Научная статья: Понятие о тексте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Часть 1

Художественный текст - сложно построенный смысл. Все его элементы - это элементы смысловые. Однако этот смысл не есть что -то готовое, вложенное в определенную форму. Он порождается, развертывается постепенно, в результате взаимопроникновения разных смысловых и формальных элементов.

В учебной и методической литературе слово «текст» употребляется в разных значениях:

1. Дидактический материал, на котором построено упражнение ( здесь могут быть отдельные слова, словосочетания, предложения, отрывки из текста или отрывки из нескольких текстов, целый текст).

2. Сложное синтаксическое целое.

3. Художественное произведение ( в отличие от примечаний к нему, комментариев, предисловия, послесловия).

4. Единица языка и речи, обладающая определенными категориальными признаками.

В школьной практике категориальными признаками текста принято считать такие, как наличие или возможность заглавия, тема, основная мысль (идея), делимость ( начало - зачин, основная часть, конец), смысловая и структурная связанность, композиционная завершенность, стилистическое единство.

В моем понимании анализ текста - это характеристика его по тем параметрам, признакам, комплекс, единство которых и представляет собой текст.

Главная цель анализа текста - обучение школьников правилам, технологиям построения текста на примере классики; следовательно, текст для анализа должен быть образцовым. Классический текст - единое целое, где каждый элемент его на месте.

Как известно, в иерархически организованной системе языковых единиц разграничивают несколько уровней, каждый из которых имеет свои единицы ( или единицу). Перечисляя эти единицы по мере возрастания уровней, мы должны назвать их в следующем порядке: фонема ( звук) - морфема - лексема - словосочетание - предложение. (простое и сложное). Соответственно уровни языка: звуковой - словообразовательный - грамматический ( морфология, синтаксис). Однако сейчас доказано, что синтаксический уровень не является высшим, выше его располагается уровень связной речи, единицами которого являются сверхфазовое единство (СФЕ) (второе название - сложное синтаксическое целое - ССЦ), диалогическое единство и текст. Иерархические отношения заключаются в том, что «младшая» единица входит строевым компонентом в «старшую». Подобно тому, как словосочетание входит в простое предложение, а простое - в сложное ( на синтаксическом уровне), сверхфазовое и диалогическое единство входят в качестве строевых компонентов в текст. Суммируя вышесказанное, Н. Н. Арват в статье «О подходах в изучении структуры художественного текста» дает такое определение: « Текст - это высшая языковая единица на уровне связной речи». Это определение характеризует текст как знак. Лингвистические определения характеризуют текст как структурно - семантическую единицу: « Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфазовых единиц), объединенных разными типами лексической, логической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». В определении указан ряд лингвистических признаков текста. Поскольку языковой знак двусторонний (имеет форму и содержание) , то, говоря о соотношении обеих его сторон, следует отметить, что в плане содержания текст характеризуется наличием законченного , более или менее автономного смысла, а в плане выражения в тексте выделяется «текстостроительный материал», организованный по принципу соподчинения языковых и текстообразующие факторы и компоненты, аранжирующие этот материал в составе высказывания и сообщения». Текстообразующую роль выполняют специфические категории текста: информативность, модальность, континуум ( пространство и время), когезия ( связанность), интеграция (слияние и единство, цельность), проспекция - ретроспекция ( забегание вперед, оглядка на уже названное), подтекст ( по И. Р. Гальперину); развернутость, последовательность, связность, законченность, цельность ( по М. Б. Храпченко). Известны нижняя и верхняя границы текста, соответственно надпись, пословица и др. - целостное литературное произведение (эпопея, монография и др.).


© 2010-2022