Методическая разработка по литературе

Мероприятие разработано и проведено в рамках празднования 70-летия Победы в ВОв. Данное мероприятие способствует формированию и развитию патриотических чувств у подрастающего поколения, повышению уровня знаний об уральской поэзии, воспитанию чувства гордости за свой край на биографии поэтов-фронтовиков, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны Цель внеклассного урока: помочь учащимся проникнуться духом военного времени, осознать цену Победы в Великой Отечественной войне, по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного урока по литературе для 8 класса.

Тема: «Вместе с живыми стучатся убитых сердца»

Цель: помочь учащимся проникнуться духом военного времени, осознать цену Победы в Великой Отечественной войне, познакомить ребят с подвигом поэтов-земляков.

  • знакомство с событиями жизни и творчеством поэтов Урала, участвовавших в Великой Отечественной войне;

  • воспитание чувства патриотизма;

  • формирование интереса к русской литературе XX века.

Оборудование:

  • выставка книг по теме;

  • портреты авторов (презентация).

Ход урока.

Учитель. Сегодняшний уро мы посвящаем уральским поэтам-фронтовикам, оставившим нам свои замечательные произведения. Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего родину от фашизма. Мы, родившиеся в послевоенное время, знаем о войне лишь по рассказам старших, по книгам, фильмам, стихам и песням. Тем дороже и ценнее становятся для нас художественные произведения об этом нелёгком периоде жизни нашей страны. Поэты и прозаики сумели не только нарисовать ужасы военных лет, но и выразить эмоциональный настрой, чувства защитников Родины.

Чтец. Стихотворение С. Щипачёва «22 июня 1941 года»

Цветок, в росинках весь, к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Садились в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(Звучит голос Левитана) «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергали бомбёжке со своих самолётов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.»

Ученик. Вся страна поднялась на защиту родного Отечества. Более 2 млн. уральцев ушло на фронт, из которых около 600 тысяч не вернулись домой. Среди них были поэты и писатели.

Учитель. Поэзия была самым оперативным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Ученик. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Уральские участники великой битвы стремились поддержать боевой дух своими произведениями. Сохранились их имена: Степан Щипачев, Владислав Занадворов, Венедикт Станцев, Михаил Найдич, Михаил Львов.

Ученик .Степан Щипачев родился в 1899 году в деревне Щипачи, (ныне Богдановичского городского округа Свердловской области) в семье крестьянина-бедняка.

«Отец умер, когда мне было года четыре. Мать осталась с кучей детей. Я был самым младшим. Жить стало трудно. Бабушке пришлось ходить со мной по дворам просить милостыню. Подростком батрачил, работал на асбестовых приисках. Стихи я полюбил еще в церковноприходской школе. Помню, учительница, перед тем как задать учить стихотворение "Бородино", прочитала его вслух. Оно ошеломило меня. Несколько дней я ходил как оглушенный, твердя его наизусть. Может быть, тогда и запала в мою душу первая искорка поэтического волнения.»

Чтец «Павшим»

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Была б кощунственной моя

тоскливая строка

о том, что вот старею я,

что, может, смерть близка.

Я мог давно не жить уже:

в бою, под свист и вой,

мог пасть в солёном Сиваше

иль где-то под Уфой.

Но там упал ровесник мой.

Когда б не он, как знать,

вернулся ли бы я домой

обнять старуху -мать.

Кулацкий выстрел, ослепив,

жизнь погасил бы враз,

но был не я убит в степи,

где обелиск сейчас.

На подвиг вновь звала страна.

Солдатский путь далёк.

Изрыли бомбы дочерна

обочины дорог.

Я сам воочью смерть видал.

Шёл от воронок дым;

горячим запахом металл

запомнился живым.

Но всё ж у многих на войне

был тяжелее путь,

и Черняховскому - не мне -

пробил осколок грудь.

Не я - в крови, полуживой,

растерзан и раздет, -

молчал на пытках Кошевой

в свои шестнадцать лет.

Пусть всех имён не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Чем им обязан - знаю я.

И пусть не только стих,

достойна будет жизнь моя

солдатской смерти их.

Ученик. Жизнь Степана Щипачева достойна смерти поэта-фронтовика Владислава Занадворова

Чтец. Стихотворение «Последнее письмо»

Лишь губами одними,

бессвязно, все снова и снова

Я хотел бы твердить,

как ты мне дорога...

Но по правому флангу,

по славным бойцам Кузнецова,

Ураганный огонь

открывают орудья врага.

...Мы четвертые сутки в бою,

нам грозит окруженье:

Танки в тыл просочились,

и фланг у реки оголен...

Но тебе я признаюсь,

что принято мною решенье,

И назад не попятится

вверенный мне батальон!

1942 г.

Ученик. Командир минометного взвода гвардии лейтенант Владислав Занадворов погиб в наступательном бою под Сталинградом, у станицы Чернышевской ,в 1942 году в возрасте 28-ти лет.

Чтец. «Кусок родной земли»

Кусок земли, он весь пропитан кровью.

Почернел от дыма плотный мерзлый снег.

Даже и привыкший к многословью,

Здесь к молчанью привыкает человек.

Впереди лежат пологие высоты,

А внизу - упавший на колени лес.

Лбы нахмурив, вражеские дзоты

Встали, словно ночь, наперерез.

Смятый бруствер. Развороченное ложе.

Угол блиндажа. Снаряды всех смели.

Здесь плясала смерть, но нам всего дороже

Окровавленный кусок чужой земли.

Шаг за шагом ровно три недели

Мы вползали вверх, не знавшие преград.

Даже мертвые покинуть не хотели

Этот молньей опаленный ад.

Пусть любой ценой, но только бы добраться,

Хоть буравя снег, но только б доползти,

Чтоб в молчанье страшно и жестоко драться,

Все, как есть, сметая на своем пути.

Под огнем навесным задержалась рота,

Но товарищ вырвался вперед...

Грудью пап на амбразуру дота -

Сразу кровью захлебнулся пулемет!

Мы забыли все... Мы бились беспощадно.

Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,

Не жалея жизни, чтобы взять обратно

Развороченный кусок родной земли.

1941-1942

Учитель. Урал не только опорный край державы, но и край творческий. Без него искусство России не может быть полным, в том числе и литература. Примеров тому не счесть числа.

Ученик. Венедикт Тимофеевич Станцев .- Фронтовая биография связана с Уральской 3-й гвардейской стрелковой дивизией. Повоевал на многих фронтах: Волховском, Ленинградском, Сталинградском, 4-м Украинском, 2-м Прибалтийском. Дивизионная газета "Боевая гвардейская" изредка публиковала стихи В.Станцева. Это и определило его дальнейшую судьбу. В сентябре 1944 г. стал штатным сотрудником дивизионки. После войны работал в газетах "Красный воин" (МВО), "Советское слово" (Берлин), "Красный боец" (УралВО). Был серьезно ранен. Войну закончил в Кенигсберге. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и многими медалями.

Чтец. «Мои награды»

Я принял их из рук войны

за кровь врага, как ни суди;

они, тут молодость вини,

легко лежали на груди.

А нынче - в годы седины,

былые возвращая дни,

тяжелой памятью войны

мне давят на сердце они.

Ученик. В. Станцев-член Союза писателей с 1965 г. Автор 10 поэтических сборников и документальной повести.

«Повезло мне: я вернулся на отчий порог... "Везучий" я был и на войне. Только один случай, а их было таких чуть ли не каждый день. Дело получилось такое. Скоро атака. Траншея набита солдатами так, что чихнуть некуда. Одеты все с иголочки. Молодые, задорные... Ждем сигнала. И вот тебе на! "Юнкерсы" тут как тут. Смотрю на них из-под руки. Первый в строю сбрасывает три бомбы. Их хорошо видно, летят, покачиваясь. Прямо сюда, на наш взвод. "Ложись!" - кричу. А что толку: бомбы - вот они. Врезаются в бруствер, все три по очереди. Траншея сдвинулась, прижав нас к стенкам. "Все, - мелькнуло, - хана". Сжался весь, готовясь к неминуемой смерти. Бомбы же под боком.
Но они не ра-зо-рва-лись! Ни одна! Да, если бы не ангелы-хранители, гуляла бы моя душа в богославном раю. Нет, она во мне осталась. Спасибо провидению... И добавлю: когда мы вернулись с того света, один солдат, глядя на меня, сказал: "Командир, у тебя виски белые..." Вон когда я познакомился с сединой-то...» Методическая разработка по литературе

Чтец. «К вопросу о смерти»

Ходила смерть - легка в походке

на фронте рядышком со мной,

и я привык к ней, как к винтовке,

как к неизбежности самой.

Я - в бой, она - в зловещий клекот,

но в наступлениях сквозь тьму

я обгонял ее на локоть

и, может, выжил потому.

Ученик. Михаил Яковлевич Найдич ушел на войну в первые дни Великой Отечественной, в неполных 17 лет. Служил в воздушно-десантных войсках, потом в артиллерийской разведке. К тому времени, когда по возрасту подлежал призыву в армию, уже успел принять участие в боях на Украине, на Дону, в Сталинграде и после нескольких тяжелых ранений лечился почти год в госпиталях Челябинска, Троицка, Уральска (Западный Казахстан). После демобилизации в послевоенные годы окончил отделение журналистики Уральского госуниверситета.

Чтец «В одной траншее»

Со мною в широкой траншее

В бою, когда полдень угас,

Был справа Иван Кривошеев,

Был слева Саенко Тарас.

Полчане! Ребята что надо!..

Вон танки чужие беда, -

Летит им навстречу граната,

А чья - не считались тогда.

И дым, уставая клубиться,

В овраг забирался на дно.

Мы пили из фляги водицу.

Из чьей? А не всё ли равно!

Ученик. В рядах 10-го гвардейского Уральского добровольческого корпуса сражался Михаил Львов, прошел фронтовые дороги сполна - до Берлина и Праги. В короткие привалы между сражениями писал стихи. Летом 1944 года в армейской газете было напечатано стихотворение "Чтоб стать мужчиной, мало им родиться". Оно сразу сделало поэта известным.

Чтец.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Как трудно в сапогах шагать в июле.

Но ты - солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

Ученик. Стихотворение стало кодексом чести людей военного поколения. Умение принять трудности жизни, готовность к подвигу и самопожертвованию - вот те качества, которые провозглашает лирический герой.

Ученик. Лирика поэта военных лет отличается необыкновенной эмоциональностью и широким диапазоном чувств. Герой прощается с прошлой мирной жизнью, принимая страдания, которые несет война. Мужество героя сочетается с необыкновенной силой воли, нравственным стержнем, делающим человека человеком ("Высота", 1944).

Чтец. «Высота»

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на неё подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты -

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрём,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы всё-таки берём.

Ученик. С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг - хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству. И хотя прошло уже 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, 9 Мая остаётся самым дорогим сердцу каждого человека праздником.

Ученик. Почтим память погибших в годы войны минутой молчания. Прошу всех встать.

(Звучит песня на стихи М. Львова «Поклонимся великим тем годам» (1985) (муз. А. Пахмутовой)



© 2010-2022