Конспект урока по творчеству Л. Н. Толстого «Война и мир»

Использование метапредметных связей при изучении произведений классическо литературы позволяет глубже проникнуть в художественную ткань произведения, понять замысел автора, соотнести точку зрения писателя с собственным пониманием проблемы, проецировать взгляд из прошлого на современность. Именно так был построен урок по роману Л.Н. Толстого "Война и мир": семья, любовь, дети - это общечеловеческие ценности. Поэтому логично было построить урок по четырём "узлам": что спасет мир от катастрофы; дом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по творчеству Л. Н. Толстого «Война и мир»

в 10 классе

ТЕМА УРОКА: МИР СЕМЬИ ГЛАЗАМИ ГРОЕВ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • продолжать учить старшеклассников определять проблемы произведения;

  • анализировать текст художественного произведения;

  • увязывать проблемы, рассматриваемые в произведении, с контекстом жизненных ситуаций;

  • развивать и совершенствовать навыки устной монологической речи;

  • вести дискуссию;

  • воспитывать уважение к нравственным ценностям семьи.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, живопись, история, обществознание; приоритет общечеловеческих ценностей.

ПЛАН УРОКА

Прелюдия. Что спасёт мир от катастрофы бездуховности?

Четыре «узла» урока.

  1. Дом. Микроклимат семьи.

  2. Легко ли быть родителями?

Легко ли быть детьми?

  1. Как выбирают друг друга, чтобы создать семью?

Как приходит любовь?



  1. Как ждут ребёнка?

Заключение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

на протяжении урока может звучать музыка. Например, были использованы фрагменты из джазовых импровизаций Фаусто Папетти, музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель», вальс из оперы Александра Прокофьева «Война и мир»; видеофрагменты из художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»; иллюстрации к роману Нади Рушевой; фрагменты презентаций по творчеству Л. Н. Толстого; опорные схемы.



ЭПИГРАФ УРОКА

Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований.

Л. Н. Толстой

ПРЕЛЮДИЯ К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА

Учитель: В город пришла весна, ранняя, ещё застенчивая. Вам 16 лет, вы живёте предчувствием счастья. Звучит прекрасная мелодия. Хорошо, не правда ли? А за окном - жизнь, всякая: счастливая и не очень, порой омрачённая трагическим событиями. Открываешь газету, включаешь телевизор, входишь в Интернет, прислушиваешься к разговорам окружающих: политика, санкции, столкновение полярных точек зрения, митинги, события в Донбассе, повышение цен, проблемы ЖКХ… Как же пережить всё это, выстоять, несмотря на неожиданные повороты судьбы?

Вчитаемся в слова Л. Н. Толстого, которые являются эпиграфом нашего урока. Эти слова написаны почти 150 лет назад о другой эпохе, но, пожалуй, параллель легко может быть проведена.

Толстой создал в своих произведениях целый мир. У вас уже есть некоторый опыт чтения толстовских произведений. Может быть, кто-то попытается определить своё восприятие произведений писателя?

Ученица: Неожиданно для самой себя мне понравились романы Л. Н. Толстого. Сначала это была «Анна Каренина». Задела первая фраза: «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Всё смешалось в доме Облонских». Долли, её неверный муж, Анна, красавец Вронский, Левин (так похожий на самого Толстого)- хочется узнать, что будет с ними дальше. «Войну и мир» начинала читать несколько раз и останавливалась: не могла пробиться через непонятность первых фраз и страниц, целых глав. Но всё-таки заставила себя прочитать (почти до конца) и правильно сделала - эту книгу надо именно читать!

Учитель: Толстой, как и Пушкин, у каждого свой. Сколько раз читаю «Войну и мир», столько раз вижу всех героев по-разному. Когда-то Наташа с куклой была мне ровесницей, а Наташа на бале - старше, и Пьер в первых главах был взрослый человек, его поступки казались странными, а князь Андрей вообще был далёк, как звезда. Сейчас я вижу в Пьере мальчика - мой сын намного старше его - и поэтому прежде всего жалею, очень его жалею, боюсь за него, потому что всё равно у него будут свои ошибки, от которых не убережёшь…

Да, Толстой у каждого свой. И не один - он меняется с годами, он разный у одного и того же человека в молодости и позже, он меняется несколько раз за нашу жизнь, как меняемся мы сами. Когда я перечитываю Толстого, думаю: вот это было и со мной; а когда Достоевского - хорошо, что этого со мной не было. Толстой пишет правила, Достоевский - исключения. Но тот и другой исследуют душу. А вот где больше раскрывается душа - в правилах или исключениях - не знаю. Надо читать и думать. Думать - это вкусно, хотя у вкуса разные оттенки и привкусы…

Ф. М. Достоевский утверждал, что мир спасётся красотой. А как бы вы одним словом ответили на вопрос:

Что спасёт мир от катастрофы?

- Жалость. - Сострадание. - Любовь. - Дружба. - Порядочность. - Милосердие.

- Благоразумие. - Доброта. - Семья.

Так или иначе всё названное может быть составляющими спасения от катастрофы. Но

последний вариант может стать ключевым словом нашего сегодняшнего разговора.

Итак, тема урока определена: «Мир семьи глазами героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». А разговор я предлагаю построить по принципу четырёх «узлов». У Александра Исаевича Солженицына один из романов-хроник состоит из «узлов». Вот и позаимствуем у него композицию урока.

УЗЕЛ ПЕРВЫЙ. ДОМ. МИКРОКЛИМАТ СЕМЬИ.

Учитель: Дом, семья - с ними связаны наши первые представления о мире, любовь. Чувство защищённости. Здесь мы можем услышать то, что никогда не отважатся сказать нам люди со стороны, но здесь нас никогда не разлюбят. И что бы ни случилось, мы всегда можем прибежать сюда, уверенные, что встретим понимание и поддержку.

В своём романе Толстой ввёл нас в мир нескольких семейств. Давайте попытаемся представить и определить, что свойственно, например, только дому и семье Ростовых и именно дому и семье Болконских? Попутно подумайте, какая атмосфера царит в вашем доме, какая семья по укладу ближе вам - Ростовых или Болконских.

Ученица: Для меня однозначно ближе Ростовы, мне симпатична атмосфера их дома. В их доме все чувства наружу: плачут, прощаясь, и открыто радуются встрече. Ростовы - почти все, кроме Веры, - живут не головой, а сердцем, живут по законам чувства. Это добрая и честная семья.

Ученик: А мне вот что показалось важным, если говорить о семье Ростовых. Только в этой семье мы попадаем на семейный праздник. 26 августа 1805 года по русскому календарю, 8 сентября по европейскому, отмечаются именины двух Наталий - матери и дочери. Это семейный праздник. В хорошей семье так и должно быть.

Ученик: Хочу добавить. Относительно богатые Ростовы взяли на воспитание племянницу Соню. Кроме того, у них постоянно живёт Борис, сын дальней родственницы, вдовы. Доброта старших Ростовых скрашивает зависимость положения Бориса и Сони, а молодые просто любят их, поэтому Соня долгие годы не задумывается над тем, что она «облагодетельствованная»; когда же поняла это, она пожертвовала для благополучия дома Ростовых своим счастьем, это был её выбор. И всё-таки они добрые, эти Ростовы.

Ученица: На мой взгляд, дом Болконских, уклад жизни этой семьи более надёжен и прочен. В доме Болконских порядок, строгость, внешняя сдержанность чувств. Но в этой сдержанности есть своя правота, и чувства, скрытые за этой сдержанностью, не менее глубоки, чем те, что открыты всем. Хотя с такими, как Болконские, трудно, не то, что с Ростовыми.

Ученик: Да, Болконские - трудные люди. Но кто сказал, что лёгкий человек - непременно хороший? Лёгкость удобна, вот с Борисом Друбецким - легко, а с Болконскими - нелегко, особенно со стариком, потому что он - не как все, он - сам, он - Личность. А тем самым - достойный, надёжный отец, на мой взгляд.

Учитель: Давайте попробуем представить круг вопросов нашего разговора в своеобразной схеме:

ДОМ

Я + Я = СЕМЬЯ РОДИТЕЛИ (МУЖ + ЖЕНА)

______ ДЕТИ

любовь

Конечно, для создания семьи прежде всего нужна любовь. А что ещё нужно, чтобы два «Я», две личности, могли называться семьёй? В ходе разговора добавьте и другие составляющие.

Продолжим наш разговор. Любовь - сложная наука. Вас не удивляет такая формулировка? Но это так. Ей - любви - учатся всю жизнь. Есть три главных закона, на которых держится любовь.

Первый закон - понимание. Стремясь понять другого человека, скорее поймёшь себя.

Второй закон - терпение. Не надо торопиться винить близкого человека во всех мыслимых и немыслимых грехах. Быть очень бережным и внимательным - это и называется терпением.

И третий закон любви - верность. Предательство - это если бросаем близкого, когда ему плохо, трудно, одиноко. Верность же способна творить чудеса.

Три слагаемых любви - понимание, терпение, верность. Своеобразная формула:

ЛЮБОВЬ = ПОНИМАНИЕ + ТЕРПЕНИЕ + ВЕРНОСТЬ

Порой говорят: «Молодёжь сейчас какая-то ужасная…» А откуда она, такая молодёжь? Ведь у каждого есть отец и мать, есть семья. Вот и встают вопросы: Много ли сердечности в семье? Хорошо ли дома, тепло, уютно?» И доброе, и плохое ребёнок прежде всего постигает в собственной семье. Где может дитя научиться доброте, нежности, терпению, верности? В семье.

А где пошлые анекдоты услышит, при скандалах поприсутствует? Тоже в семье. Почему в каждом поколении возникают одни и те же проблемы? Наверное, мы плохие ученики, не умеем учиться, не умеем или не хотим извлекать уроки из прошлого, и вот нас тревожат те же проблемы, одна из них - «отцы» и «дети».



© 2010-2022