- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по творчеству Л. Н. Толстого «Война и мир»
Конспект урока по творчеству Л. Н. Толстого «Война и мир»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ломачева С.Н. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по творчеству Л. Н. Толстого «Война и мир»
в 10 классе
ТЕМА УРОКА: МИР СЕМЬИ ГЛАЗАМИ ГРОЕВ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
-
продолжать учить старшеклассников определять проблемы произведения;
-
анализировать текст художественного произведения;
-
увязывать проблемы, рассматриваемые в произведении, с контекстом жизненных ситуаций;
-
развивать и совершенствовать навыки устной монологической речи;
-
вести дискуссию;
-
воспитывать уважение к нравственным ценностям семьи.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, живопись, история, обществознание; приоритет общечеловеческих ценностей.
ПЛАН УРОКА
Прелюдия. Что спасёт мир от катастрофы бездуховности?
Четыре «узла» урока.
-
Дом. Микроклимат семьи.
-
Легко ли быть родителями?
Легко ли быть детьми?
-
Как выбирают друг друга, чтобы создать семью?
Как приходит любовь?
-
Как ждут ребёнка?
Заключение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
на протяжении урока может звучать музыка. Например, были использованы фрагменты из джазовых импровизаций Фаусто Папетти, музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель», вальс из оперы Александра Прокофьева «Война и мир»; видеофрагменты из художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»; иллюстрации к роману Нади Рушевой; фрагменты презентаций по творчеству Л. Н. Толстого; опорные схемы.
ЭПИГРАФ УРОКА
Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований.
Л. Н. Толстой
ПРЕЛЮДИЯ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА
Учитель: В город пришла весна, ранняя, ещё застенчивая. Вам 16 лет, вы живёте предчувствием счастья. Звучит прекрасная мелодия. Хорошо, не правда ли? А за окном - жизнь, всякая: счастливая и не очень, порой омрачённая трагическим событиями. Открываешь газету, включаешь телевизор, входишь в Интернет, прислушиваешься к разговорам окружающих: политика, санкции, столкновение полярных точек зрения, митинги, события в Донбассе, повышение цен, проблемы ЖКХ… Как же пережить всё это, выстоять, несмотря на неожиданные повороты судьбы?
Вчитаемся в слова Л. Н. Толстого, которые являются эпиграфом нашего урока. Эти слова написаны почти 150 лет назад о другой эпохе, но, пожалуй, параллель легко может быть проведена.
Толстой создал в своих произведениях целый мир. У вас уже есть некоторый опыт чтения толстовских произведений. Может быть, кто-то попытается определить своё восприятие произведений писателя?
Ученица: Неожиданно для самой себя мне понравились романы Л. Н. Толстого. Сначала это была «Анна Каренина». Задела первая фраза: «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Всё смешалось в доме Облонских». Долли, её неверный муж, Анна, красавец Вронский, Левин (так похожий на самого Толстого)- хочется узнать, что будет с ними дальше. «Войну и мир» начинала читать несколько раз и останавливалась: не могла пробиться через непонятность первых фраз и страниц, целых глав. Но всё-таки заставила себя прочитать (почти до конца) и правильно сделала - эту книгу надо именно читать!
Учитель: Толстой, как и Пушкин, у каждого свой. Сколько раз читаю «Войну и мир», столько раз вижу всех героев по-разному. Когда-то Наташа с куклой была мне ровесницей, а Наташа на бале - старше, и Пьер в первых главах был взрослый человек, его поступки казались странными, а князь Андрей вообще был далёк, как звезда. Сейчас я вижу в Пьере мальчика - мой сын намного старше его - и поэтому прежде всего жалею, очень его жалею, боюсь за него, потому что всё равно у него будут свои ошибки, от которых не убережёшь…
Да, Толстой у каждого свой. И не один - он меняется с годами, он разный у одного и того же человека в молодости и позже, он меняется несколько раз за нашу жизнь, как меняемся мы сами. Когда я перечитываю Толстого, думаю: вот это было и со мной; а когда Достоевского - хорошо, что этого со мной не было. Толстой пишет правила, Достоевский - исключения. Но тот и другой исследуют душу. А вот где больше раскрывается душа - в правилах или исключениях - не знаю. Надо читать и думать. Думать - это вкусно, хотя у вкуса разные оттенки и привкусы…
Ф. М. Достоевский утверждал, что мир спасётся красотой. А как бы вы одним словом ответили на вопрос:
Что спасёт мир от катастрофы?
- Жалость. - Сострадание. - Любовь. - Дружба. - Порядочность. - Милосердие.
- Благоразумие. - Доброта. - Семья.
Так или иначе всё названное может быть составляющими спасения от катастрофы. Но
последний вариант может стать ключевым словом нашего сегодняшнего разговора.
Итак, тема урока определена: «Мир семьи глазами героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». А разговор я предлагаю построить по принципу четырёх «узлов». У Александра Исаевича Солженицына один из романов-хроник состоит из «узлов». Вот и позаимствуем у него композицию урока.
УЗЕЛ ПЕРВЫЙ. ДОМ. МИКРОКЛИМАТ СЕМЬИ.
Учитель: Дом, семья - с ними связаны наши первые представления о мире, любовь. Чувство защищённости. Здесь мы можем услышать то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем прибежать сюда, уверенные, что встретим понимание и поддержку.
В своём романе Толстой ввёл нас в мир нескольких семейств. Давайте попытаемся представить и определить, что свойственно, например, только дому и семье Ростовых и именно дому и семье Болконских? Попутно подумайте, какая атмосфера царит в вашем доме, какая семья по укладу ближе вам - Ростовых или Болконских.
Ученица: Для меня однозначно ближе Ростовы, мне симпатична атмосфера их дома. В их доме все чувства наружу: плачут, прощаясь, и открыто радуются встрече. Ростовы - почти все, кроме Веры, - живут не головой, а сердцем, живут по законам чувства. Это добрая и честная семья.
Ученик: А мне вот что показалось важным, если говорить о семье Ростовых. Только в этой семье мы попадаем на семейный праздник. 26 августа 1805 года по русскому календарю, 8 сентября по европейскому, отмечаются именины двух Наталий - матери и дочери. Это семейный праздник. В хорошей семье так и должно быть.
Ученик: Хочу добавить. Относительно богатые Ростовы взяли на воспитание племянницу Соню. Кроме того, у них постоянно живёт Борис, сын дальней родственницы, вдовы. Доброта старших Ростовых скрашивает зависимость положения Бориса и Сони, а молодые просто любят их, поэтому Соня долгие годы не задумывается над тем, что она «облагодетельствованная»; когда же поняла это, она пожертвовала для благополучия дома Ростовых своим счастьем, это был её выбор. И всё-таки они добрые, эти Ростовы.
Ученица: На мой взгляд, дом Болконских, уклад жизни этой семьи более надёжен и прочен. В доме Болконских порядок, строгость, внешняя сдержанность чувств. Но в этой сдержанности есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем. Хотя с такими, как Болконские, трудно, не то, что с Ростовыми.
Ученик: Да, Болконские - трудные люди. Но кто сказал, что лёгкий человек - непременно хороший? Лёгкость удобна, вот с Борисом Друбецким - легко, а с Болконскими - нелегко, особенно со стариком, потому что он - не как все, он - сам, он - Личность. А тем самым - достойный, надёжный отец, на мой взгляд.
Учитель: Давайте попробуем представить круг вопросов нашего разговора в своеобразной схеме:
ДОМ
Я + Я = СЕМЬЯ РОДИТЕЛИ (МУЖ + ЖЕНА)
______ ДЕТИ
любовь
Конечно, для создания семьи прежде всего нужна любовь. А что ещё нужно, чтобы два «Я», две личности, могли называться семьёй? В ходе разговора добавьте и другие составляющие.
Продолжим наш разговор. Любовь - сложная наука. Вас не удивляет такая формулировка? Но это так. Ей - любви - учатся всю жизнь. Есть три главных закона, на которых держится любовь.
Первый закон - понимание. Стремясь понять другого человека, скорее поймёшь себя.
Второй закон - терпение. Не надо торопиться винить близкого человека во всех мыслимых и немыслимых грехах. Быть очень бережным и внимательным - это и называется терпением.
И третий закон любви - верность. Предательство - это если бросаем близкого, когда ему плохо, трудно, одиноко. Верность же способна творить чудеса.
Три слагаемых любви - понимание, терпение, верность. Своеобразная формула:
ЛЮБОВЬ = ПОНИМАНИЕ + ТЕРПЕНИЕ + ВЕРНОСТЬ
Порой говорят: «Молодёжь сейчас какая-то ужасная…» А откуда она, такая молодёжь? Ведь у каждого есть отец и мать, есть семья. Вот и встают вопросы: Много ли сердечности в семье? Хорошо ли дома, тепло, уютно?» И доброе, и плохое ребёнок прежде всего постигает в собственной семье. Где может дитя научиться доброте, нежности, терпению, верности? В семье.
А где пошлые анекдоты услышит, при скандалах поприсутствует? Тоже в семье. Почему в каждом поколении возникают одни и те же проблемы? Наверное, мы плохие ученики, не умеем учиться, не умеем или не хотим извлекать уроки из прошлого, и вот нас тревожат те же проблемы, одна из них - «отцы» и «дети».