Метапредметный урок по раccказам В. В. Набокова «Рождество», «Облако, озеро, башня»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Галина Ивановна Калашникова, учитель МАОУ «школа №119» г. Перми

Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
Метапредметный урок по раccказам В.В. Набокова «Рождество», «Облако, озеро, башня»

Образовательное занятие:

метапредметный урок «К вопросу о загадке В.В. Набокова»

Назначение продукта:

формирование и отработка универсальных учебных действий учащихся в старшем звене Задачи, которые решает продукт:

наличие межпредметных связей и связи содержания учебной темы с реальной жизнью. Усиление самостоятельной познавательной активности учащихся.

Требование к результату:

разработка метапредметного урока с использованием современных образовательных технологи (ИКТ, РКМЧП).

Наличие критериев эффективности метапредметного урока:

Наличие системы оценивания cформированности УДД (наличие рефлексивного компонента).

Метапредметный урок по традиции проводится в один из дней предметной недели. Целью его является повторение основных теоретических сведений за курс основной и средней школы по литературе, формирование навыков коммуникативного общения, развитие творческого и критического мышления и познавательного интереса учащихся к предметам гуманитарного цикла. Данное мероприятие рекомендуется проводить в 11 классе.

Выдержаны три стадии урока - вызов, осмысление, рефлексия; используется игровой момент, написание творческого задания .Характеристика основных этапов урока представлена виде таблицы:

Технологический этап

Этап урока

Задача этапа

Форма работы

УУД

1. Постановка проблемы

1.Создание мотивации.

2. Чтение текста.

3. Создание проблемной ситуации.

Повысить мотивацию, интерес к изучаемому предмету;

Оценить границы знания - незнания.

Фронтальная

Личностные: сформировать познавательные мотивы - интерес к новому

2. Поиск решения

4. Поисковая деятельность.

Организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску информации.

В парах / индивидуальная

(поисковая деятельность);

Фронтальная

(обсуждение)

Познавательные (общеучебные): применение методов информационного поиска, в том числе компьютерных средств.

3. Выражение решения

4. Реализация продукта

5. Работа с текстом с учетом новой информации.

Организовать текстоведческий анализ;

выделить микротемы, ключевые слова.

В парах / индивидуальная

Познавательные (общеучебные): умение выделять существенную информацию из текста.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение.

5. Рефлексия

6. Самооценка.

7. Подведение итогов урока.

Развивать рефлексивные умения учащихся;

Формулировать выводы по результатам урока.

Индивидуальная

Регулятивные: оценка результата деятельности; внесение необходимых коррективов;

Познавательные (общеучебные): контроль и оценка процесса и результата (-ов) деятельности

Тип урока: метапредметный урок с включением ИКТ, РКМЧП.

Цель урока:

1)сформировать у учащихся осознание необходимости соблюдения в жизни

нравственной нормы (через идейно-содержательный анализ рассказов В.В. Набокова «Рождество», «Облако, озеро, башня»;

2) интерпретация рассказов Набокова: определить их смысл, наблюдая за символами и деталями; выяснить особенности поэтики прозы Набокова и актуальность его произведений в 20-21 веках;

3) активизировать методику «опыт медленного чтения»;

4) воспитывать гражданскую позицию учащихся.

5)развить навыки критического мышления, культуру речи;

2. Задачи урока:

Предметные:

  1. формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;

  2. закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;

  3. отметить нравственную ценность рассказов В.Набокова.

Метапредметные:

  1. развивать навыки выразительного чтения прозы;

  2. совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;

  3. развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

  1. привлекать учеников к прочтению и изучению русской современной прозы;

утвердить значимость и ценность каждого слова;

  1. передать красоту и поэтичность художественного слова;

сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности.

  1. Развитие понимания ценности жизни.

  2. Осознание невозможности счастья в условиях подавления личности.

Умения и навыки учащихся на уроке:

  1. работа с текстом словаря, дополнительным материалом;

  2. умение высказывать своё мнение;

  3. умение правильно выбрать главное и правильно формулировать выводы;

  4. формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся.

УМК

  1. Рассказы В. Набокова (распечатка текстов рассказов для каждого ученика. Приложение №1)

  2. Словарь В.И. Даля

ТСО

Компьютер, проектор.

Ход урока.

Этап урока

Действие учеников

метапредметность

межпредметность

I.Организационный момент.(2 мин)

Работа в тетрадях: записываем тему урока.

Определить цель урока, постановка проблемного вопроса перед учащимися.

II. Создание положительной мотивации.

(2 мин)

(3мин)

Как можно понять слова «загадка Набокова»?
-Ответ учеников: Уникальность, необычность.

Отзывы о Набокове противоречивые. Обвиняли его в том, что он писатель - интеллектуал. Ответить на эти вопросы помогут рассказы Набокова.

Освоение дополнительной информации о мире, его значимости в нашей жизни.

Работа с дополнительной литературой (словарём В. И. Даля), развитие речи учащихся, развитие критического мышления.

Связь с информатикой и ИКТ (учащиеся самостоятельно создали презентацию)

III. Изучение нового материала.

Вспомним сюжет рассказа «Рождество»

(Ответы учащихся).

Как Набоков подготавливает читателя к тому, что речь пойдет о трагедии?

1 глава (Ответ учащихся)

- через описание комнаты, мебели слуги автор показывает надвигающееся несчастья, детали, говорящие о трагедии: абажур как розовая клетка и т.д. Человек не узнает своих вещей, ведет себя необычно, герой в шоке.

2 глава. Обратите внимание на описание природы. Она контрастирует с состоянием героя: рыжий , синеватая, розовый дым, белеватая гладь. Все указывает на трагедию. Природа как бы празднует Рождество, а Слепцов не принимает. Он хочет разрушить этот праздник (сразу вспомнил сына, каким был этот мост летом). Снова картина торжествующей природы, и снова он не принимает праздника.
-Почему не горюет мать?
(Ответ учащихся): культ отца как в Набоковской, так и в Шмелевской семье. Слепцов воспринимает это как конец жизни.
3 глава. Почему разочарование к нему пришло на могиле? Почему не было чувства единения с сыном? (Ответ учащихся): не представляет сына мертвым, дом как чужой, комната сына - страшное горе у человека.
-Что искал отец в комнате сына?
(Ответ учащихся): сачок, тетрадь, коробка с куколкой - вещи случайные.
-Зачем?
(Ответ учащихся): воспоминание о сыне, ощущение сына
4 глава. Смысл праздника Рождества Христова.
Герой отказывается от надежды на дальнейшую жизнь (уносят ёлку).
-Почему чуть не зарыдал, читая записи сына в дневнике?
(Ответ учащихся): сын этим летом пережил первое сильное чувство. С сыном ушел целый мир.
-Какой выход герой видит для себя?
(Ответ учащихся): этот груз не для него, не по его плечам. Решил умереть.
-Что его остановило?
(Ответ учащихся): Шорох, неизвестный шум.
-Почему Слепцов пришел к такому решению?
(Ответ учащихся): жизнь бесплодна, лишенная чудес.
И в это же мгновение произошло чудо. Из куколки превращается бабочка (в темной комнате растаяла).
Чудо произошло, потому что бабочка не опоздала, через час он бы покончил с собой.
-Представьте себе, что вы снимаете кино. Как бы вы сделали эту сцену?
Художественный прием Набокова - эффект увеличительного стекла.
-Набоков сказал, что произошло с героем?
(Ответ учащихся): нет, но ясно, что у героя появится надежда жить, все-таки торжество мы чувствуем, если на Земле есть такое чудо, как бабочка - это один из набоковских символов, несет в себе идею, некий обобщающий смысл: богиня души человека - Психея, всегда изображалась в древних с крыльями бабочки; куколка - гусеница, рожденная ползать, тело отмирает и появляется бабочка, рожденная летать - это душа, Набоков - платоник, по нему, должен существовать мир вещей и мир идей, бабочка - символ духовного бытия. Его произведений - о духовном, а не о земном. Память - организационный принцип его произведений. Набоков не пытается конкретизировать, он заставляет читателя всмотреться. 2 принцип его - шахматы. Это головоломка, в которой играют значения детали. У Набокова очень рассчитанный словесный узор. Многие критики говорят, что его произведения поверхностны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Набоков не говорит открыто о своей душе и нет учительской миссии.
-Что хотел сказать Набоков этим рассказом?
(Ответ учащихся): писатель стремился познать тайну души, бессмертия, тайну жизни, возрождения, переход души в иной план бытия.
-С каким литературным направлением связано это произведение?
(Ответ учащихся): символистами.
Отличие - Набоков пытается разгадать эту тайну.
Задача писателя - осмыслить это бытие. У Набокова это постсимволизм.

Расскажите сюжет рассказал «Облако, озеро, башня» (1937г) опубликован в 1956 г. На западе
-Кто герой произведения?
(Ответ учащихся): Маленький человек, боится жизни, увеселительная поездка, он грустит, боится, бедный человек - жалко денег, исполнительный - положено, значит, надо ехать. Сон приснился - судьба в открытом платье посулила ему счастье.
-Какое платье называется открытым?
(Ответ учащихся): платье с глубоким декольте, бальное платье - это праздник. Счастье, которое он когда-то испытал (в детстве).
-Почему чудное, дрожащее счастье? Как это?
(Ответ учащихся): вот-вот выскользнет из рук, потому и дрожащее.
Итак, герой вспомнил детство, решил съездить все-таки.
-С кем встретился герой в этой поездке?
(Ответ учащихся): прием метаморфозы: сначала люди добрые, веселые, а потом превращаются в садистов.
-Почему вдруг люди ополчились на Василия Ивановича
(Ответ учащихся): он не такой, как все. Изображена Германия - толпа против личности, против непохожести, не только в Германии это происходит, эти вещи встречаются везде. «Я» всегда враждебно толпе. Об этом и «Приглашение на казнь»
-Как меняется Василий Иванович?
(Ответ учащихся): Сначала была надежда, потом уговаривает себя, потом заставляет себя наслаждаться. Воспоминание любви, прием - увеличительное стекло («до бессмертности ясно»)
-Какое чувство появилось у Василия Ивановича, когда он увидел озеро?
(Ответ учащихся): счастье, кто-то не дает возможность насладиться счастьем «Как в дикой сказке». Он отказался быть человеком
-Какое счастье нашел Василий Иванович?
(Ответ учащихся): воспоминание о детстве - таинственная невинность .
В этом произведении - тема памяти и идея личности, в русле которых работал Набоков (темы зарубежья).
-Для Василия Ивановича возможно счастье в любви? В работе?
(Ответ учащихся): нет, у него чужая жена он - маленький человек - чиновник, только возможность жить, где хочется.
-Что такое башня высилась из дактиля в дактиль.
Прием: смешение различных впечатлений: литературных, вкусовых, зрительных, слуховых.
Еще один прием Набокова - цитирование, игра с читателем в намеки: Василий Иванович читает в поезде Тютчева: мы слизь. Реченная есть ложь.
-Какова основная мысль рассказа?
(Ответ учащихся): притчеобразная новелла. Автор пришел к осознанию принципиальной невозможности, непозволительности счастья в условиях тоталитарного подавления личности.
-Итак , в чем состоит загадка Набокова?

Развитие навыков комплексного анализа текста произведения.

Формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся

Лексическое значение слов «Рождество», «мост». (Группа теоретиков)

Развитие творческого мышления учащихся.

Искусство выразительного чтения художественной прозы



Работа со словарем.







Ответ теоретиков.
-Что означает ёлка?
Свеча, дым, крест, древесина, слон, гроб.

Бабочка.

(Презентация учащихся)


теоретики: Что такое символ?





Теоретики - что такое символизм?

Утверждение ценности, значимости жизни, торжества ее.



Связь с обществознанием (выбор правильной дороги в жизни, дороги нравственности) Связь с ИЗО, с помощью различных технологий рисования создать зарисовку к рассказу.





















Развитие критического мышления








Ответ теоретиков: что такое дактиль?










Вывод оформить в тетради.

IV. Рефлексия

Основные черты стиля Набокова:
-Лексическое богатство
-Смысловая плотность текста
-Языковая игра, в которую вовлекаются читатели
-Наделенность писателя цветовым слухом, цветовым ощущением.

Поэтические особенности рассказов Набокова:
-Открытость финала
-Внимание к деталям
-Основанность рассказов на оттенках того или иного настроения
-Внутренняя наполненность души человеческой.















Д/З: написать сочинение на тему «Куда отпустил герой Василия Ивановича в рассказе Облако, озеро, башня?»









© 2010-2022