- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Урок развития речи Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Левина Л.П. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок развития речи
Тема: Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
Цель:
-
обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
-
продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;
-
развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра видеоклипа (5 минут).
Сегодня на уроке развития речевой деятельности мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (указываю на доску). На доске
Урок речевой деятельности
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему
«………………»
Учитель. Откройте тетради и запишите число и тему урока. Вы, наверное, обратили внимание, что тема сочинения не сформулирована.
Я думаю, что после просмотра видеоклипа вы сами назовете тему сочинения-рассуждения, используя метод «Свободный микрофон» (говорит тот, у кого в руках микрофон). Все тему, названные вами, записываем в тетрадь.
Примеры учащихся: «О зависти», «Зависть - это порок или нет», «Зависть - человеческий недостаток», «Зависть - порождение зла», «Зависть - то, что разрушает человеческую душу», «Зависть порождает ненависть».
Учитель. А теперь давайте из записанных определений выберем наиболее ёмкое, точное, которое выражает основную мысль этого клипа.
Ученик. Зависть - одна из причин человеческой ненависти.
Учитель. А просмотренный нами клип приводит нас к этой мысли?
Ученик. Да! (Мнение нескольких учеников.)
Учитель. В православной вере одна из заповедей Божьих гласит: «Не завидуй». Зависть является одним из самых страшных грехов.
Послушайте притчу «О зависти и ненависти», которую прочтут вам ваши одноклассницы. Текст притчи у вас на партах в папке. (Чтение притчи)
Учитель. В каких словах, ребята, по-вашему, выражена главная мысль этой притчи?
Ученики зачитывают главную мысль.
Учитель. Давайте обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, в котором Даль дает нам такое определение зависти: «Зависть - свойство того, кто завидует, досада по чужом добре или благе, нежелание добра другому, а одному лишь себе».
А теперь обратимся к «Толковому словарю» С. И. Ожегова: «Зависть - это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».
Что вы, ребята, заметили общего в этих определениях.
Ученики. Нежелание добра другому, чувство досады за успех ближнего.
Учитель. В афоризмах - в кратких высказываниях великих людей содержатся определенные взгляды на зависть. Давайте обратимся к шкатулке мудрых мыслей. (Открываю шкатулку, учащиеся берут и зачитывают афоризмы.)
Ребята, являются ли эти афоризмы подтверждением определений Даля и Ожегова.
(Везде выражена мысль, что зависть - это чувство досады,
зло, созданное, взращенное в человеке самим собой.)
Ну а теперь ваши мысли, чувства, которые у вас возникли в ходе нашей беседы, вы изложите в своих сочинениях-рассуждениях.
Давайте с вами вспомним, что значит рассуждать?
Ученики. Доказывать, аргументировать, объяснять.
Учитель. Сочинение-рассуждение имеет свою определенную композицию, то есть построение. С чего начинается сочинение-рассуждение?
Ученики. 1) С тезиса, то есть высказываем основную мысль;
2) аргументация основной мысли (факты из жизни, из литературы, свои наблюдения);
3) вывод.
Учитель. Продолжим наш урок. Каждый из вас пишет сочинение-рассуждение в миниатюре «Зависть - одна из причин человеческой ненависти». Перед тем, как начать писать сочинение, послушайте отрывок из песни А. Розенбаума «Песня о зависти».
(Написание сочинения - 10-15 минут. Ученики зачитывают свои сочинения.)
Учитель. Итог урока подводим, используя материал (таблицу) папки. (Если есть время, спросить 5-6 человек. Если нет времени -----напишите карандашом фамилию, подчеркните нужный ответ.)
Оценки я вам выставлю с учетом вашей работы в тетрадях.
Спасибо за работу. Мне приятно было, что вы размышляли, работали, делали выводы. Пусть в вашем сердце не будет места зависти, злобе, ненависти, а живут в нем лишь любовь, доброта, понимание, искренность, милосердие.
Домашнее задание. Составить сенкан к слову «зависть».
4