Использование материалов журнала Литература в школедля подготовки к урокам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы по использованию материалов журнала «Литература в школе» в образовательном процессе.

«Доброго пути, Сашка!» К.Симонов. Бинарный урок литература-история по повести В. Кондратьева «Сашка» в 11 классе.

МОУ «Бебелевская СОШ». Ферзиковский район. Ремпель Е.Н.

I

После окончания КГПИ им. Циолковского в 1985 году пришла работать в сельскую школу учителем русского языка и литературы.

Проблем с составлением программ по предметам, приобретением методических пособий не было. Всё отлажено, централизовано.

Но наступили девяностые годы. Большим изменениям подверглась программа по литературе в 11 классе. Произведения, которые мы не изучали ни в школе, ни в институте, необходимо было преподать детям.

Действенную помощь оказывал Институт усовершенствования учителей, организовывая краткосрочные курсы для учителей, преподающих литературу в 11 классе.

Но этого было все же недостаточно.

Исторические события часто приобретали иную оценку, чем это было ранее.

Особенно остро это коснулось темы Великой Отечественной войны.

Ученикам (и учителям) важно было не потеряться в этом потоке информации.

На учителей истории и литературы легла самая тяжёлая ответственность: направить мысли детей в нужное русло.

Работа в сельской местности (в деревне) сама по себе имеет особую специфику, а в те времена стало особенно тяжело. Добраться в город в библиотеки не всегда представлялось возможным, методические материалы только начинали издавать.

Незаменимым помощником в то время стал журнал «Литература в школе».

При просмотре номеров журнала моё внимание привлекла статья Н.Л.Крупиной и Н.А. Сосниной «Я вам жизнь завещаю…» (старшеклассники обсуждают повесть В.Кондратьева «Сашка»), №3, 1989г., с.92-103.

Авторы статьи подошли к изложению проблемы отражения Великой Отечественной войны в современной литературе не формально: чувствуется искренняя тревога за то, каким

увидят школьники человека на войне и саму войну.

Митинги, высокие патриотические слова не всегда являются искренним отражением памяти о тех жестоких годах.

Авторы пишут: «Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, её участник писатель В.Астафьев сурово оценивает сделанное.» В.Астафьев: «… к тому, что написано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Я был совершенно на другой войне… Полуправда нас измучила…»

Педагоги ставят перед собой одну из задач: «Предложить юношеству честные и талантливые книги для обсуждения».

Повесть В.Кондратьева «Сашка» - небольшая по объёму, что позволяет организовать чтение всеми учениками.

Использование материала статьи для проведения урока замечательно ещё и тем, что её авторы не навязывают своего мнения, не считают его единственно правильным, а приглашают к сотрудничеству. Делятся не теоретическими предположениями, а показывают конкретный урок с формами и методами работы. Данный урок ими разработан и проведён в школе.

О том, как важно воспитать Человека в человеке, можно говорить много. У каждого человека своя жизнь и своя история, но как сложно нам понять, а скорее поверить в то, что все люди (и те, которые жили до нас, и те, которые будут жить после нас - это одно целое, и своей жизнью мы оказываем влияние друг на друга).

На обсуждение повести авторы отвели два урока, мотивируя это тем, что «…в данном случае экономия времени обернётся невосполнимыми нравственными потерями, потерей одного из тех важных моментов, когда человек осознаёт себя преемником предшествующих поколений».

Духовно-нравственное воспитание всегда было главной задачей уроков литературы. От того, как добросовестно мы эту задачу будем решать часто зависит дальнейшая жизнь наших учеников.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто:

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение …к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это …является фундаментом для экономических и политических отношений».

Но современная жизнь демонстрирует, что часто понятия моральных ценностей становятся размытыми, потому что определять «что такое хорошо и что такое плохо» доверили самому человеку.

Каждый может защитить свою «правду», и тогда зло становится добром (даже с «кулаками»).

Но герой В.Кондратьева живёт не по законам, придуманными людьми, а по законам Высшей Истины, заложенной в каждом человеке, но не каждым реализованной. И нет у него времени философствовать и анализировать, он живёт по совести, которой не может и не хочет противоречить.

Он - Человек, и это определяет его мысли и поступки. В.Кондратьев не идеализирует своего героя, у каждого есть слабости, но не они являются жизненным фундаментом жизни Сашки.

Испытания, выпавшие на долю Сашки (власть, любовь, дружба), близки одиннадцатиклассникам и волнуют их.

Педагоги на протяжении всего занятия проводят параллель с русской классической литературой, что немаловажно для целостного восприятия детьми и литературы, и мира в целом (дети охотно вспоминают произведения Л.Н.Толстого, М.Шолохова, М.Булгакова и др.).

Постановкой проблемных вопросов педагоги поддерживают интерес детей к теме урока на протяжении всего занятия.

Выполнение предваряющих урок домашних заданий способствуют осмыслению учениками прочитанного (« Как отразилась война в судьбе твоей семьи, твоих близких, родных?»).

Авторы отмечают, что не во всех семьях смогли помочь детям, не у всех есть воевавшие родные, не везде хранят память о них.

Ученики делают выводы о том, что от провозглашения гуманного принципа «никто на забыт, ничто не забыто» до его полного утверждения в жизни ещё далеко.

Неполным будет анализ произведения без знакомства с его автором.

Ученики отмечают непростой, извилистый путь писателя к «Сашке».

Самое главное, несомненно, то, что В.Кондратьев - участник сражений Ржевско-Вяземского направления - не показывает «героику» войны, а изображает правду, какой она была. Ученики отмечают что писатель жадно читал военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могут только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу - какая-то страничка войны останется нераскрытой».

Авторами статьи приводятся отрывки из официальных исторических документов (воспоминания Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского) о тяжёлом положении войск, находящихся не только подо Ржевом, но и на всех фронтах в то время.

В девяностые годы выходил журнал «Родина»; №5 за 1995 год посвящён 50-летию Великой Победы. В номере собраны статьи о войне авторов из разных стран. Очень интересна статья белорусского писателя-фронтовика В.Быкова «За Родину! За Сталина!» Цена прошедших боёв.

Писатели-фронтовики уверены, что ни ошибки командиров, ни преступная халатность тыловых работников не могут умалить подвиг простого солдата, не подразумевавшего, что он-то и совершает подвиг.

При проведении урока по данному произведению я обращалась также к теме отражения Великой Отечественной войны в стихотворениях молодых поэтов - участников войны, не вернувшихся с полей сражений (в 8 классе готовили с детьми литературно-музыкальную композицию о творчестве М.Кульчицкого, Н.Майорова, В.Суворова, П.Когана и др.).

Эпиграфом к уроку послужил отрывок из стихотворения Михаила Кульчицкого:

Война ж совсем не

фейерверк,

А просто трудная

работа,

Когда - черна от пота

- вверх

Скользит по пахоте

пехота.

При анализе художественного своеобразия повести ученики отмечают детали, которые помогают автору воссоздать то время, понять характер Сашки и других персонажей,

Об особенностях используемой автором лексики дети очень охотно говорят, видят, с какой целью она употреблена.

Дома ученики пишут сочинения, эссе на одну из предложенных тем и т.д.

Статью об изучении повести «Сашка» редакция показала писателю. В.Кондратьев через журнал высказал пожелания подрастающему поколению: «К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем.

Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

II

Материалы к урокам по повести В.Кондратьева «Сашка». Журнал «Литература в школе».

  1. Крупина Н.Л., Соснина Н.А. «Я вам жизнь завещаю…» (старшеклассники обсуждают повесть В.Кондратьева «Сашка»). №3, 1989г., с 91-103.

  2. Коган Александр «…Жил и умер как солдат». О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. №2, 1995г., с.21-24.

  3. Угамбрина И.А. «Привет с фронта» (урок по повести В.Кондратьева «Сашка»)

  4. Чалмаев Виктор «В огне рождённое слово» («Женское» лицо войны народной, войны священной). №;. 1995г., с.28,29.

  5. Холодяков И.В. Великая отечественная война в произведениях литературы 20 века,

№ 4, 2005г., с.15-18

  1. Холодяков И.В. Великая отечественная война в произведениях литературы 20 века,

№ 5, 2005г., с.19-23.

  1. Мурзаева О.А. Человек на войне. Размышления о прчитанном. №5,2005г., с 33,34.




5


© 2010-2022