Рабочая программа курса по выбору (русский язык) для 5 класса

  Все ступени школьного образования постепенно переходят к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых сформулированы основные требования как к самому процессу обучения, так и к его результатам. Большое внимание ФГОС уделяет, в частности, контролю и оценке результатов обучения. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование различных компетенций учащихся, причем степень сформированности каждой из компетенции должна быть проверена. Цель программы «Тес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все ступени школьного образования постепенно переходят к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, в которых сформулированы основные требования как к самому процессу обучения, так и к его результатам. Большое внимание ФГОС уделяет, в частности, контролю и оценке результатов обучения. Деятельность учителя должна быть направлена на формирование различных компетенций учащихся, причем степень сформированности каждой из компетенции должна быть проверена.

Цель программы «Тесты по русскому языку» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Основные задачи программы:

Образовательные:

развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

Развивающие:

развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;

формирование социально активной, конкурентоспособной личности;

Современная педагогика одним из самых объективных и наиболее удобных методов контроля считает тестирование. В связи с этим настоящий курс является весьма актуальным и своевременным. В нем учащимся предлагаются варианты тестов по всем темам учебника русского языка для 5 класса авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой, Н.А. Исаевой, Е.С. Баровой и др..

Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Выполнение тестовых заданий способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, систематизация знаний, сравнение, умение выделять основную мысль. Задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата.

Каждый из вариантов тестирования содержит тестовые задания с выбором ответа - это так называемые закрытые тестовые задания - и задания со свободной формулировкой ответа (задания по тексту) - это тестовые задания открытого типа. Подобная структура тестовой проверочной работы позволяет говорить о возможности целенаправленной и планомерной подготовки к основным этапам итогового контроля в школе (9 и 11 классы) уже в 5 классе. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

Тесты способствуют реализации нескольких важных функций обучения: формированию грамматических знаний и умений, обеспечению быстрого получения обратной связи.

При проведении занятий тестовые задания позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы. Каждая тестовая работа представлена в одном варианте, что является результатом следования рекомендациям методистов, которые советуют на начальных этапах применения тестирования использовать именно один вариант проверочной работы для всех учащихся класса.

Разные виды тестовых заданий, а также их достаточно высокий уровень сложности позволяют говорить о том, что настоящий курс может быть использован при осуществлении не только контроля в чистом виде, но и в обучающих целях как средство самопроверки и самоконтроля.

Настоящий курс для 6 класса рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).


II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Слово и его звуковая оболочка (2ч)

Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Фонетический разбор слова

Слово и его лексическое значение (5ч)

Слово и его лексическое значение слова. Многозначность слова. Омонимы. Антонимы. Синонимы.

Приставочный и суффиксальный способы образования слов.

Правописание корней с чередованием. Правописание гласных и согласных в приставках. Морфема - значимая часть слова. Морфемный разбор.

Слово в предложении (5ч)

Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Сложное предложения. Способы связи в сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, с вводными словами. Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

Слово в тексте (1ч)

Монологическая и диалогическая речь. Прямая речь и диалог

Слово со значением «предмет» (6ч)

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Род имён существительных. Существительные общего рода.

Морфологический разбор существительного. Постоянные и непостоянные признаки.

Склонение имён существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные.

Имя существительное как член предложения.

Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

Местоимение-существительное в языке и речи (3ч)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений.

Правописание вопросительно-относительных, неопределённых, отрицательных местоимений

Глагол в языке и речи (8ч)

Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. НЕ с глаголами. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола.

Гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-). Буквы Е и И в корнях с чередованием. Правописание букв гласных перед суффиксом -Л- в форме прошедшего времени.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Употребление времен. Спряжение глаголов. Наклонение. Способы образования форм наклонения.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое.

Повторение изученного в 5 классе (4ч)

Орфограммы в приставках и в корнях слов. Знаки препинания в простом и сложном предложении. Употребление Ь и Ъ. Орфограммы в окончаниях слов

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека.

Регулятивные:

  • определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • организация своего рабочего места под руководством учителя.

Познавательные:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • формулирование ответов на вопросы учителя;

  • нахождение нужной информации.

Коммуникативные:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- участвовать в работе пары.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии: соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата план.

Дата факт.

СЛОВО И ЕГО ЗВУКОВАЯ ОБОЛОЧКА (2ч)

1.

Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие

1

03.09


2.

Фонетический разбор слова

1

10.09


СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (5ч)

3.

Слово и его лексическое значение слова. Многозначность слова

1

17.09


4.

Омонимы. Антонимы. Синонимы

1

24.09


5.

Морфема - значимая часть слова. Морфемный разбор

1

01.10


6.

Правописание корней с чередованием . Правописание гласных и согласных в приставках

1

08.10


7.

Приставочный и суффиксальный способы образования слов

1

15.10


СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ (5ч)

8.

Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения

1

22.10


9.

Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство)

1

29.10


10.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, с вводными словами

1

12.11


11-12

Сложное предложения. Способы связи в сложном предложении

2

19.11

26.11


СЛОВО В ТЕКСТЕ (1ч)

13.

Монологическая и диалогическая речь. Прямая речь и диалог

1

03.12


СЛОВО СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПРЕДМЕТ» (6ч)

14.

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые

1

10.12


15.

Род имён существительных. Существительные общего рода

1

17.12


16.

Морфологический разбор существительного. Постоянные и непостоянные признаки

1

24.12


17.

Склонение имён существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные

1

14.01


18.

Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных

1

21.01


19.

Имя существительное как член предложения

1

28.01


МЕСТОИМЕНИЕ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (3ч)

20.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

1

04.02


21.

Личные местоимения. Склонение личных местоимений

1

11.02


22.

Правописание вопросительно-относительных, неопределённых, отрицательных местоимений

1

18.02


ГЛАГОЛ В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (8ч)

23.

Глагол как часть речи. Неопределенная форма глагола. НЕ с глаголами

1

25.02


24.

Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола.

1

04.03


25.

Гласные в суффиксах глаголов -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-). Буквы Е и И в корнях с чередованием

1

11.03


26.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее. Употребление времен

1

18.03


27.

Спряжение глаголов

1

01.04


28.

Наклонение. Способы образования форм наклонения

1

08.04


29.

Правописание букв гласных перед суффиксом -Л- в форме прошедшего времени

1

15.04


30.

Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое

1

22.04


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (4ч)

31.

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

29.04


32.

Орфограммы в окончаниях слов

1

06.05


33.

Употребление Ь и Ъ

1

13.05


34.

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

20.05


35.

Резерв

1

27.05






VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Для учащихся:

1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.

Для учителя:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В., Исаева Н.А. Русский язык. Учебник для 5 класса основной школы в 2х книгах. М.: Баласс, 2012.

2. Экспресс-диагностика. Русский язык. 5 класс / М.Ю. Никулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

3. Тесты по русскому языку: 5 класс / Е.П. Черногрудова. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Режим доступа: standart.edu.ru

5. Сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: mon.gov.ru



© 2010-2022