- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кучеренко Е.Б. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование предмета «Литература» (базовый уровень) в 5 классе (70 часов)
| ||||||
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля/измерители | Дата/класс |
1 | Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним | 1 | Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Изучение содержания параграфа учебника, работа с теоретическим литературоведческим материалом | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека, уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Устный опрос. Тест |
|
2 | Фольклор - коллективное устное народное творчество | 1 | Выразительное чтение произведений малых фольклорных жанров, составление конспекта | Научиться различать произведения малых фольклорных жанров, использовать их в речи, навыкам пересказа | Конспект, устный опрос |
|
3 | Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы | 1 | Выразительное чтение, составление конспекта по видам сказок, ответы на вопросы | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Конспект, устный опрос |
|
4 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | 1 | Выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Устный опрос, тест |
|
5 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки | 1 | Пересказ, ответы на вопросы, характеристика героев | Научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Устный опрос, самостоятельная работа |
|
6 | «Иван Царевич и чудо-юдо». Жанр сказки | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы, жанровые особенности сказки | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | Устный опрос, пересказ |
|
7
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы, жанровые особенности сказок | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | Устный опрос, пересказ
|
|
8 | Контрольная работа по русским народным сказкам | 1 | Письменный ответ на вопрос | Научиться письменно отвечать на поставленные вопросы | Контрольная работа |
|
9 | Общее представление о древнерусской литературе |
1 | Изучение параграфа учебника, работа с теоретическим литературовед-ческим материалом
| Понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи | Конспект параграфа учебника
|
|
10 | Русские летописи. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | Чтение, ответы на вопросы, составление тезисного плана статьи учебника | Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы | План-конспект параграфа учебника |
|
11 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 | Знакомство с материалом параграфа учебника, составление тезисного плана, выразительное чтение и анализ стихотворения | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Тезисный план, устный опрос |
|
12 | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И.А. Крылов. |
1 | Изучение содержания параграфа учебника, выразительное чтение басен, рассказ о жизни И.А. Крылова, ответы на вопросы | Научиться понимать иносказательный текст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования | Сообщение о жизни Крылова, устный опрос |
|
13 | Басни И.А. Крылова. Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 1 | Выразительное чтение басен по ролям, ответы на вопросы | Научиться выразительно читать басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности | Выразительное чтение басен, устный опрос |
|
14 | В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок» | 1 | Сообщение о Жуковском, выразительное чтение сказки, баллады, ответы на вопросы | Научиться определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности народной сказки | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
15 | К.Р. Контрольный тест | 1 | Ответы на вопросы теста | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы | Тест |
|
16 | Р.Р. А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне» | 1 | Сообщение, рассказ о годах учения Пушкина, выразительное чтение и анализ стихотворения «Няне» | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта | Сообщение, устный опрос |
|
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы, составление таблицы «Стихотворная и прозаическая речь» | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, выразительно читать пролог, познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила» | Выразительное чтение, устный опрос |
|
18 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Народная мораль, нравственность, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом | 1 | Чтение и анализ сказки, характеристика образов | Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по её содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений - иллюстраций к сказке | Устный опрос |
|
19 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | 1 | Сопоставительный анализ сказок народной и пушкинской | Научиться находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение | Устный опрос |
|
20 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». | 1 | Сообщение о писателе, выразительное чтение, ответы на вопросы, составление электронной презентации | Научиться составлять первичный проект, электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского» | Проект, презентация |
|
21 | А.Погорельский. «Чёрная курица». Мир детства в изображении писателя. | 1 | Чтение по ролям. Анализ образа главного героя, обсуждение проектов | Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке, выполнять проектную деятельность по алгоритму | Проект |
|
22 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) | 1 | Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника | Сообщение, устный опрос |
|
23 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | 1 | Анализ сцен сражения, выразительно-изобразительные приёмы создания атмосферы боя | Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать своё отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста | Устный опрос, выразительное чтение |
|
24 | Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | Сообщение о писателе. Выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Сообщение, устный опрос |
|
25 | Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя | 1 | Чтение и анализ повести, ответы на вопросы, характеристика образов главных героев | Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать своё мнение о них | Устный опрос |
|
26 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины | 1 | Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки | Сообщение, устный опрос |
|
27 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир детства | 1 | Выразительное чтение по ролям, ответы на вопросы, анализ средств создания образов героев стихотворения | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения | Устный опрос |
|
28 | И.С. Тургенев. «Муму». Реальная основа рассказа | 1 | Сообщение о писателе, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться выявлять нравственную проблематику произведения | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
29 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму» | 1 | Ответы на вопросы, выборочное чтение, пересказ | Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов | Пересказ, устный опрос |
|
30 | Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных | 1 | Пересказ, выборочное чтение, ответы на вопросы | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать своё отношение к героям произведения | Характеристика главного героя |
|
31 | К.Р., Р.Р, Сочинение «Чему посвящён рассказ «Муму»?» | 1 | Коллективное составление плана к сочинению, ответы на вопросы, подбор цитатного материала | Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | План к сочинению |
|
32 | А.А. Фет. «Весенний дождь» - радостная, яркая картина весенней природы | 1 | Сообщение, повторение средств выразительности, приёмов анализа поэтического текста, выразительное чтение | Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
33 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды | 1 | Сообщение, выразительное чтение и анализ прочитанного, ответы на вопросы | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи | Сообщение, устный опрос |
|
34 | Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина | 1 | Анализ поступков героев, средств создания литературных образов, составление сравнительной характеристики героев по алгоритму | Научиться выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев | Устный опрос |
|
35 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н. Толстого | 1 | Ответы на вопросы, образы Жилина и Дины, анализ эпизодов рассказа | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними | Устный опрос, пересказ отдельных эпизодов рассказа |
|
36 | А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества | 1 | Сообщение о Чехове, выразительное чтение рассказа, ответы на вопросы | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова» | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
37 | Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | 1 | Анализ речевой характеристики героев, первичное проектирование по теме «Средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению» при консультативной помощи учителя | Научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности | Устный опрос |
|
38 | Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе | 1 | Краткие сообщения о поэтах, выразительно чтение и анализ стихотворений | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать и анализировать актёрское чтение | Сообщения, выразительное чтение |
|
39 | Р.Р. Сочинение. «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» | 1 | Составление плана сочинения | Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания | План сочинения |
|
40 | В.Г. Короленко. Автобиографичность, гуманистический смысл повести «В дурном обществе». |
1 | Сообщение, выборочное чтение, ответы на вопросы | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям повести | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
41 | Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести В.Г. Короленко | 1 | Ответы на вопросы, анализ описания портретов героев, пейзажей | Научиться давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте | Устный опрос, выразительное чтение |
|
42 | Р.Р. Обучение навыкам характеристики героев | 1 | Конспект лекции учителя, ответы на вопросы | Научиться давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | План к сочинению |
|
43 | С.А. Есенин. Образы малой родины в стихотворениях поэта | 1 | Сообщение, выразительное чтение стихотворений и их анализ | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина) | Выразительное чтение, иллюстрации к стихотворениям |
|
44 | П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика | 1 | Сообщение, выразительное чтение, выборочный пересказ, ответы на вопросы | Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности (создание иллюстраций) | Сообщение, устный опрос, иллюстрации |
|
45 | Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка» | 1 | Выразительное чтение и пересказ, ответы на вопросы | Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов, составлять электронную презентацию «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха» | Презентация, устный опрос |
|
46 | К.Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб». Тема и проблема, герои произведения | 1 | Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки | Сообщение, устный опрос |
|
47 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | 1 | Пересказ, выразительное выборочное чтение, ответы на вопросы | Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя | Устный опрос |
|
48 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев, слушать и оценивать актёрское чтение, анализировать текст | Устный опрос, выразительное чтение |
|
49 | С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы | 1 | Сообщение, чтение по ролям, ответы на вопросы | Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значения незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Сообщение, выразительное чтение |
|
50 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом - традиция русских народных сказок | 1 | Пересказ, ответы на вопросы, конкурс иллюстраций | Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки, видеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. Маршака | Пересказ, устный опрос, конкурс иллюстраций |
|
51 | К.Р. Тест по литературе ХХ века | 1 | Ответы на вопросы теста | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Тест |
|
52 | А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 1 | Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться давать характеристику главному герою произведения, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
53 | Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита» | 1 | Пересказ, выборочное выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе | Пересказ, устный опрос |
|
54 | В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» | 1 | Сообщение, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться определять автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения | Сообщение, устный опрос |
|
55 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 1 | Пересказ, ответы на вопросы, мини-сочинение «Путешествие по лесу» | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом | Пересказ, мини-сочинение «Путешествие по лесу» |
|
56 | Поэты о Великой Отечественной войне. К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…», А.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети | 1 | Выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим; развивать патриотические чувства | Выразительное чтение, устный опрос |
|
57 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин, А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин | 1 | Сообщения о писателях, выразительное чтение, ответы на вопросы | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Сообщения, чтение наизусть стихотворений, устный опрос |
|
58 | Произведения о Родине и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» | 1 | Сообщение о писателях, выразительное чтение и анализ стихотворений | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи | Сообщения, чтение наизусть стихотворений, устный опрос |
|
59 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | Сообщение о писателе, выразительное чтение, беседа по вопросам | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать герои и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, расширить представление о юморе в литературе, развивать творческие способности, чувство юмора | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос |
|
60 | Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме | 1 | Сообщение о писателе, чтение и анализ стихотворения | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать герои и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, расширить представление о юморе в литературе, развивать творческие способности, чувство юмора | Сообщение, выразительное чтение, устный опрос
|
|
61 | К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX веков» (тестирование) | 1 | Выполнение теста | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Тест |
|
62 | Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков | 1 | Сообщение о писателе, выразительное чтение и анализ стихотворения | Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки | Сообщение, устный опрос |
|
63 | Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека | 1 | Сообщение о писателе, краткий пересказ и анализ отдельных глав романа, ответы на вопросы | Научиться выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы | Сообщение, пересказ, устный опрос |
|
64 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического | 1 | Сообщение о писателе, выразительное чтение, выборочный пересказ, ответы на вопросы | Научиться отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки | Сообщение, пересказ, устный опрос |
|
65 | Характеристика героев сказки. Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева | 1 | Ответы на вопросы, сравнительная характеристика героев по алгоритму | Научиться видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | Устный и письменный опрос, сравнительная характеристика Герды и Снежной королевы |
|
66 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева». Викторина | 1 | Ответы на вопросы викторины, конкурс иллюстраций к сказке, мини-сочинений | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей | Устный опрос, иллюстрации, мини-сочинения |
|
67 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена. | 1 | Сообщение, пересказ отдельных глав, ответы на вопросы | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | Сообщение, пересказ |
|
68 | В.Ч. Дж. Лондон. «Сказание о Кише» - повествование о взрослении подростка. Характер мальчика - смелость, мужество | 1 | Сообщение, пересказ, ответы на вопросы | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства | Сообщение, пересказ, устный опрос |
|
69 | К.Р. Итоговый тест | 1 | Выполнение теста | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | Тест |
|
70 | Рекомендуемая литература на лето | 1 | Беседа, составление списка литературы для чтения летом | Продолжить изучение русской и зарубежной литературы, повышать читательскую культуру |
|
|