Конспект урока русского языка Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 19 - 8 класс

14.10.2015 г.

Тема: Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Цель: развивать самостоятельность учеников в обучении, их внимание; расширить знания о страдательных причастиях настоящего и прошедшего времени; показать способ выбора гласной в их суффиксах, показать способы образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развивать монологическую речь учеников.

  1. Способствовать осмыслению уровня своих знаний по теме.

  2. Уметь образовывать причастия

  3. Развитие речи учащихся.

Повторение: Спряжение глагола. Чередование согласных в корне.

Тип урока: нового материала

Вид урока: урок-беседа с элементами анализа.

Результаты обучения + критерии успеха: учащиеся знают и понимают как образовать причастия, умеют выбирать гласную в суффиксе, анализирует.

Модули: учёт возрастных особенностей, критическое мышление, новые подходы.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания - по цепочке упр. 101. Проговариваем правило.

  3. Словарно-орфографическая работа: Экспонат, эскорт, конгресс, лаборатория, достопримечательность, можжевельник, юнга, пологий, долгожданный, уединение, трансформация, святилище, фимиам, лечащего, расстилающегося.

  4. Актуализация. Образование действительных и страдательных причастий:

писать видеть

мыть наградить

открыть наладить

  1. Изучение нового материала. Собираем алгоритм, заполняем таблицу.

Глаголы (переходные несовершенного вида)

Спряжения

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Примеры

Читать

Отправлять

Решать

Видеть

Слышать

вести

1

1

1

2

2

1

Вывод: выбор гласной в суффиксах каких причастий, кроме страдательных причастий настоящего времени, зависит от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Выбор гласной зависит от спряжения глагола также в суффиксах действительных причастий настоящего времени.)

ОБРАТИТЕ внимание! Многие глаголы не образуют страдательных причастий настоящего времени: жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и др.

  1. Выполнение упражнений

Упражнение 103
Комментарий. Дополнительный вопрос: Как мы выбираем гласные в окончаниях причастий? (По во
просу, заданному от определяемого слова: о числе (каком?) -
множимом, снарядом (каким?) управляемым.)

Причастия, являющиеся специальными словами: намагничиваемый (из физики); множимом, вычитаемые (из математики).

Упражнение 104: по вариантам (1-й вариант- нечетные слова, 2-й - четные).

  1. Знакомство с материалом параграфа 14.

Чтение. Обсуждение.

- С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на -ить-1

- Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса -т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)

- Почему глаголы на -еть- и -ить- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса -енн-1 (Потому что гласная основы инфинитива отсекается, суффикс присоединяется к последней согласной основы.)

  1. Выполнение упражнений

  2. 1. Устно. Упр. 114. Упражнение 112: комментированное письмо.
    Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени

не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить - награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный; бросить -брошенный; вырастить - выращенный; взвесить - взвешенный; преобразить - преображенный; привести - приведенный; обидеть -обиженный; перевести - переведенный, а также добавление согласной «л»: углубить -углубленный; исправить - исправленный.

  1. Повторение. Различай прилагательные и причасти. Под диктовку.

    туманный

    кожаный

    оловянный

    увешанный

    старинный,

    гусиный

    станционный

    скошенный

    карманный

    костяной

    дистанционный

    подклеенный

    диванный

    муравьиный

    тыквенный

    смешанный

    каменный

    ветреный

    клюквенный

    забранный

  2. - Проверим правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.

  3. Домашнее задание: § 13,14. Упр. 105,116

  4. Итоги урока: как образовать страдательные причастия? Оценки за урок.



© 2010-2022