Опыт работы по русскому языку в старших классах Система работы с текстом публицистического стиля на уроках русского языка в старших классах

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Система работы

с текстом публицистического стиля

в старших классах

на уроках русского языка



Шабунина Валентина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Больше-Аратской средней школы

Гагинского района Нижегородской области,

высшая категория,

«Почётный работник общего образования Российской Федерации»

Победитель Всероссийского конкурса

профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

Получатель Гранта Губернатора Нижегородской области

в Федеральном конкурсе на получение денежного поощрения

лучших учителей в рамках реализации

приоритетного национального проекта «Образование»




Текст ̶ это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.

Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен соответствовать определённым требованиям. Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи - подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:

• текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого, при этом он должен содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;

• текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;

• текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.

Данные критерии отбора текстов обусловлены для меня, как для учителя, приоритетом задач нравственного воспитания личности. Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.

Работа с текстом должна вестись в определённой логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.

Этапы работы над текстом на уроке русского языка:

1. Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).

2. Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.

3. Лингвистический анализ текста (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).

4. Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).

Результатом моей системной работы с текстом публицистического стиля являются сочинения ребят и творческие работы.

Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка - одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах, так как требует творческих усилий не только учеников, но и учителя. Кроме того, это одна из самых актуальных проблем современной школы.

Введение единого государственного экзамена преследует различные цели, одна из которых проверка уровня сформированности коммуникативных умений учащихся: умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения.

Задание части С1 ЕГЭ по русскому языку - это задание повышенной сложности. Часть С состоит из одного открытого задания с развёрнутым ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выясняется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся:

- понимать читаемый текст;

- определять тему текста, позицию автора;

-формулировать основную мысль своего высказывания;

- развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;

-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

- выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

-отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Девять лет я занимаюсь подготовкой учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку.

В качестве аргументов при написании сочинения (С1) я советую ребятам

опираться на тексты писем Д.С. Лихачёва, в которых автор рассматривает

разные нравственные проблемы. «Письма о добром и прекрасном» проникнуты высокой гражданственностью, патриотизмом, великой любовью к Родине.

Кроме того, я считаю, что многие фразы из этих писем могут послужить и комментариями при написании сочинения.«Письма о добром и прекрасном» - это сборник мудрости. В них содержатся высказывания на разные темы, в них он раскрывает обязательные нравственные качества душевно красивого человека: честь и совесть, воспитанность и интеллигентность.

Анализируя и принимая жизненную позицию этого учёного, проникаясь его мыслями о «добром и прекрасном», одиннадцатиклассники, стоящие уже на

пороге школы, приобщаются к нравственным ценностям своего народа, пытаются понять духовную красоту русского человека, осознают себя частью своей Родины.

Работая с текстами писем Д.С.Лихачёва в отдельных тетрадях, ребята выделяют название письма, отмечают проблему и выписывают небольшие цитаты, отражающие основную мысль текста.

Работа с текстом публицистического стиля по русскому языку помогает ученикам и при подготовке к написанию сочинения по литературе.

Итоговое сочинение по литературе, которое проводится с 2014 г., направлено на формирование умения создавать связный текст на заданную тему. При раскрытии темы сочинения выпускник должен также строить рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, формулировать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.

Таким образом, мы видим, что систематическая работа с текстами публицистического стиля даёт возможность осуществлять взаимосвязь курса русского языка и литературы, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели.

Систематическая работа с текстом на уроках русского языка не может не дать положительных результатов. Во-первых, она стимулирует речевую деятельность учащихся, развивает их творческий потенциал, пробуждает к поиску своих собственных языковых форм, приёмов выражения мыслей и чувств, то есть является, в конечном итоге, одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции личности школьника. Во-вторых, способствует эффективной подготовке обучающихся к работе с текстом в системе ЕГЭ.

Показателем эффективности методической системы работы с текстом публицистического стиля можно считать результаты Единого государственного экзамена по русскому языку моих выпускников. (см.таблица1)




Сравнительный анализ результатов ЕГЭ в школе

Таблица1

Опыт работы по русскому языку в старших классах Система работы с текстом публицистического стиля на уроках русского языка в старших классах

Сравнительный анализ результатов экзамена по русскому языку показывает хороший уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Результаты Единого государственного экзамена по русскому языку в школе выше показателей по району, по области и по Российской Федерации (за исключением только одного года. Это объясняется тем, что выпускники 2009-2010 учебного года занимались «удовлетворительно»). (см.таблица2)

Сравнительный анализ результатов Единого государственного экзамена по русскому языку в школе с результатами в Гагинском районе, в Нижегородской области и с показателями по среднему баллу в Российской Федерации

Таблица 2

Опыт работы по русскому языку в старших классах Система работы с текстом публицистического стиля на уроках русского языка в старших классах

Ниже приведены сравнительные результаты выполнения части С, которая предусматривает продуцирование собственных текстов (сочинение-рассуждение в 11 класс ) (см.таблица3)

Сравнение результатов написания части С по русскому языку в школе с результатами в Гагинском районе

Таблица 3

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Средний балл по

части С в школе

58%

70%

45%

67%

78%

69%

68%

Средний балл по

части С по району

45%

40%

45%

67%

66%

71%

72%

Сравнительный анализ результатов написания части С по русскому языку показывает хороший уровень подготовки учащихся к ЕГЭ.

Результаты экзамена показывают высокий уровень готовности учащихся к смысловому анализу текста.Все экзаменуемые овладевают способностью формулировать проблему, поставленную автором текста (К1), умением прокомментировать поставленную проблему (К2), определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3) и аргументированно выразить свою точку зрения (К4).

Мои ученики являются участниками различных конкурсов, конференций, олимпиад. Среди них есть и победители, и призёры.

Результаты конкурсов, конференций, олимпиад также доказывают целесообразность и эффективность работы с текстом при обучении русскому языку. Проведение конкурсов, конференций, олимпиад направлено на выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, формирование духовно-нравственных качеств, интереса к научно-исследовательской деятельности. Делая анализ работ, можно сказать, что учащиеся владеют языковыми нормами, свободно выражают свои мысли в устной и письменной речи, правильно используют нужные языковые средства. Они стали меньше испытывать трудностей при конструировании текстов.

Системная работа с текстом позволяет мне достичь следующих результатов:

• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учёбе, различных конкурсах, олимпиадах;
• повысился уровень коммуникативной компетенции

Системная работа с текстом публицистического стиля формирует личностную позицию старшеклассников.

Тексты публицистического стиля обладают мощным воспитательным потенциалом и позволяют ученику построить рассуждение об актуальных проблемах общественной жизни и высказать собственное мнение.

Результаты ЕГЭ по русскому языку, выполнение творческих работ свидетельствуют об эффективности работы с текстами публицистического стиля в старших классах.

Опыт работы по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения по русскому языку мной был представлен на Всероссийском конкурсе

профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Урок по теме «От анализа текста к сочинению» получил высокую оценку членов жюри.

Преподавание русского языка в школе решает много взаимосвязанных задач: воспитание интереса к родному языку на совершенных образцах художественного слова, побуждение учащихся к размышлению над собственной речью, развитие навыков речевой интуиции при углубленном изучении стилистики. Чтобы добиться желаемого результата, такую работу необходимо проводить на уроках систематически.



© 2010-2022