Педагогическая мастерская. Русский язык. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая мастерская.

5 класс. Русский язык.

Тема:

«Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Вступление.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, уважаемые члены жюри!

Свою мастерскую я предложу на 5 классе и на русском языке.

Почему именно 5 класс? Здесь для меня основополагающими факторами являются, как бы это банально не звучало, психолого-педагогические особенности развития обучающихся. Более всего, скажу вам честно, импонирует именно то, что, не смотря на то, что в этом возрасте ребята уже начинают переживать переход от детства к взрослости, всё же в 5 классе мораль послушания ещё работает!

Также немаловажным является тот момент, что именно на данном этапе образовательного процесса обучающиеся направлены на самостоятельный познавательный поиск, тогда как в начальной школе они работали вместе с учителем. И что самое важное, по моему мнению, дети именно в этот период наиболее открыты для чего-то нового.

Итак, вашему вниманию представлена модель урока в 5 классе, русский язык, тема «Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Начну с типа урока - это урок «открытия» новых знаний.

Этот тип урока является одним из моих любимейших. Я считаю, что этот урок в системе уроков занимает значительное место, поскольку именно от того, как пройдёт первый вводный урок по разделу или по системе уроков, будет зависеть восприятие всего последующего материала.

Если говорить конкретнее о таком типе урока, как урок «открытия» нового знания (ОНЗ), то следует отметить две его основные цели:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

В соответствии с ФГОС ООО структура урока открытия нового знания выглядеть по-разному, для меня наиболее предпочтительной является такая:


1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Эта структура очень проста и, что наиболее важное для меня, как для учителя, она действенна. Вообще структур предлагается большое количество для уроков открытия нового знания, но большинство из них, по-моему, срабатывают далеко не всегда.

Итак, начнём разбирать модель урока именно с организационного этапа, с орг. момента, как мы привыкли его называть.

Казалось бы, что может быть проще, чем организация этого этапа! Однако, от этого момента зависит психологический настрой обучающего в течение всех последующих этапов. Поэтому к этому этапу нужно отнестись с большим уважением.

С введением ФГОС стало модным читать в начале урока коротенький весёлый стишочек, настраивающий на активную работу с хорошим настроением. И знаете, по-моему мнению, такое начало актуально в начальной школе и на уроках литературы. В остальных случаях этот приём можно использовать для разнообразия раз в четверть.

А вот работа с числом актуальна на любом уроке!

И приёмы для такой работы существуют!

(Слайд 6)

Например, в начале каждого месяца я рассказываю детям о его старорусском названии, после чего они вправе выбирать, как будут записывать число.

Т.е. если спроецировать на урок, то я в начале урока говорю следующее.

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный морозный солнечный денёк. Подскажите, а какой сейчас месяц года?

Знаете, ребята, на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.

Январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню.

Я попрошу вас сегодня записать число, применив старое название этого месяца, т.е. - Десятое Сеченя.

А в дальнейшем они просто выбирают сами, как записывать число.

Переходим к следующему этапу урока - Мотивация учебной деятельности обучающихся.

И это тот этап урока, где фантазия педагога может разгуляться не на шутку! На то, чтобы говорить об этом этапе работы, я думаю, не хватит целой вечности.

Он, поистине, самый что ни на есть важнейший этап в уроке! От мотивации учебной деятельности зависит всё течение урока! Если обучающиеся на этом этапе не определятся с тем, что дальнейшее приобретение знания им важно, и что они хотят получить его, то все остальные этапы будут абсолютно бессмысленными!

В своём уроке я мотивирую детей к учебной деятельности при помощи двух предложений, в одном из которых есть Прямая речь, и другое - без неё!

Для ребят такого рода учебная ситуация будет мотивирующей, потому что они условно знают о существовании прямой речи! Они используют её постоянно, они прочитывают её в книгах, газетах, журналах и т.д. Однако вряд ли сталкивались с таким понятием. И проблемная ситуация вытекает из того, что до этого они не сталкивались конкретно с этим понятием.

При работе над этими предложениями у обучающихся возникает необходимость получить больше знаний для определения прямой речи.

Плавно этап мотивации перетекает в этап фиксации затруднения в деятельности.

И как раз таки из затруднения ребятам не составит труда определить тему и цели урока! А это немаловажно в современном уроке! Нам всем очень хорошо известно, что обучающийся просто обязан уметь определить цели урока.

А дальше мы логически организуем работу по выходу из затруднения. И я обращаюсь к актуализации знаний о знаках препинания, поскольку это одна из поставленных целей урока. Совместно с этапом актуализации знаний протекает этап открытия нового знания, где мы работаем над понятием Прямой речи.

Далее по плану этап Построения проекта выхода из затруднения. На этом этапе важно правильно направить детей на усвоение знания. Поэтому я предлагаю обучающимся составить план действий при работе с предложениями, где есть прямая речь.

Для того, чтобы определиться со знаками препинания в предложениях с прямой речью, я предлагаю детям поработать над схемами простейших предложений с прямой речью, в которые входят по одному слова автора и прямая речь.

Обучающиеся должны в ходе исследования этих схем вывести правило постановки знаков препинания.

На этапе реализации построенного проекта выхода из затруднения нам необходимо вернуться к моменту мотивации, а точнее к предложениям, где у нас возникли затруднения. И с уже имеющимися знаниями расставить знаки!

После организации здоровьесберегающей минутки отдыха мы обращаемся к этапу закрепления знания.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи несёт в себе важнейшую функцию приобщения обучающегося к вновь полученным знаниям. Этот этап я представляю в соревновательном режиме, когда два ученика у доски работают над составлением схем прочитанных учителем предложений, весь остальной класс работает в это время в тетрадях.

Далее я предлагаю поработать детям над конструированием предложений с прямой речью, задаю слова автора, а дополнить прямую речь и расставить знаки остаётся детям. На этом этапе я предусматриваю самопроверку по эталону. Дети тем самым получают возможность трезво оценить свою способность к решению учебной ситуации с применением вновь приобретённых знаний.

На завершающем этапе Включения в систему знаний и повторения, применяю приём «Восстановления текста», где обучающиеся получают возможность систематизировать знание и представить его в развёрнутом варианте.

И на этапе рефлексии мы совместно делаем обобщённый вывод. Обучающиеся оценивают собственную деятельность на уроке и деятельность учителя.



© 2010-2022