Познавательная игра «Лингвистический поединок»

Русский язык- один из богатейших языков мира. Он располагает большим запасом слов. Предлагаемая разработка внеклассного мероприятия способствует пополнению словарного запаса обучающихся. В процессе игры обучающиеся узнают и новые понятия, которые на уроках не изучались. Соревновательный дух познавательной игры способствует развитию толерантности, коллективизма, умению прислушиваться к мнению членов своей команды; ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической гр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОЕДИНОК

(Познавательная игра)

(5-6 класс)

Цели: развивать интерес к русскому языку как националь­ному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление;

закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского язы­ка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и уваже­ние к родному языку.

Оборудование: записи на доске, листочки с заданиями к конкурсам; плакат с высказыванием:

Учите русский - годы к ряду, С душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, И та награда - в нём самом.

Сабир Абдулла

Ход игры

Ведущий. Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читае­те книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С по­мощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык? Русский язык - это национальный язык русского народа. Это наш родной язык, мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экрана телевизора.

- А на сколько хорошо мы его знаем? Вот это мы с ва­ми сейчас и выясним. Проведем лингвистический поединок. Оценивать нашу игру будет уважаемое жюри.

()Представление жюри).

Разминка: «Угадай название команды»

1-я команда. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня и при помощи которой образуются новые слова. (Суффикс.)

Ведущая. Какое название у команды ваших соперников?

2-я команда. Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова. (Приставка.)

Команда «Приставка» (соперникам).

Вы стоите после корня,

Мы - немного впереди.

Но от всей души желаем

Дружно вместе нам идти!

Команда «Суффикс» (соперникам).

Команде «Приставка» желаем успеха,

Желаем победы, веселья и смеха!

1-ый конкурс - Терминологический.

Ведущий. Вы должны по описанию опреде­
лить термин, о котором идет речь. За каждый правильный ответ
получаете 1 балл.

  • То, что слово обозначает. (Лексическое значение.)

  • Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Мно­гозначные.)

  • Одинаково пишутся и произносятся, но разные по лексическому значению (Омонимы.)

  • Слова с противоположным лексическим значением (Антонимы.)

  • Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения. (Синонимы)

  • Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова-паразиты.)

2-й конкурс: «Непроверяемые написания»

Ведущая. На доске записаны слова из словаря, в которых пропущены безударные гласные. Сейчас из каждой команды выйдет по одно­му человеку, они вставят пропущенные буквы в слова, записан­ные на доске. А жюри оценит конкурс.

Задания для команд.

Д..журный К..р..ндаш

Р..бята Т..традь

Уч..ник М.дведь

3-й конкурс: «Этимологические задания»

Ведущий. Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задания.

  1. По мнению наших предков, этот хищник буквально уво­лакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк - буквально «таскающий».)

  2. Являются ли родственниками лебедь и лебеда? (Да, эти­мологическими. Оба названия, птицы и растения, произошли от латинского слова а1Ьиз - белый: у лебедя белое оперение, у лебеды - белые цветы.)

  3. Что означает слово «медведь»? («Ведающий» медом, то есть медоед.)

  4. Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег и начи­наются заморозки.)

4-й конкурс:«Омограф»

Ведущая. Омографы - слова и формы слов, в написании, но произносимые различно. Например: замок и замок.

Задания.

  1. С ударением на первом слоге - небольшие лесные зверьки с пушистыми хвостами, с ударением на втором слоге - белая часть вареных яиц. (Белки - белки.)

  2. С ударением на первом слоге - птица, с ударением на вто­ром слоге - мужчина, достигший старости. (Старик - старик.)

5-й конкурс: «Анаграммы»

Ведущий. Анаграммы - это слово или словосочетание, образованное на основе другого слова, или словосочетание с пере­становкой букв, составляющих его.

Например: рад~дар.

Задания

  1. Переставьте буквы в названии кисти руки со сжатыми пальцами, и вы узнаете название крупной хищной морской ры­бы. (Кулак - акула.)

  2. Тонкий шнур перестановкой букв превратите в крупную хищную птицу семейства ястребиных. (Шнурок - коршун.)

6-й конкурс: «Черный ящик».

Ведущая. У меня приготовлены загадочные «черные ящики», в которых
лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содер­
жимое. Ваша задача - за время моего объяснения угадать этот
предмет и принести своей команде 1 балл.

1.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обо­значает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает крае­угольным, а бывает - преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень.)

2.Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмер­ной худобой. Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с нее. Что это за предмет? (Иголка.)

  1. В неё можно поместить водоплавающую птицу, но все бу­дет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода.)

  2. Ее нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Дав­ным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет - то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль.)

  3. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Ее можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у ска­зочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за не­обходимый предмет? (Шапка.)

  4. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в этом «черном ящике». Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак.)

  1. Молодожены очень хорошо знают его, потому что он ря­дом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дегтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же на­ходится в этом черном ящике? (Мед.)

  2. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в этом «черном ящике»? (Ключ.)

7-й конкурс: «Фонетические головоломки»

Ведущий. Могуч наш русский язык. Есть в нём такой раз­дел - фонетика. Фонетика - это раздел языкознания, наука о звуках языка. Сейчас каждая команда будет разгадывать фонети­ческие головоломки. (Для каждой команды - одна головоломка.)

Задание для команд.

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)

Я - сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас.)

Ведущая. Слово предоставляем жюри для подведения ито­гов за два конкурса. (Жюри подводит итоги.)

-Я надеюсь, что вы, ребята, будете всегда правильно ставить ударение в словах. А в этом вам поможет вот такое правило:

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно,

Ставить под удар.

8-й конкурс: «Один звук, марш!»

Ведущий. Этот конкурс состоит из двух частей.

Часть 1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сде­лайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением.

Например: горсть - гость.

Полк, тепло, беда, экран.

(Ребята работают на листочках.)

Часть 2. Теперь вам следует в словах заменить один со­гласный звук.

Например: корж - морж.

Ногти, зубы, киска, галка.

Ведущая. Слово предоставляется жюри для подведения итогов.(Жюри подводит итоги.)

9-й конкурс: «Чтение скороговорок»

Ведущий. Скороговорка - это «быстрая речь, искусствен­но, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым под­бором звуков, которые нужно произнести быстро, не запинаясь».

Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь, на листах, записаны скороговорки. Вы читаете скорого­ворки «про себя». А теперь посмотрите: на чьём листочке стоит цифра 1, тому первому надо быстро произнести вслух свою ско­роговорку 3 раза и постараться сделать это без ошибок.

Задание для команд.

  1. Всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить.

  2. Шит колпак да не по-колпаковски. Надо его переколпаковать, да перевыколпаковать.

Ведущая. Пока ребята готовятся, я вам прочитаю сказку. Она называется «Сказка про Приставку».

Сказка про Приставку

Жила-была Приставка. И был у неё друг - Суффикс. Однажды они поспорили, кто из них главнее. Решили они спросить у жи­вотных.

Сначала спросили у Лошади. А та говорит: «Я с утра до ве­чера работаю и про это не слышала».

Пошли Приставка и Суффикс дальше. Встретили Курицу, спросили. Она отвечает: «У меня детки малые. Я про это не слышала».

Идут они дальше. Повстречали Овцу. Овца отвечает: «Вы иди­те к Глаголу - он вам поможет».

Пришли они к Глаголу, а он и говорит: «Ты, Приставка, и ты, Суффикс, - очень важные части слова. Каждый из вас может образовывать новые слова. Вы оба главные».

Вернулись Приставка и Суффикс домой и с тех пор спорить перестали.

Ведущий. Давайте послушаем ребят. А жюри оценит их. (Жюри оценивает выступление ребят.)

10-й конкурс: «Весёлые тесты-пословицы»

Ведущая. Я буду читать начало пословицы, а вы должны выбрать её окончание из предложенных вариантов.

1. Гусь свинье ... - друг, товарищ и брат;

  • не спонсор;

  • не товарищ;

- крыльев не привяжет.

2. Не буди лихо, пока ... - оно тихо;

  • сторож спит;

  • рак на горе не свистнет;

  • овцы целы.

3. Дареному коню ... - сытый - не товарищ;

  • хвост не отрывают;

  • зубы не чистят;

  • в зубы не смотрят.

Слово предоставляем жюри.

(Жюри подводит итоги.)

10-й конкурс: «Знатоки народной мудро­сти».

Ведущий. Ну, какая же русская речь обходится без пословиц и пого­
ворок?! Недаром в народе говорят: «Поговорка - цветочек, посло­
вица - ягодка». (Показывается слайд 7.) А почему так говорят?

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится -

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей! Ну что ж, приступим, господа?

Ведущая. Я буду зачитывать первую половину пословиц, а вы долж­ны восстановить вторую. За каждый правильный ответ вы полу­чаете 1 балл. Итак, приступим.

  • Без труда (не вынешь и рыбку из пруда).

  • Не рой яму другому, (сам в нее попадешь).

  • Как аукнется, (так и откликнется).

  • Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

  • Друзья познаются (в беде).

  • В одно ухо влетело, (а в другое вылетело).

Ведущий. Вот и закончился наш лингвистический поединок. Надеюсь, что он вам понравился, и вы узнали очень много интересного о нашем родном языке. - Я поздравляю вас, ребята! Большое спасибо вам за работу! Подведем итоги. Чем мы сегодня занимались? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что запомнилось?

(Жюри подводит итог и вручает призы).





© 2010-2022