного текста глаголы речи.

-Какие из них подчеркивают характер героев сказки? (Молвила - потому что добрая, ласковая; крикнула - так как злая, сварливая)

Лексическая работа в группах

На доске записаны глаголы, распределите их по группам в три колонки:

  1. глаголы со значением речи,

  2. глаголы со значением чувств говорящего,

  3. глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

(Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, усмехнуться, застонать, приуныть)

Внимание! Станция «Глаголы звучания»

Послушайте нежную и звонкую мелодию весенних звуков. Выпишите глаголы, передающие звучание весны. (Подготовленный ученик выразительно читает текст Н.Сладкова «Весенние звуки»)



Весенние звуки

Давно ли все молчало, скованное зимней стужей. И вот похрустывает ледок, журчит вода, позванивают ледяные капельки на прутиках, окунутых в воду, шуршат на проталинах подсохшие листья. Вдали бормочет косач, на придорожных ракитах овсянки звенят бубенчиками, на елке надрывается пухлячок. Даже молчаливые сойки вскрикивают по-сорочьи! Хлынуло половодье весенних звуков - как прорвало!

- Обратите внимание, как мастерски автор описывает шествие весны по пробуждающейся земле. Первое место принадлежит глаголам звучания.
- Назовите эту своеобразную глагольную цепочку, передающую мелодию весенних звуков. (Похрустывает, журчит, позванивают, шуршат, звенят)
- Мир наполняется радостными звуками, которые все нарастают, усиливаются. Удивительно, как много весенних звуков смог услышать Н.Сладков.
- А умеете ли вы слушать природу, различать её звуки? Представьте, что мы в весеннем лесу.
(Звучит музыка «Звуки природы»)
- Расскажите о том, какие звуки природы вы слышали. Передайте свои чувства, впечатления, нарисуйте словами картину на тему «Звуки природы»

Работа над сочинением-миниатюрой «Звуки природы»

Выступления учащихся и обсуждение работ.

- Тексты какого стиля у вас получились?
- Какие языковые средства использовали?

Оценка выступлений учащихся.

Следующая остановка «Глаголы цвета»

-Мы побывали с вами в весеннем лесу, он полон звуками природы, раскрашен в разнообразные цвета. Как вы думаете, можно ли с помощью глаголов передать разнообразие цвета?

-Вспомните знакомые вам сибирские цветы, передайте с помощью глаголов цвет ромашки, василька, одуванчика, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.

Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

Четыре ученика выполняют задание на доске (они одновременно работают на разных частях доски); остальные дети пишут в тетрадях.

Итак, последняя станция «Глаголы движения»

Назовите известные вам глаголы со значением движения.

(Идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь)

-Определите лексическое значение глаголов и отметьте оттенки этих значений.

-Глаголов со значением действия в русском языке самое большое количество.

Работа с текстом.

(Текст, в котором пропущены глаголы, распечатан)

А теперь внимательно прочитайте текст, вставьте в него подходящие по смыслу глаголы движения.

Текст 1.

… свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и …вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров.

- Прочитайте, что у вас получилось.
- А теперь сравните с авторским текстом

Пронесся свежий ветерок, подул прохладой в лицо путнику, прошумел по листьям, открыл дверь в избе и затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур.

И.А.Гончаров.

-Какие глаголы вы вставили?
- Что помогает создать образ ветра? (глаголы движения.)
- Какую роль эти глаголы играют в тексте? (Усиливают впечатление, создают динамическую картину, служат характеристикой ветра).


5. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой.

- Что нового вы узнали о глаголе как части речи?
- О каких лексико-семантических группах глаголов вам стало известно?

-Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл высказывания А.Н.Толстого?

6. Домашнее задание

- Пора открыть дневники и записать домашнее задание (задание заранее записано учителем на доске):

Из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды» выписать глаголы, определить их значение

Выставление итоговых оценок за урок.


© 2010-2022