Урок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные 5 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные 5 класс ФГОСУрок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные 5 класс ФГОСУрок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные 5 класс ФГОСУрок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные 5 класс ФГОС

«Имена существительные собственные и нарицательные» 5 класс ФГОС


Базовый учебник: «Русский язык» 5 класс. По УМК Т.А.Ладыженская и др.

Цель: создать условия для изучения обучающимися представлений о нарицательных и собственных именах существительных, для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о существительном как части речи, организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;

  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;

  • закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного;

  • закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;

развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей, музыкой, живописью.

регулятивные УУД:

  • формировать умение целеполагания, планирования, поводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

  • формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

· Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

· Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

· Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование.

Ход урока

СЛАЙД 1



















1.Орг.момент. Организационное начало.

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами, ребята, будем исследователями.

Прошу обратить внимание на лист оценки, он должен быть у каждого. Сюда вы будете ставить оценки за каждый вид работы себе или друг другу. Подпишите эти листы.


Лист оценки ___________________________

Станция «Повторяйка» (самопровер.)

Станция «Наблюдайка».

Станция «Прочитайка».


Самопроверка. Промежуточный контроль

Кластер

Творческая работа







- Открыли тетради, подписали число, классная работа. (Обратите внимание на написание.)

- Что же мы будем исследовать, вы скажете мне чуть позднее.

Приветствует гостей, детей.




Объясняет, зачем нужен раздаточный материал



Запись: число и классная работа.































СЛАЙД 4





СЛАЙД 5















СЛАЙД




































СЛАЙД 10






























Слайд

























СЛАЙД 15












СЛАЙД 16






2. Актуализация знаний.

  1. - Актуализация опорных знаний.

Станция «Повторяйка».

  1. - На этой станции, ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и синие. Красные означают «Да», синие означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете красную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете синюю карточку. Итак…

- Имя сущ. обозначает действие предмета. (Нет).

- Имя сущ. обозначает предмет (Да).

- Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое? (Нет).

- Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что? (Да).

- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Нет).

- Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто? (Да).

- Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).

2. - Молодцы, ребята! Теперь посмотрите какое задание нам предстоит выполнить на этой станции: - Назовите предметы слева, почему они называются одушевленными? Приведите свои примеры. А предметы справа, на какой вопрос они отвечают? Приведите свои примеры неодушевленных существительных.

ИТОГ: Зачем мы выполняли это задание?

- Какое сущ. выписали? (солнцем - сущ., неодуш., ср.р., 2 скл., ……., Т.п., ед.ч., дополн.)

3. Формулировка темы и целей урока

Подготовка к восприятию нового материала.

Словарная работа.

- Сегодня у нас словарное слово столица.

1. Поделите это слово на слоги. Сто-ли-ца. Ударение на второй слог.

2. Что означает это слово? (Главный город страны).

- Какой город является столицей нашей страны? (Москва).

- А как называется наша страна? (Россия).

3. Определите часть речи слова столица. (Имя существит.)

4. Образуйте от этого слова имя прилагательное. (Столичный).

5. Придумайте и запишите словосочетание со словом столичный. (Столичный житель).

- Какое главное, а какое зависимое слово? (Житель - главное, столичный - зависимое).

- Молодцы, ребята! Поехали дальше.

1) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

- Что вызвало у вас затруднения?

- Почему?

- Ребята, назовите тему сегодняшнего урока. «Имена собственные и нарицательные»

- Прочитайте хором тему урока.

- Назовите предметную цель и личностную? Что узнать на уроке и зачем?

*Какие существительные называются собственными?

*Какие существительные называются нарицательными?

*Чем они отличаются?

*Как пишутся имена собственные?

- Что мы будем исследовать?

- Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя существительное и пополним наши знания об удивительной части речи, а еще будем разговаривать на тему Родина.

- Спланируйте свою деятельность.

2) Сообщение учащегося.

Учащийся 1. Слово «собственный» произошло от старославянского слова «собство» и обоначает своё, личное, себе принадлежащее. Например: Лиза, Николай, Москва.

Учащийся 2. Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова «нарицать, нарекать», что означает называть все окружающие предметы.

IV. Изучение нового материала.

Станция «Наблюдайка».

-Ребята, на этой станции, мне кажется, все написано верно. Дальше поедем? Нет? А что написано неверно? (Имена, названия городов надо писать с большой буквы).

1. Напишите эти словосочетания, но уже правильно, подчеркните большую букву.

- Ребята, слова справа называются собственные.

- Посмотрите, что значит имена собственные. ( Уч-ся читают имена, клички, города..)

- Приведите свои примеры.

- А нарицательные - это общее название слов. Назовите предметы и приведите свои примеры. Эти слова пишутся с маленькой буквы.

2. Теперь над нашими словосочетаниями надпишите нар. и соб.

3. Еще одно задание на этой станции: - Назовите Кто это? или Что это?

4. Что это за названия, имена собственные, которые не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки? ( Названия машин, книг, фильмов, мультфильмов)

5. Давайте запишем на доске: сказка «Морозко», машина Ауди», определите какие слова нариц., а какие собств.? Надпишите.

- Очень хорошо мы потрудились, пора и отдохнуть! Мы прибыли на станцию «Отдыхайка».

1) Работа с учебником (в паре)

- Открыли учебник .( п. 91. стр. 52)

- С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ ПАРАГРАФ?

- Какую пословицу помним, работая в паре? (Одна голова хорошо, а две лучше)

- Читаем внимательно материал параграфа 93 под рубрикой «Понаблюдайте» под цифрой 1 про себя, обратите особое внимание на само задание, ответьте на вопрос параграфа друг другу, поставьте оценку друг другу.

- Ответьте сейчас для всего класса. _____________________________

2) Первичное закрепление.

- Вернемся к нашему предложению, определите у сущ., собственные они или нарицательные.

(Спросить 2-3).

5.Станция «Прочитайка».

- Ребята, а на этой станции мы выполним письменное задание. Откройте учебник на стр.108, упр.170. (Уч-ся читают задание).

1 предл. - 1 ученик у доски.

2 предл. - 2 ученик, 3 предл. - самостоятельно.

6. Самопроверка. Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ МЫ С ВАМИ ВЫПОЛНЯЛИ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ?

7. Этап проверка понимания учебного материала. Этап закрепления.

Кластер.

- Чтобы обобщить полученные знания, мы занесем их в кластер.

- Дополните кластер, который лежит у вас на столах, вставьте пропущенные буквы.

.

Имя существительное

________________________ собственные

однородных предметов ___________________ предметов

Пример:

С большой буквы С большой буквы и

___________________

Пример: Пример:

Государственный флаг - символ России.


Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Автор В. Степанов

  1. VII. Итог урока.

  2. - Ребята, мы с вами проехали все станции и выполнили много заданий. А какой багаж мы привезли на станцию «Конечную»? Что мы узнали сегодня нового? (Есть существит. нариц. и собственные. Собственные - это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. - это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.)

  3. Станция «Конечная».

- Ребята, куда мы приехали? (В свою школу). - Завтра мы будем изучать наш город: названия площадей, улиц. А наше путешествие на сегодня окончено

8. Рефлексия Куда мы с вами приехали?

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес- проект нашей школы по плану:

  1. Государство. (Россия)

  2. Город. (ШИМ)

  3. Область. (Тюменская )

  4. Район. (Ишимский)

  5. Село (Стрехнино)

  6. Улица. (Стаханова)

  7. Дом. (6)

  8. Название школы МАОУ Стрехнинская СОШ

10. Домашнее задание. Дома вы продолжите исследовать имя сущ. и выполните задания:

.

§ 91. (теория)

  1. Стр. 54.упр. 497

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!


Запись предложения под диктовку

Дети находят орфограммы.

Комментируют орфограммы, подчеркиваем, выделяем часть слова.



ВЗАИМОПРОВЕРКА


Формулируют тему,

Ставят цели и задачи.




Сообщения учащихся



Читают материал учебника, обсуждают, отвечают друг другу

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Определяют у существительных: собственное или нарицательное

Учитель подписывает на экране

Распределяют слова по колонкам.


САМООЦЕНКА


Учитель называет слова, дети выполняют упражнения



Читают 2-ю часть параграфа, рассказывают друг другу. ВЗАИМООЦЕНКА



Дети заполняют кластер самостоятельно, готовятся рассказ по нему.



Один ученик читает вслух текст упр.

Выполняют упр.самостоят.

Проверка через документ камеру.

Дети работают в группах, выбирают ответственного.

Озвучивают получившееся предложение.

Вывешивают на доску лист с заданием

Проводит рефлексию



Записывают в дневник д/з





© 2010-2022