- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 10 классе Н. А. Островский «Бесприданница» (урок с применением метода ТРКМ)
Урок литературы в 10 классе Н. А. Островский «Бесприданница» (урок с применением метода ТРКМ)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Головчанская О.Н. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 10 классе Н.А.Островский « Бесприданница» (урок с применением метода ТРКМ)
Тема: Система образов -персонажей в пьесе Островского «Бесприданница»
Цель урока: выявление основной причины гибели Ларисы.
Задачи: -раскрыть мотивы искушения, блеска, одиночества бедной девушки
- сопоставить бунт «маленького человека» Карандышева и поведение буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова.
Ход урока:
1.Оргмомент. 2 Актуализация знаний.
Сегодняшний урок мы проведем в виде заседания ученого совета. Каждая группа будет заниматься по своему заданию. После выполнения задания вы должны приготовить связное выступление и объяснить причины гибели главной героини.
Задания для групповой работы:
группа исследователей: дайте характеристику персонажам пьесы, исходя из значений их имен и фамилий по словарю В.Даля. Василий Вожеватов, Харита Огудалова, Мосий Кнуров, Юлий Карандышев, Сергей Сергеевич Паратов, Лариса.
(Вожетый -обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник.
Василий( греч.)-царственный, царский.
Харита(греч)- прелесть, любезная, изящество.
Огудать- обольстить, надуть, провести, облапошить.
Кнур- кабан, хряк.
Мокий -насмешник,осмеивающий.
Карандыш- коротышка, недоросток.
Паратый-бойкий, сильный, дюжий.
Сергей(греч)- высокочтимый
Лариса(греч.)-чайка).
Группа литераторов:
Найдите высказывания Кнурова и Вожеватого о Ларисе.
Ответьте на вопрос: Почему, по мнению Кнурова, «Карандышев не пара Ларисе Дмитриевне?»
А если тот человек, который достоин Ларисы?
Кнуров
Вожеватов
Группа психологов:
Объясните любовный треугольник: Карандышев - Лариса- Паратов.
Почему так важно Карандышеву и Паратову добиться любви Ларисы?
Что чувствует Лариса по отношению к каждому из них?
(Карандышев: любовь и женитьба делает его заметным (очки как деталь) Ларисе этот брак нужен для ощущения спокойствия, тишины. Она устала от пустой жизни. Паратов: задето самолюбие; он не привык проигрывать, а Лариса для него яркое воспоминание. Лариса безумно влюблена в Паратова, она отдается этой окаянной любви в надежде на чудо).
Рефлексия: Почему все же Островский приводит к гибели героини?
Можно ли соотнести финал пьесы с темой денег?
д/з напишите сочинение «Актуальные аспекты пьесы Островского в современной жизни»