Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

В данной работе предложены варианты проведения уроков в 6-7-х классах по темам "Имя числительное как часть речи", "Местоимение как часть речи", "Деепричастие как часть речи". Сочетание различных инновационных технологий (технология критического мышления, проблемное обучение, работа с текстом, игровые технологии, ИКТ) позволяет сформировать у обучающихся информационную, коммуникативную, интеллектуальную компетентности, а также способствует развитию творческих способностей и формирует интерес к из...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи






Методическая разработка

на тему:

«Методика формирования знаний и навыков

обучающихся по определению частей речи

на основе компетентностного подход

с использованием инновационных

образовательных технологий»



Степанова Светлана Яковлевна,

преподаватель русского языка и литературы

Утверждено и рекомендовано

к использованию на заседании

ОД русского языка и литературы

протокол № 12 от 18 апреля 2011 г.

Преподаватель (руководитель ОД

русский язык и литература)

П. Гавришев


Тверь

2011




Оглавление



1. Пояснительная записка………………………………………………………...3

2. Основная часть…………………………………………………………………6

3. План-конспект урока «Имя числительное как часть речи»………………..13

4. План-конспект урока «Местоимение как часть речи»……………………...16

5. План-конспект урока «Деепричастие как часть речи»………......................24

6. Приложения………...……………...……………………………………….…28

- выполнение самоподготовки суворовцами 1 роты

- сценки к уроку «Имя числительное как часть речи»

- ребусы к уроку «Имя числительное как часть речи»

7. Заключение……………………………………………………………………33

8. Список использованной литературы………………………………………..34

9. Рецензия преподавателя (руководителя дисциплины русский язык и литература) П. Гавришева……………………………………………………………35












Пояснительная записка


Противоречия



С одной стороны, переход училища на преподавание русского языка с 5-го класса, с другой стороны, отсутствие опыта работы с обучающимися этого возраста.

Сложность и новизна изучаемого материала - необходимость адаптации суворовцев к новым условиям обучения.

Недостаточный уровень развития различных компетентностей - необходимость деятельного подхода к обучению.

Цель



Отбор, составление, систематизация дидактического материала с целью формирования навыков определения частей речи на основе компетентностного подхода с использованием инновационных образовательных технологий.

Задачи



  1. Подбор дидактического материала, составление заданий обучающего и тренировочного характера.

  2. Формирование навыков определения частей речи.

  3. Развитие индивидуальных способностей суворовцев, создание благоприятных условий для самостоятельной, творческой работы обучающихся.

  4. Обогащение педагогического опыта учителя.

  5. Предложение нового подхода к методике преподавания тем в условиях адаптации обучающихся.

Технология



  1. Изучение литературы по теме.

  2. Отбор конкретного учебного материала обучающего и тренировочного характера.

  3. Систематизация, распределение материала, подготовка дидактического материала.

  4. Сочетание различных форм деятельности и приемов работы.

  5. Апробирование урока.

  6. Анализ реализации творческого замысла.

  7. Определение перспективы дальнейшей работы по теме с учетом рекомендаций коллег.


Дидактические принципы

В своей работе я основываюсь на следующих принципах:

- направленность обучения на решение задач образования, воспитания, развития личности суворовцев;

- научность обучения в сочетании с доступностью программного учебного материала;

- преемственность, логичность, систематизация учебного материала за период обучения;

- сочетание различных форм обучения в зависимости от содержания и методов обучения;

- осуществление личностно ориентированного подхода;

- оптимизация обучения;

- связь с современностью;

- интегративность.

Образовательная среда


Новую образовательную среду призваны организовать профильное обучение и предпрофильная подготовка. Они создадут условия для самоопределения обучающихся, обеспечат возможность осуществить профессиональные пробы, предоставят право самостоятельно выбрать профиль обучения, сформируют готовность нести ответственность за сделанный выбор.

В училище реализуются следующие профили обучения: физико-математический, социально-экономический, филологический.

Преподавателями училища составлены и реализуются в обучении суворовцев модульные программы по различным предметам.

Цель образовательного процесса - создание условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

Система профилизации включает 3 ступени:

1-я ступень - 5-8 классы;

2-я ступень - 9 класс;

3-я ступень - 10-11 классы.

Занятия проводятся в кабинете русского языка, оборудованного интерактивной доской и демонстрационно-компьютерным комплексом. Материал накапливается и систематизируется в виде электронных презентаций, таблиц, схем, дидактического материала, который хранится в кабинете.

В шестом классе у обучающихся сформированы навыки определения таких частей речи, как имя существительное, прилагательное и глагол. Частично сформированы орфографические и пунктуационные навыки, а также навыки самостоятельной работы.

В седьмом классе у обучающихся сформированы навыки определения таких частей речи, как имя числительное, местоимение. Обучающиеся знают определения основных изученных в 7-м классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывают свои ответы, приводя нужные примеры.

Для осуществления внеклассной работы можно предложить посещение спектаклей, литературные экскурсии, выпуск тематических газет, участие в творческих конкурсах, проведение тематических вечеров в библиотеке семейного чтения им. Пушкина. Все это способствует формированию интереса к предметам русского языка и литературы, а также повышает качество образования.


Основная часть


Цель проведения уроков русского языка в 5-7-х классах - формирование различных учебных компетентностей у обучающихся: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных.

Приоритетным на уроках русского языка является формирование лингвистической компетентности у обучающихся. Суть лингвистической компетентности - освоение языковой системы, овладение языковым материалом (орфографической зоркостью, пунктуационной грамотностью, навыками конструирования текста, практическим использованием лингвистических знаний и умений). При этом усвоение знаний о системе языка не является самоцелью. В процессе формирования лингвистической компетентности важным является развитие личности обучающегося, его познавательной культуры, логической памяти, формирование навыков самоанализа и самооценки. На передний план выдвигается задача формирования личности обучающегося средствами предмета «русский язык» на основе когнитивной функции языка, его познавательной значимости.

Обучающиеся 6-го класса повторяют материал, изученный ранее по фонетике, орфоэпии, графике, словообразованию и синтаксису. Наряду с этим им предстоит изучить новый материал по лексике, культуре речи, фразеологии, орфографии и морфологии. Именно в этот период обучения закладывается образовательная база по основным правилам орфографии: правописание чередующихся гласных в корне слова, правописание гласных в приставках при- и пре-, правописание частицы не с разными частями речи, употребление одной и двух букв н в суффиксах имен прилагательных, различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-, правописание отрицательных и неопределенных местоимений и т.д.

Наряду с основными правилами орфографии обучающимся предстоит обширная работа по морфологии, то есть по изучению частей речи. Именно в 6-м классе ребята знакомятся с такими частями речи, как имя числительное и местоимение, и от того, насколько методически грамотно преподаватель организует уроки по данным темам, будет зависеть эффективность усвоения нового материала. Это тем более важно, что именно с этими частями речи связаны наиболее часто возникающие в языке трудности правописания и использования в речи (имеются в виду случаи склонения сложных числительных, например: пятьюстами шестьюдесятью семью, полутора сутками и т.д.)

В 7-м классе обучающиеся знакомятся с такими сложными частями речи, как причастие и деепричастие, учатся находить их в речи и оформлять графически на письме. Морфологические знания, умения и навыки являются базовыми для формирования лингвистической, языковой и коммуникативной компетентности.

При изучении таких сложных тем перед преподавателем стоит задача адаптации учебного материала к возрастным особенностям шести-семиклассников, стремление сделать уроки максимально интересными, живыми и в то же время содержательными, так как подростковый возраст - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Этот возрастной период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11-13 лет, время перехода от конкретного мышления к мышлению абстрактному, от непосредственной памяти - к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет часто на протяжении всего шестого класса доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 13 лет дети начинают осваивать мир теоретического мышления.

Поступив в училище, обучающийся взаимодействует с большим количеством факторов, заставляющих его постепенно к ним приспосабливаться. Прежде всего - это переход в другую социальную категорию, что связано с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Резкое изменение жизненных стереотипов заставляет организм работать в усиленном режиме и часто на пределе возможностей. Напряженность периода определяется прежде всего тем, что перед обучающимся возникает целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требуется максимальная мобилизация интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Это прежде всего относится к обучающимся 5-7-х классов, которые не только перешли из начальной школы в основную, но и попали в рамки закрытого учебного заведения со всеми вытекающими из этого последствиями.

В этот переломный период возникают проблемы, связанные с тем, что у обучающихся сформированных механизмов адаптации оказывается недостаточно для жизни в новых условиях. Этот период длится от 1,5 месяцев до одного года, в зависимости от индивидуально-личностных особенностей ребенка. Поэтому перед преподавателем стоит задача способствовать эффективной и скорейшей адаптации обучающихся к новым условиям.

Количество обучающихся в классах (18 человек) позволяет активно использовать не только дифференцированный, но индивидуальный подход, а также элементы игровых технологий. Как показала практика, данная методика оправдала себя в процессе работы: по данным психологического опроса интерес к урокам русского языка в 1-ой роте вырос с 23% на начало года до 56% к концу третьей четверти (в 6-м классе).

Использование инновационных технологий, а также элементов игровых технологий на основе компетентностного подхода дало основание отказаться от ограниченного подхода к обучению русского языка, при котором он рассматривался только как средство формирования грамотной устной и письменной речи. На первый план выдвигается задача раскрытия и использования возросших познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и основы для овладения новым уровнем знаний, умений и навыков по изучаемому предмету.

В данной разработке предложены варианты уроков по темам «Имя числительное как часть речи», «Местоимение как часть речи», «Деепричастие как часть речи» с использованием элементов игровых технологий, а также инновационных технологий на основе компетентностного подхода.

Данная работа написана в помощь учителю-словеснику и рассматривается как процесс наилучшего осознания и усвоения изучаемого материала. В разработке учитель получит методические ориентиры, теоретическую и практическую помощь в организации творческой деятельности суворовцев.

Педагоги могут воспользоваться данными исследованиями и материалами непосредственно на уроке формирования новых знаний, умений и навыков по темам «Имя числительное как часть речи», «Местоимение как часть речи», «Деепричастие как часть речи», а также при организации занятий дополнительного образования по русскому языку.


УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель

(руководитель дисциплины

русский язык и литература)

П. Гавришев

«___»_______________2009 г.


ПЛАН

подготовки открытого урока по русскому языку

преподавателя Степановой С.Я.

Тема урока: «Имя числительное как часть речи».

Методическая цель урока: показ приемов формирования навыков определения имени числительного как части речи с использованием элементов игровых технологий на основе индивидуального подхода.

Учебные цели:

  • формировать навыки определения числительного как части речи;

  • формировать представление о разрядах числительных;

  • формировать представление о синтаксической роли числительных в предложении;

  • формировать умение отличать числительное от других слов со значением числа.

Развивающие цели:

  • развивать навыки самостоятельной работы обучающихся;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;

  • способствовать развитию творческой активности обучающихся;

  • развивать навыки исследовательской работы.

Воспитательные цели:

  • способствовать формированию интереса к изучению русского языка;

  • способствовать формированию познавательной активности обучающихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений;

  • записи на доске;

  • дидактический материал.

Учебные вопросы:

  1. Понятие числительного.

  2. Синтаксическая роль имени числительного в предложении.

  3. Отличие числительного от других частей речи со значением числа.

Время проведения: 45 мин. 12.00 - 12.45 (4 урок).

Место проведения: класс 1-го взвода 1-ой роты.

Преподаватель С. Степанова



Карта наблюдений на уроке

Дата: 24 декабря 2010 г.

Взвод 4 рота 1

Фамилия преподавателя: Степанова С.Я.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Имя числительное как часть речи».

Методическая цель: показ приемов формирования навыков определения имени числительного как части речи с использованием элементов игровых технологий на основе индивидуального подхода.

№ этапа урока

Основные характеристики организации работы преподавателя и суворовцев на уроке

Время

Замечания

1 этап

Организация начала урока:

  • готовность взвода и оборудования к уроку;

  • четкость постановки целей урока.

1 мин.

2 этап

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока:

  • создана ли положительная мотивация изучения материала.

1 мин.

3 этап

Формирование новых знаний, умений и навыков:

  • как преподаватель развивает навыки самостоятельной работы обучающихся;

  • как преподаватель развивает умения анализировать, выделять главное, делать выводы;

  • как способствует развитию творческой активности обучающихся;

  • как развивает навыки исследовательской работы;

  • как способствует формированию интереса к изучению русского языка;

  • какие приемы способствуют развитию внимания;

  • какие формы работы способствуют адаптации обучающихся к учебному процессу

в суворовском училище;

  • какие приемы используются в качестве здоровьесберегающих факторов;

  • насколько содержание урока соответствует учебной программе;

  • как реализуются межпредметные и внутрикурсовые связи;

  • как создается благоприятный психологический климат на уроке;

  • как реализуются принципы научности, наглядности, доступности, практической направленности и связи с современностью;

  • как реализуется принцип личностно-ориентированного подхода к суворовцам;

  • как преподаватель реализует индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;

  • как формируются навыки определения числительного как части речи;

  • как формируется представление о разрядах числительных;

  • как формируется представление о синтаксической роли числительных в предложении;

  • насколько продемонстрированные приемы по формированию навыков определения числительного как части речи с использованием элементов игровых технологий на основе индивидуального подхода способствуют повышению качества образования обучающихся.

40 мин.

4 этап

Подведение итогов урока:

  • насколько объективно выставляются оценки, их комментирование;

  • как осуществляется характеристика работы взвода на уроке.

1 мин.

5 этап

Задание на самоподготовку:

  • как осуществляется инструктаж по выполнению задания на самоподготовке.

2 мин.

Преподаватель С. Степанова


Организационно-методические указания


Список используемой литературы


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Знание, 1994.

  3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.: Знание, 1999.

  4. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 2003.

На урок приглашаются:



  1. Заместитель начальника училища по учебной работе - начальник учебного отдела подполковник Панов А.Е.

  2. Заместитель начальника учебного отдела подполковник Маркин В.Е.

  3. Методист учебного отдела Карагодина С.Н.

  4. Командир 1 роты подполковник Корсаков В.А.

  5. Офицер-воспитатель майор Ткаченко О.Ю.

  6. Старший преподаватель ПМК русского языка и литературы майор Гавришев П.А.

  7. Преподаватели ПМК русского языка и литературы.

  8. Преподаватели ПМК училища.

Подготовка класса

1. Уборка класса.

2. Проветривание помещения.

3. Оформление записей на доске.

4. Подготовка дидактического материала.


Утверждаю

Преподаватель

(руководитель дисциплины

русский язык и литература)

П. Гавришев

17 декабря 2010


План урока


№ п.п.

Этапы урока

Время

Работа обучающихся

1.

Организационный момент

1мин.

Слушают целевую установку

2.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

1 мин.

Записывают тему урока

3.

Формирование новых знаний, умений, навыков:

а) работа с учебником;

б) просмотр сценок, ответы на вопросы;

в) письменная работа по материалам упражнений;

г) разгадывание загадок;

д) игра «Найди числительное»;

е) разгадывание ребусов.

40 мин.

Фронтальная работа, выполнение письменных заданий, самостоятельная работа с учебником, разгадывание загадок и ребусов

4.

Подведение итогов урока

1 мин.

Отвечают на вопросы, слушают оценки

5.

Задание на самоподготовку

2 мин.

Записывают задание



План-конспект урока


Оформление доски

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Схема: ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речиМетодическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОРЯДКОВЫЕ

указывают на количество обозначают порядок предметов

предметов при счете

(сколько?) (который? какой?)

Рисунки ребусов, в которых зашифрованы числительные

Ход урока


1.Орг. момент (принятие рапорта, отметка в журнале отсутствующих) - 1 мин.

2. Подготовка к учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока - 1 мин.

Запись даты, темы урока в тетрадях.

Объявление цели: «Сегодня на уроке мы познакомимся с числительным как частью речи, получим представление о разрядах числительных».

3. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Слово преподавателя: Чтобы получить ответ на вопрос, что же такое числительное, как оно появилось в речи, давайте посмотрим инсценировку, которую подготовили ребята.

Просмотр «Лингвистической сказки» (сценка № 1)

Слово преподавателя: Сказка ложь, да в ней намек...Числительное действительно важнейшая часть языковой системы русского языка. Без него никак невозможно. Каковы грамматические признаки числительного? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Обратимся к учебнику, откроем его на странице 143.

Работа с учебником: обучающиеся анализируют приведенные словосочетания, делают вывод, на какие вопросы отвечают числительные и как они изменяются.

Работа со схемой, записанной на доске.

Слово преподавателя: Теперь давайте сформулируем полное определение имени числительного.

Ответ: Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой?

Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.

Слово преподавателя: Посмотрите на дату, найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает? Определите его разряд и падеж.

Итак, вы теперь знаете, каковы грамматические признаки числительного. Нам осталось только выяснить, какова его синтаксическая роль в предложении. Давайте посмотрим сценку, которую подготовили ребята.

Просмотр сценки № 2.

Слово преподавателя: Какой вывод мы можем сделать о синтаксической роли числительного на основании просмотренной инсценировки?

Ответ: Выступая в сочетании с именем существительным, числительное является подлежащим в предложении и при этом управляет существительным.

Работа с учебником: у доски суворовцы по одному выполняют упражнение 345 (задание дается выборочно - предложения 1,4,6).

Игровой момент: суворовцы отгадывают загадки, в ответе которых имя числительное.

  1. Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?

  2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

  3. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

  4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожие, одинаковые»?

  5. Сколько коробов можно наврать?

  6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

  7. Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

Слово преподавателя: Числовое значение, кроме числительных, могут иметь и другие части речи. Какие? - давайте посмотрим сценку.

Просмотр сценки № 3.

Слово преподавателя: Верно ли, что миллион и сотня - не числительные? Как отличить числительное от других частей речи?

Ответ: Числительное можно записать словами и цифрами, а другую часть речи - только словами.

Работа с учебником: упражнение 346.

Игровой момент. Учитель называет слова разных частей речи, задача обучающихся - хлопнуть в ладоши, когда они услышат имя числительное.

Двойной, тройка, шестой, удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых.

Разгадывание ребусов.

4. Подведение итогов урока (1 мин.), выставление оценок.

5. Задание на самоподготовку:

1. Выучить определение числительного на с. 145 учебника.

2. Подобрать пословицы, поговорки, загадки, в которых используются числительные.


Утверждаю

Преподаватель

(руководитель дисциплины

русский язык и литература)

П. Гавришев

4 февраля 2010 г.


План урока


№ п.п.

Этапы урока

Время

Работа обучающихся

1.

Организационный момент

1мин.

Слушают целевую установку

2.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

1 мин.

Записывают тему урока

3.

Формирование новых знаний, умений, навыков:

а) фронтальная работа;

б) прослушивание стихотворения, ответы на вопросы;

в) письменная работа по материалам упражнений;

г) работа с учебником;

д) творческий диктант;

е) игровая пятиминутка.

40 мин.

Фронтальная работа, выполнение письменных заданий, самостоятельная работа с учебником, творческий диктант, игровая пятиминутка

4.

Подведение итогов урока

1 мин.

Отвечают на вопросы, слушают оценки

5.

Задание на самоподготовку

2 мин.

Записывают задание



План-конспект урока



Тема: «Местоимение как часть речи»


Ход урока



1. Орг. момент (выслушивание рапорта, отметка в журнале отсутствующих) - 1 мин.

2. Подготовка к учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока - 1 мин.

Запись числа, темы урока в тетрадях. Объявление цели урока: «Цель нашего урока - познакомиться с новой частью речи: местоимением, выяснить, каковы его грамматические признаки».

3. Формирование новых знаний, умений и навыков - 40 мин.

Слово преподавателя. Тема сегодняшнего урока - «Местоимение как часть речи». Вглядитесь внимательно в слово местоимение. Подумайте, как оно образовалось.

Суворовец читает подсказку:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

Вопрос: Что за имена заменяют местоимения? Какие именные части речи вы знаете? Что они обозначают?

Ответ: Имена - это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное - признак предмета, имя числительное - количество.

Вопрос: Попробуйте самостоятельно сформулировать определение местоимения. Давайте сравним его с определением в учебнике.

Работа с учебником (с.164), чтение определения.

Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Вопрос: Вспомните постоянные и непостоянные признаки частей речи.

Ответ: Постоянными признаками у существительного являются категории собственности - нарицательности, рода, склонения, одушевленности - неодушевленности. У имени прилагательного и имени числительного - разряд. Как правило, непостоянными признаками у имен являются число и падеж.

Вопрос: Какую синтаксическую функцию они могут выполнять?

Ответ: В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, прилагательное - в роли определения, а имя числительное - обстоятельства, реже - определения.

Вопрос: Прочитайте на с.164 об изменении местоимений и их синтаксической функции. Сделайте вывод.

Работа с учебником: Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Ответ - вывод: выступая в роли имен, местоимения «перенимают» их грамматические признаки зависимо от того, какую часть речи «заменяют».

Прослушайте песенку Винни-Пуха, сочиненную поэтом Б. Заходером. Найдите местоимения.

Суворовец исполняет песенку:

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том, о сём.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни се!»

Работа с учебником: выполнение упражнений 390, 391.

Творческий диктант.

- Избавьтесь от тавтологии. Для этого некоторые существительные замените местоимениями.

Сережа Иванов любит играть в шахматы. Сережа часто выступает в соревнованиях, а старший брат Сережи увлекается футболом. Иногда брату Сережи приходится стоять в воротах, тогда Сережа посматривает на брата с завистью: Сереже хочется быть вратарем.

Устная работа: Укажите недочеты в употреблении местоимений.

  1. Я заходил к учительнице, но их не было дома.

  2. После сна первый отряд пошел в лес. Они долго не возвращались.

  3. Враг был силен, но они скоро сдались.

  4. Собачонке было три недели, и у него начали прорезаться глаза.

Игровая разминка. Преподаватель называет части речи, обучающиеся хлопают в ладоши, как только услышат местоимение.

Она, какой, белый, второй, первый, несколько, карандаш, стол, ходит, ему, я, мы, ученики, веселый, на, им, их, вот, один, сто, был, мог, десятый, некоторый, вы, кто-нибудь, они.

4. Итог урока.

- Что такое местоимение?

- Для чего нужны местоимения?

- Почему при употреблении местоимений нужно быть осторожными?

5. Задание на самоподготовку:

1) Выучить определение местоимения - с. 164.

2) Упражнение 392

3) Индивидуальное задание: подготовить сообщение о местоимениях ты и вы.







УТВЕРЖДАЮ


Преподаватель

(руководитель дисциплины русский язык и литература)

П. Гавришев

«___»_______________2011 г.


ПЛАН

подготовки открытого урока по русскому языку преподавателя Степановой С.Я.

Тема урока: «Деепричастие как часть речи».

Методическая цель урока: показ приемов формирования навыков определения деепричастия как части речи с осуществлением компетентностного подхода к обучающимся на основе реализации инновационных образовательных технологий.

Учебные цели:

сформулировать понятие о деепричастии и его грамматических признаках;

выработать умение находить деепричастие в тексте;

отрабатывать навыки письменной речи.

Развивающие цели:

формировать учебно-интеллектуальные компетентности (умения сравнивать, анализировать, конструировать предложения по исправлению речевых ошибок);

развивать учебно-коммуникативные компетентности (умение пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать, формировать умения аккуратно, грамотно писать в тетради);

развивать различные виды внимания;

развивать творческую активность;

формировать учебно-информационные компетентности (умение самостоятельно работать с учебником, усваивать информацию с помощью демонстрационно-компьютерного комплекса);

стимулировать дальнейшую работу по самосовершенствованию.

Воспитательные цели:

воспитывать учебно-познавательную активность обучающихся;

способствовать формированию интереса к изучению русского языка;

воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение:

Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.) - М.: Просвещение, 2009;

электронная презентация по теме урока;

демонстрационный компьютерный комплекс.

Учебные вопросы:

  1. Понятие о деепричастии как части речи.

  2. Роль деепричастия в речи.

Время проведения: 45 мин. 10.40 - 11.25 (3 урок).

Место проведения: кабинет русского языка № 200.

Преподаватель С. Степанова



Карта наблюдений на уроке

Дата: 3 декабря 2010 г.

Взвод 3 рота 4

Фамилия преподавателя: Степанова С.Я.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Деепричастие как часть речи».

Методическая цель: показ приемов формирования навыков определения деепричастия как части речи с осуществлением компетентностного подхода к обучающимся на основе реализации инновационных образовательных технологий.

№ этапа урока

Основные характеристики организации работы преподавателя и суворовцев на уроке

Время

Замечания

1 этап

Организация начала урока

готовность взвода и оборудования к уроку;

четкость постановки целей урока.

1 мин.

2 этап

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

создана ли положительная мотивация изучения материала.

1 мин.

3 этап

Формирование новых знаний, умений и навыков

как преподаватель развивает свойства внимания (сосредоточенность, распределение внимания, переключение с одного вида деятельности на другой);

как преподаватель формирует учебно-интеллектуальные компетентности (умение сравнивать, анализировать, конструировать предложения по исправлению речевых ошибок);

как развивает творческую активность обучающихся;

как развивает учебно-коммуникативные компетентности (умения пересказывать, отвечать на вопросы, рассуждать);

как формируются умения аккуратно, грамотно писать в тетради;

как стимулирует дальнейшую работу по самосовершенствованию;

как воспитывается учебно-познавательная активность обучающихся;

как формируется интерес к изучению русского языка;

как формируются доброжелательность, взаимопомощь, внимание друг к другу;

насколько содержание урока соответствует программе и поурочному планированию;

как реализуется принцип самоактуализации обучающихся;

как создается благоприятный психологический климат на уроке;

насколько рационален подбор упражнений;

насколько эффективно применяются элементы информационно-коммуникационных технологий, технологии сотрудничества;

сформулировано ли понятие о деепричастии и его грамматических признаках;

выработано ли умение находить деепричастия в тексте;

отрабатывались ли навыки письменной речи;

как показанные приемы по формированию навыков определения деепричастия как части речи на основе личностно ориентированного подхода с использованием элементов инновационных образовательных технологий способствуют формированию морфологических умений и навыков.

39 мин.

4 этап

Подведение итогов урока

насколько объективно выставляются оценки, их комментирование;

как оценочно-аналитическая деятельность преподавателя способствует формированию положительной Я-концепции личности обучающегося;

как осуществляется характеристика работы взвода на уроке.

2 мин.

5 этап

Задание на самоподготовку

как осуществляется инструктаж по выполнению самоподготовки.

2 мин.

Преподаватель С. Степанова

Организационнометодические указания


Изучение литературы (учебной, методической)


  1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.) - М.: Просвещение, 2009.

  2. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Знание, 1994.

  3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.: Знание, 1999.

  4. Виртуальный наставник. Русский язык 7-11 класс. - Бука СОФТ, ООО «Новая школа», 2007.








































План-конспект урока


Тема урока: «Деепричастие как часть речи»

Ход урока

1.Организация начала урока, создание мотивационной готовности - 1 мин.

(Выслушивание рапорта, отметка в журнале отсутствующих).

Объявление цели урока: «Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для нас частью речи - деепричастием, выясним, какими грамматическими признаками она обладает».

2.Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности - 1 мин.

Слово преподавателя: Прежде чем мы начнем изучение новой темы, проведем синтаксическую пятиминутку. Давайте сравним два предложения и охарактеризуем их.

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Первое предложение - простое, осложнено однородными сказуемыми.

Слово преподавателя: Чем выражены сказуемые? ( Глаголами)

Оба действия одинаково важные? ( Да)

Что обозначает слово «подчеркивая» во втором предложении? (Дополнительное действие)

3.Формирование новых знаний, умений и навыков - 39 мин.
Данное слово («подчеркивая») является деепричастием. Давайте познакомимся с историей происхождения этого термина.


Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Слово преподавателя: От какой части речи образуются деепричастия? (От глагола)

Деепричастие - интересная часть речи. Являясь особой формой глагола, она одновременно обладает грамматическими признаками и другой части речи. Какой? Чтобы ответить на этот вопрос, послушаем лингвистическую сказку и попробуем перевести ее на язык науки.

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

(Ученик рассказывает сказку о деепричастии)

Слово преподавателя: Какова же главная мысль этой сказки?

(Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия)

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Слово преподавателя: Давайте обратимся к учебнику и прочитаем определение деепричастия.

(Обучающиеся самостоятельно работают с правилом на стр.77, а затем несколько человек повторяют его наизусть)

Слово преподавателя: Как различать деепричастия в речи?

(У деепричастий характерные суффиксы, давайте назовем их)

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Слово преподавателя: Давайте поучимся выделять деепричастия в речи и на письме.

(Выполнение упр.159: один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)

Обратимся к следующим предложениям и попробуем найти среди них конструкции

с деепричастиями.

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Деепричастия играют определенную роль в нашей речи. Какую именно? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем данный текст.


Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Слово преподавателя: Из какого произведения этот отрывок? Кто его автор? (Текст на слайде приведен без названия и указания автора. По мере ответов ребят появляется название и автор).

О каких основных действиях говорится в отрывке? (Обучающиеся перечисляют глаголы).

Какими средствами языка Н.В.Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий? ( Он добивается образности при помощи деепричастий).

Давайте сделаем вывод, для чего нужны деепричастия в речи?

(При помощи деепричастий дописывается, дорисовывается основное действие. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными сказуемыми).

Слово преподавателя: Да, деепричастия украшают нашу речь, но пользоваться ими нужно умело.

Сценка «Использование деепричастий в речи»

Ученики: - Мы все знаем, мы все выучили!

Деепричастие: - Не зная броду, не суйся в воду. Употребите меня в речи, тогда посмотрим.

Ученики: - Да что тут особенного?

Деепричастие: - А я, деепричастие, все особенное, необыкновенное.

Ученики: - Да мы!.. Да он!.. Да ничего трудного!..

Деепричастие: - Не меряя семь раз, не режь. Не верите в мою силу? Тогда вот вам загадки-шутки, попробуйте справиться, найдите в них ошибки.

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

Слово преподавателя: Где же ошибки в этих предложениях? (Деепричастие и глагол должны относиться к одному лицу, а не к разным. Если это не учитывать, в предложении возникает смешная ситуация).

Как исправить ошибки? (Исправить речевые ошибки можно двумя способами: сохранив деепричастный оборот или трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию).

Исправьте предложения самостоятельно.

Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи

4.Подведение итогов урока - 2 мин.

Слово преподавателя: Подведем итоги урока. Что называется деепричастием?

Каковы грамматические признаки деепричастия?

Какова синтаксическая роль деепричастия в речи?

Преподаватель комментирует работу обучающихся на уроке и выставляет оценки.

5.Задание на самоподготовку - 2 мин.

  1. Выучить правило на стр.77 учебника по русскому языку.

  2. Выполнить упр. 161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий).












Приложения


Выполнение самоподготовки суворовцем 4 взвода 1-й роты

Одинцовым Александром


1) Летят три пичужки через три пустые избушки.

2) Алеша три гроша, шейка копейка, алтын голова, по три денежки нога: вот ему и вся цена.

3) Два волка бежат, оба в небо глядят (полозья).

4) Две деревяки, четыре коряки, восемь дыр верченых, девятая долбаная (воловье ярмо).

5) Два братца век бегут, два братца век нагоняют (колеса).

6) Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.

7) Пять братьев родных, пять двоюродных, у них по пяти внучатых (пальцы).

Выполнение самоподготовки суворовцем 4 взвода 1-й роты

Булычевым Владиславом



  1. Четыре четырки, две растопырки, один вертун да два яхонта (кошка).

  2. Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, одна маковка (кошка).

  3. Дважды родился, ни разу не крестился, в пономари посвятился (петух).

  4. Два раза родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели (петух).

  5. На пальце на одном ведерко вверх дном (наперсток).

6) Танцует крошка, а всего одна ножка (волчок, юла).



Сценка № 1


Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта - самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

- Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? - расстроился Председатель.

- Числительное!!! - хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Сценка № 2


Тысяча


Когда тысяча явилась в предложение, все места уже были заняты. Тысяча потопталась в нерешительности, а потом подошла к самому большому Слову, предполагая, что оно-то и есть самое главное.

- Миллион извинений, - сказала Тысяча. - Я отниму у вас не больше одной минуты.

- Пожалуйста, - любезно ответило Слово. - Слушаю вас.

- Помогите мне устроиться в предложении, - попросила Тысяча. - Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

- Чем же я могу вам помочь?

- О, ведь вы здесь - самое большое слово, самый главный член предложения!

- К сожалению, я не главный член, - сказало Слово с действительным сожалением. - Я всего лишь Деепричастие… Так сложились обстоятельства, ничего не поделаешь.

- А ваша величина? Неужели с ней никто не считается?

- Что величина? Вон видите самое короткое слово? А ведь это Подлежащее!

- Так вот оно какое, Подлежащее! - протянула Тысяча, сразу теряя интерес к своему собеседнику. И направилось к Подлежащему.

Подлежащее было занято срочной работой и поэтому не тратило лишних слов.

- Существительное. А Ваше имя?

- Числительное, - сказала Тысяча и тут же добавила: - Можете называть меня просто Тысяча. Меня так называют все знакомые.

И Тысяча изложила свою просьбу.

- Право, не знаю, как вам помочь, - сказало Существительное. - Все вакансии у нас заняты… Разве что зачислить вас на должность служебного слова?

Тысяча поморщилась.

- Нет, для этого дела я вряд ли подойду, - сказала она и, немного подумав, предложила: - А что если меня зачислить вместо Деепричастия? Я займу гораздо меньше места…

- Дело не в месте, - сказало Существительное. - Деепричастие прекрасно справляется с работой, а справитесь ли вы, я не уверено. Ведь я даже не знаю ваших качеств…

- Зачем вам качества? - прервала его Тысяча, - у меня есть количество - и этого достаточно.

- Количество? - переспросило Существительное. - Что ж, количество - это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе. Это будет для вас самое подходящее место.

И Тысяча осталась при существительном.

Сначала оно пробовало давать ей разные мелкие поручения, но это ни к чему не привело. Тысяча не только не подчинялось Существительному, но даже не хотела с ним согласовываться.

Понемногу она начала управлять Существительным, а затем и вовсе заняла его место, став первой частью подлежащего и оттеснив Существительное на второй план.

А Существительное даже не сопротивлялось. Более того, оно уступило Тысяче свой именительный падеж, а само удовлетворилось родительным.

Так оно склонилось перед ее количеством.

Сценка № 3


Пронесся слух, что числительным дают конфеты, притом каждое числительное может взять столько конфет, сколько оно значит. Например, числительное Семь может взять себе семь конфет.

Тут врывается Миллион и требует себе миллион конфет!

- Нет, - твердо сказало числительное Сто, - вы не числительное. И конфеты получайте где-нибудь в другом месте.

- Тогда и ты не получишь, - кричит Миллион. - Сотня - тоже не числительное!

- Я - не Сотня, я - Сто, - рассудительно сказало числительное и получило свои сто конфет. Поделилось с числительными Один, Два, Три, Четыре.

Правильно ли, что Миллион, Сотня - не числительные?


Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи



Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи


Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи




Методическая разработка Методика формирования навыков обучающихся по определению частей речи



Заключение

Данная методика апробирована в ходе образовательного процесса. Урок «Имя числительное как часть речи» был апробирован в 6-м классе.

Урок способствовал формированию навыков определения числительного как части речи, формированию представления о разрядах числительных и его синтаксической роли в предложении. Урок способствовал развитию творческой активности обучающихся и формированию интереса к изучению русского языка.

Урок «Деепричастие как часть речи» был апробирован в 7-м классе.

Урок способствовал формированию навыков определения деепричастия как части речи с осуществлением компетентностного подхода к обучающимся на основе реализации игровых и инновационных образовательных технологий. На уроке формировались различные виды учебных компетентностей: учебно-информационная, учебно-коммуникативная, учебно-интеллектуальная. Урок способствовал развитию творческой активности, формировал интерес к изучению русского языка.

Данная методическая разработка позволяет оказать помощь преподавателям словесности и рекомендуется для использования на уроках русского языка в 6-7 классах при изучении морфологии.


Список использованной литературы


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. - М.: Логос, 2009.

  3. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Знание, 1994.

  4. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.: Знание, 1999.

  5. Панов М.В. Занимательная орфография. - М.: Просвещение, 2003.


Рецензия


© 2010-2022