ТВОРЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Эти слова Карла Роджерса очень актуальны для современной школы. Поэтому важным условием индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников является творческая исследовательская деятельность.      Школьников важно научить деятельности, определяющей пути решения конкретной проблемы. Обучать этой деятельности следует на уроках, спецкурсах и во внеклассных  мероприятиях. А как мы работаем над формированием  исследовательских навыков, расскажем в своей статье.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТВОРЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ.


Таран Т.В.


Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9. Русский язык и литература.

Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Эти слова Карла Роджерса очень актуальны для современной школы. Поэтому важным условием индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников является творческая исследовательская деятельность.

Школьников важно научить деятельности, определяющей пути решения конкретной проблемы. Обучать этой деятельности следует на уроках, спецкурсах и во внеклассных мероприятиях. На уроках формируем исследовательские навыки: мыслительные умения и навыки; умения и навыки работы с книгой и другими источниками; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; специальные исследовательские навыки.

[1, с 35]

Рассмотрим одно из направлений, например, умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи. 5 класс должны различать характер вопросов ( на воспроизведение, на творческое осмысление, на применение ) и отвечать в соответствии с ними; вести диалог на материале учебных и свободных тем; совершенствовать умение пересказывать. Выстраивать различные по стилю и типу речи высказывания на основе сравнений фактов. Владеть основными видами письменных работ ( запись под диктовку, изложение, сочинение, отзыв, отдельные виды разных речевых жанров.

6 класс: отвечать на вопросы творческого характера и самостоятельно формулировать подобные вопросы к тексту, к отчету или ответу одноклассника. Составлять связные тексты типа индивидуальной и сравнительной характеристики. Овладеть основными видами письменных работ ( отзыв, заметка, объявление, расписка, сочинение на общественно-политическую тему, сочинение с элементами описания на основе прочитанного, кинофильма, экскурсии. И так в 7классе, 8. [1, с 35-40]

В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен ученику, в этом случае важно не подменить исследовательскую деятельность учебной. Поэтому важно говорить о профессиональных качествах учителя-исследователя: отказ от роли носителя информации, оперативность мышления, умение прогнозировать учебную деятельность школьников, способность к рефлексии. [2, c 41]

В процессе исследовательской деятельности школьники учатся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в непрерывном самообразовании, развивают навыки самореализации, формируют адекватную оценку. А также приобретают навыки речевой культуры: написание текста, произнесение монолога, введение беседы, дискуссии, интервьюирование, создают специальные материалы для представления результатов исследования. [3, c 158]

Организуя исследовательскую деятельность школьников, учитель должен: мотивировать (создавать условия для личных целей, демонстрировать значимость исследовательской деятельности и ее результатов); реализовывать (оказывать содержательную и организационную помощь в работе, консультировать, ставить наводящие вопросы, напоминать); стимулировать (предъявлять адекватные требования, создавать ситуацию успеха, высказывать одобрение, различные виды поощрения).

Исследовательская работа проводится в три этапа:

  1. Подготовка к исследовательской деятельности (5 класс).

  2. Создание реферата по теме (6-7 классы).

  3. Собственно исследовательская работа (8-9 классы).

На каждом этапе ставим цели, определяем виды деятельности.

  1. Подготовка к исследовательской деятельности.

Цели: научить работать с первоисточником, научно-публицистической литературой; самостоятельно находить и анализировать информацию.

Виды деятельности: работа с библиографическим аппаратом, подбор литературы и ее классификация, создание рабочих материалов, подбор эпиграфа, составление плана работы, работа по культуре речи.

  1. Создание реферата по теме.

Цели: усвоить и закрепить теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретения навыка оформления реферата.

Виды деятельности: знакомства с методами исследования и выбор методов собственного исследования, обучение работе над рефератом, создание собственного реферата, редактирование работы.

  1. Собственно исследовательская работа учащихся.

Цели: поиск, исследование конкретной проблемы, видеть практическую значимость проблемы и ее актуальность.

Виды деятельности: создание научной статьи, проекта. Создание абстракта, введения, исследовательской части, выводы, заключения. Составление презентации, защита проекта.

Как же подготовить учащихся к научному проектированию? Нами была составлена программа «Научное общество учащихся», спецкурса по литературе. Она предусматривает изучение полного сквозного курса для учащихся 5-8 классов. Идея - вооружить школьников знаниями научного проектирования по литературе. В основе лежит текстоведческая работа, позволяющая обучать школьников способам самостоятельной деятельности.

В программу включены четыре направления:

1. Замедленное чтение (5 класс) - 34 часа.

2. Лингвистический анализ текста (6 класс) - 34 часа.

3. Стилистический анализ текста (7 класс) - 34 часа.

4. Научное проектирование (8 класс) - 34 часа.

Спецкурс благоприятствует созданию условий, про которых учащиеся самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания и учатся пользоваться этими знаниями для решения новых задач. Основная цель - воспитание свободной творческой личности, способная решать нестандартные интеллектуальные задачи.

В 5 классе научный поиск начинается с замедленного чтения литературного произведения под лингвистическим микроскопом. Оно выявляет неясные Ии трудные места, является отправным пунктом долгого пути конкретного произведения. Замедленное чтение дает необходимые знания для самостоятельного проведения глубокого всестороннего исследования текста. [4] Это направление включает следующие разделы: вводный курс (искусство чтения), медленное чтение, учимся работать с книгой, работа с научным текстом, библиотечные уроки и уроки-практикумы.

В 6 классе - лингвистический анализ текста. Это фундамент литературного и стилистического изучения художественного произведения. Цель лингвистического анализа - выявление и объяснение использованных в тексте языковых фактов и их значение в употреблении, связанных с пониманием литературного произведения. Включены следующие разделы: вводный курс ( о русском языке ), звуковые образные средства языка, изобразительные возможности средств письма, изобразительные ресурсы русского словообразования, лексическое богатство языка, морфологические средства выразительности русской речи, практикум, речевые жанры, библиотечные уроки.

7 класс. Стилистический анализ текста - изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств. Анализ позволяет вскрыть языковые особенности текста. Тем самым он дает возможность для верной интерпретации писателя и его роли в литературном процессе. Изучаются такие разделы, как синтаксическое богатство русского языка, комплексный лингво-стилистический анализ текста, речевые жанры, библиотечные уроки и практикум.

В 8 классе начинается углубленное изучение научного стиля, учащиеся создают научную статью, знакомятся с написанием научного проекта, составляют технологическую карту работы над текстом. Включены разделы: научный стиль, научный проект, библиотечный урок, практикум.

Таким образом, школьники теоретически подготовлены к самостоятельной работе над научным проектом. Данная программа была нами адаптирована в гимназических классах. Эффективнее работать на спецкурсе с большой группой учащихся или со всем классом. Работа для учащихся трудоемкая, не каждый ученик дойдет до конца. Эта работа расширяет и другие учебные возможности школьников, они принимают участие в городской предметной олимпиаде и занимают призовые места в городе, области и республике. . Выпускники, изучавшие этот спецкурс чувствуют себя комфортно и уверенно при написании курсовых работ в высших учебных заведениях.


© 2010-2022