Урок литературы № 3 по творчеству А. С. Грибоедова. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема:

ІІІ действие комедии: «Он не в своем уме».

Анализ сцены бала. Фамусов и фамусовское общество.

Цель:

ІІІ действие комедии; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания происходит в процессе урока.

3. Новая тема.


  • Вспомним, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии? (Он хочет увидеть Софью).

  • В третьем действии Чацкий снова в доме Фамусова. С какой целью на этот раз? (Он хочет добиться признания Софьи, кого же она любит).

  • Меняется ли Чацкий? (Нет). ( Он ироничен и язвителен).

  • Как встречает его Софья? (Она холодна с ним, не хочет разговаривать).

  • Что отталкивает ее от Чацкого? (Его желчность, невоздержанность на язык, острый ум, шутки не нравятся ей).

  • В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Каких достоинств он не находит в нем?

Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,

Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

Чтоб сердца каждое биенье

Любовью ускорялось к вам?

  • Какими достоинствами награждает Софья Молчалина и почему Чацкий думает, что она смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (Он молчит, когда его ругают, в нем нет острого ума, уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит). (В Чацком эти «достоинства» не вызывают уважения).

Явление 3.

  • А сейчас мы прочитаем диалог Чацкого и Молчалина. (Ученики читают диалог по ролям)

  • Ответьте на вопрос, права ли Софья в Молчалине? (Нет)

  • Каким предстает Молчалин? (Он хочет получать награды, весело жить). (Он тих, скромен, не имеет своего сужденья лишь потому, что зависит от других, но это до тех пор, пока он в «чинах небольших»).

Явления 5- 9.

  • Появляются гости. Дайте каждому из них характеристику.

Горич (от слова горе)

Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. (Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена).

Все, что он может сказать бывшему другу: «Теперь, брат, я не тот…»

Ему - то кажется, что он «не тот» он, прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля.

Князья Тугоуховские озабочены лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей. Для них важны чины и деньги. Они не желают того, чего не хотят.

Злая и язвительная графиня- внучка, (Хрюмина) находящая недостатки в каждом из присутствующих).

Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.

Загорецкий представляет собой «мастера услужить», необходимого в среде Фамусовых: он достает Софье билеты в театр, Хлестовой и ее сестре. Этот персонаж- антипод Чацкого. Главный герой, человек честный и порядочный, изгнан из общества, тогда как Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут», всюду принят..


  • Где кульминация всей комедии? ( Кульминацией является распространение сплетни о сумасшествии Чацкого).

  • Как и почему это произошло? (Чацкий в разговоре с Софьей говорит, что он от любви к ней, сошел с ума).

  • Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого? (Первый был сам Чацкий, но разносит сплетню Софью).

  • Софья сделала это нарочно? ( Да. «А Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себя примерить?»).

  • Что происходит на сцене в явлениях с 15 по 21? (Гости быстро разносят сплетню, придумывают новые подробности.) (Загорецкий выдумывает невероятную историю по этому поводу). (Каждый выдвигает свои причины сумасшествия Чацкого: «Чай, пил не по летам»/ «Ученье - вот чума, ученость - вот причина…»/ «Забрать все книги бы да сжечь»/ «От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкартачных взаимных обучений».)

  • Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? (Потому что Чацкий успел каждого восстановить против себя).

  • Прочитаем монолог Чацкого: «В той комнате незначащая встреча …» (Ученик читает монолог).

  • Прокомментируйте слова Чацкого. (Чацкий возмущен духом «пустого, рабского, слепого подражанья», он оскорблен поклонением ничтожеству (дело не только в том, что барышень пленил французик из Бордо; пустота всегда ищет кумиров, отсутствие собственной жизни, полноты ее ведет к рабскому копированию чужой, к уподоблению). И этот монолог его - единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных. Чацкий занят этими серьезными вещами настолько, что не знает, что его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время, до того, как все оставили его из страха, что «затеет драться он». Гнев Чацкого для фамусовских гостей непонятен, они путают этот высокий гнев со скандальностью и в страхе разбегаются).

4. Домашнее задание.

Прочитать IV действие; сделать сравнительную характеристику Чацкого и Молчалина; подготовиться к тесту.


© 2010-2022