Веб-сервисы на уроках русского языка и литературы как фактор повышения эффективности урока (из опыта работы по предмету русский язык и литература)

                                                   Если сегодня  будем учить так, как                                                                учили вчера,  мы украдём у наших детей завтра.                                                                                                       Дж. Дьюи     Эти слова заставляют задуматься любого учителя, которому небезразличны его выпускники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций  цивилизации  XXI века. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Веб-сервисы на уроках русского языка и литературы как фактор повышения эффективности урока


(из опыта работы по предмету русский язык и литература)

Карасёва Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы 1 категории

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №19

с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Черногорска, Республики Хакасия


Если сегодня будем учить так, как

учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.

Дж. Дьюи


Эти слова заставляют задуматься любого учителя, которому небезразличны его выпускники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Современный ребёнок развивается в условиях новой информационной среды: телевидение, Интернет, компьютерные программы. Современный учитель наряду с традиционными средствами обучения все больше использует в образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии не как эксклюзивное новшество, а как жизненную необходимость.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Информационные технологии как раз значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Учителя русского языка и литературы поначалу, как мне кажется, с осторожностью отнеслись к применению компьютера на своих уроках в силу специфики тех задач, которые пред ними стоят (воспитание духовно-нравственной личности ребенка, развитие его творческого потенциала, эстетического вкуса, навыков грамотного и свободного владения литературной речью) и предполагают работу с художественным словом, с текстом, с необходимостью формирования прочных орфографических и пунктуационных ЗУНов, норм литературного языка, обогащения словарного запаса учащихся. Поэтому у них, в первую очередь, стали возникать вопросы о целесообразности использования компьютера на уроках, о том, в какой степени он может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции на него можно возложить.

Но, делая шаги в освоении компьютера, Интернета и убеждаясь в том, что с помощью информационных технологий можно повысить эффективность урока, развить мотивацию детей, активизировать их познавательный интерес, а в итоге - сделать процесс обучения успешным, учителя - словесники стали считать компьютер своим помощником.

Сегодня несомненна необходимость применения на уроках литературы и русского языка ИКТ, которые в качестве аудиовизуальных средств могут не только способствовать познанию, но и воздействовать на различные органы чувств, являясь и средством воспитания.

На сегодняшний день весьма успешно на уроках многих учителей-словесников используются как мультимедийные презентации, Интернет, в частности веб - сервисы (Web service) - это любые программно-аппаратные системы, доступные посредством сети и использующие стандартизованную систему XML-сообщений. Проще говоря, веб сервис - это всё, к чему можно обратиться через сеть, используя специальный формальный язык, и получить ответ (некие потенциально полезные пользователю данные).

Это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Они включают: персональные действия и коммуникации участников между собой, т.е. обмен сообщениями. Принципиальным отличием Веб 2.0 от Веб 1.0 является то, что сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать, размещать в сети текстовую и медиа информацию. При помощи Веб 2.0 можно осуществлять совместно поиск, хранение закладок, создавать и использовать медиа-материалы (фотографии, видео, аудиозаписи), создавать и редактировать гипертексты, текстовые документов, электронные таблиц, презентации, карты, схемы и другие документы.

Новые сервисы радикально упростили процесс создания материалов и публикации в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым материалам, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента (от англ. - content - содержимое).

Открытость, доступность, интерактивность, коллективность - главные принципы сервисов Веб 2.0. Поэтому становится естественной образовательной средой, которую целесообразно использовать в учебных целях (в этом уже нет сомнений).

Основные действий, которые можно осуществлять в сети Интернет с использованием социальных сервисов, очень много. Например, записи мыслей, заметки, комментирование чужих текстов, интерактивные анкеты фотографии, рисунки, схемы, кроссворды.

Я с интересом осваивала работу в Сервисе Fotopeach(photopeach.com/) , Playcast (playcast.ru/) , Сервисе Сасоо (playcast.ru/) ,

Живое облако слов wordle.net/ - инструкция imagechef.com/ic/word_mosaic/ - инструкция.

Сервис Fhoto Peach- потрясающие возможности для творческого представления своих работ. Чем привлекателен этот сервис? Это интересный сервис, в котором можно найти всё больше и больше интересных возможностей. Также сервис помогает выразить и оформить своё творчество, раскрыть свой талант. Сделать это сможет каждый - ещё один плюс. В этом сервисе проще делать слайд-шоу, чем в программах по созданию фильмов, ну а то, что сервис англоязычный - это дело привычки. Это универсальный сервис, который может демонстрировать фото, сопровождая их надписями и музыкой. Своё слайд-шоу можно изменять в любой момент: добавлять фотографии, управлять комментариями, изменять заголовок, фотографии, музыку. На этом сервисе можно создать целое фотопроизведение. Например - завязка, кульминация, развязка, а не отдельные кадры, которые расскажут о моей семье «Моя семья» photopeach.com/album/18cdf2n На сервисе Fhoto Peach.comе можно не только создавать слайд-шоу с фотографиями и музыкой, но и добавить подписи, настроить скорость, изменять эффекты перехода [премия] или даже сделать викторину в слайд-шоу.

Что такое Playcast? Playcast - это лучший в своем роде сервис, благодаря которому вы можете максимально точно и ярко выразить свои эмоции, подарить счастье и улыбку вашим близким. Ведь когда мелодия каждой нотой отпечатывается в сердце, когда один взгляд на изображение - рывком переносит тебя в мир эмоций, а приятные, волнующие слова западают в душу - это ли не счастье? Это уникальную возможность материализовать свои чувства, эмоции и мысли в оригинальный подарок. Называется этот подарок - «плэйкаст»: от слов «Play» (играть, исполнять) и «broadCast» (повсеместное вещание, широковещание). Из чего сделать плэйкаст? Зацепить за живое может прекрасная мелодия из любимой песни, фотография, на которую вы можете смотреть часами и слова, произнося которые - вы в блаженстве закрываете глаза. Музыка + Изображение + Текст. Именно эти три компонента, объединившись, превращаются в плэйкаст. Но, главным в создании плэйкаста являетесь вы, ведь без вашей фантазии и идей создать оригинальный и удачный плэйкаст невозможно. Для того, чтобы начать творить, вам понадобится изображение, музыка и текст.

Например, создан мной плейкаст к стихотворению Н.Заболоцкого « Признание» :

Веб-сервисы на уроках русского языка и литературы как фактор повышения эффективности урока (из опыта работы по предмету русский язык и литература)




Н.Заболоцкий

ПРИЗНАНИЕ

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,



Все знают о сервисах для визуализации по ключевым словам, так называемые мозаики из слов.
Очень хорошо подходят для оперативной рефлексии и создания графического образа, позволяющего оперативно оценить отношение участников того или иного мероприятия к происходящему. wordle.net/ - инструкция imagechef.com/ic/word_mosaic/ - инструкция.

Раньше никогда не рассматривала этот сервис как возможность использования на уроках, составляла открытки, посылала как поздравления. Это одна из интересных форм работы по созданию дидактических материалов, как на уроках русского языка, так и литературы, так как эмоциональная составляющая на уроках велика. Мозаику из слов я иногда использовала в начале урока для определения темы урока, в течение урока для беседы обобщающего характера. Можно ещё и для рефлексии использовать облако. А теперь попробую ещё в качестве дидактического материала. Например, по литературе при изучении произведения. А Ахматовой "Реквием": композиция, история создания и публикации поэмы. Веб-сервисы на уроках русского языка и литературы как фактор повышения эффективности урока (из опыта работы по предмету русский язык и литература)

Сервис Сасоо - это простой и удобный сервис для создания диаграмм, схем, плакатов. Все можно сделать в режиме он- лайн предельно быстро и просто, и бесплатно. Сасоо подходит для работающих в команде, достаточно дать всем в команде доступ для редактирования.

Например, при помощи такого была создана схема

«Жизнь и творчество И.Бунина» Веб-сервисы на уроках русского языка и литературы как фактор повышения эффективности урока (из опыта работы по предмету русский язык и литература)

Я с интересом осваивала работу в Сервис Fotopeach , Playcast , Сервис Сасоо, Живое облако

Работая с данными сервисами, пополнить методическую базу и поделиться своим опытом, познакомиться с работами коллег. Считаю, что использование вышеперечисленных сервисов на уроках имеет ряд преимуществ: удобство демонстрации: соединение в одно целое всех средства ТСО: картинки, видео, звука, флеш-файлов, таблиц, схем, диаграмм, возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд; методические преимущества: расширение возможности предъявления учебной информации и увеличение её объёма; дифференциация подхода в обучении; организация разнообразных форм познавательной деятельности, в том числе проектной и учебно-исследовательской; возможность вовлечения всех учащихся в учебный процесс; активизация самостоятельной деятельности учащихся; формирование у школьников умения работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, творческого подхода к окружающему миру, любознательности учащихся; качественное изменение контроля за деятельностью учащихся; повышение производительности и эффективности урока; осуществление метапредметных связей; решение дидактических задач: активизация мнемонических центров личности, что приводит к быстрому и прочному усвоению материала;систематизация и обобщение усвоенных знаний; оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом; расширение набора используемых учебных заданий.

Работа способствует формированию познавательного интереса, усилению мотивации учения, повышению уровня заинтересованности учащихся, созданию положительного настроя, а, следовательно, и ситуации успеха на уроке.

Безусловным плюсом использования работ, сделанных при помощи данных сервисов, является возможность эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся, легко варьируя его объем, содержание и подачу. В случае необходимости заменяется текст, рисунок, схема. Сделанные при помощи данных сервисов работы, безусловно, предоставляют возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Сделанные работы можно использовать на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков; при создании проблемной ситуации, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

На мой взгляд, можно выделить некоторые наиболее эффективные приемы применения работ, сделанных при помощи данных сервисов: на этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении рисунков, схем; на этапе изучения нового материала - разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий; на этапе отработки и закрепления навыков - возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов; на этапе контроля усвоения знаний - возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.

При этом можно использовать работы только на одном этапе урока и потом работать как обычно, а можно провести весь урок.

Как информационно-обучающее пособие могут быть использованы схемы. таблицы, опорные конспекты теми учащимися, которые по какой-то причине не успели выполнить задание во время урока или пропустили тему. В этом случае ученики могут самостоятельно доработать материал, а предложенная работа выступит и в роли организатора процесса учения, и в роли руководителя самостоятельной деятельности учащихся, оказывая им нужную помощь и поддержку.
Разговор о произведении писателя начинается, как правило, с изучения его биографии. Например, с помощью работ, сделанных в Сервис Fotopeach, можно не только показать фотографии писателя, но и совершить виртуальное путешествие или интерактивную экскурсию в музей, что поможет понять творчество художника слова, зримо представить эпоху, воспринимая информацию через призму эмоций.

И для этого нам не нужно приносить телевизор и видео, включать и переключать, всё уже включено в одну фотопрезентацию. Работы учащихся могут быть сопровождением и урока-диспута, и урока-семинара, и лекции учителя, могут служить отчётом ученической исследовательской работы или проекта. Привлечение детей к созданию - это реализация их творческих способностей и интеллектуального потенциала, возможность самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков. Очень важно вызвать интерес у учеников к самостоятельной творческой работе с ощущением значимости результатов. Внедрение в практику уроков с использованием работ, сделанных при помощи данных сервисов, позволяет удачно сочетать информационные технологии с технологией сотрудничества учителя и учащихся. Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, что использование ИКТ на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование компьютера на уроках способствует активизации познавательных потребностей учеников и повышает эффективность урока. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. Анализ результатов анкетирования учащихся и учителей показал, что в результате использования на уроках работ, сделанных при помощи данных сервисов, у ребят повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Но в то же время часть учеников высказала недовольство тем, что очень трудно одновременно слушать, читать, запоминать и записывать, как того требует учитель. Таким образом, можно сделать вывод: бесспорным является то, что применение на уроках литературы и русского языка работ, сделанных при помощи данных сервисов, позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Следовательно, компьютер, Интернет на уроке необходимы как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное. Они не подменяет ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополняют их в процессе традиционно проводимого урока, делая его эффективнее. Компьютер, Интернет, Сервис Fotopeach(photopeach.com/) , Playcast (playcast.ru/) , Сервис Сасоо (playcast.ru/) , Живое облако слов как любой инструмент, можно использовать по-разному, с разным успехом в разных руках. Сейчас это новый инструмент в руках учителя. Работать, конечно, стало интереснее. А как считаете вы, уважаемые коллеги?






Список использованной литературы


1. Н.В. Апатова Информационные технологии в школьном образовании.-

М.: изд-во РАО, 1994.- 228 с.

  1. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю - 2-е изд. испр. - М: 2007. - 64 с. (Учебно-методическое пособие);

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы: материалы сообщества.

Интернет-ресурс itn.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

  1. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс journal.kuzspa.ru/







© 2010-2022