Тематическое планирование русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету______ _____________ Литература_________________________

Классы: 10 класс

Учитель_______ _Непряхина О.А.__________________________________

Количество часов: всего__102____ часа ,

в неделю_____3__ час(а)

Тематическое планирование на I-ое полугодие

№ урока

Название темы урока

Типы уроков,

форма занятий

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактически

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры(вводный урок)

Лекция



Пользуясь«Словарѐм литературоведческих терминов»,вспомнить определения и характерные

Черты классицизма, сенти-

ментализма, романтизма


Модуль 1"Литература первой половины 19 века".





2

Обзор русской литературы первой половины

XIX века

Лекция



Индивидуальное задание: подготовить сообщение

«Особенности пушкинского

лирического героя»(на материале произведений,

изученных ранее

3

Художественные открытия лирики А.С. Пуш-кина

Урок изучения нового материала



Выразительно читать сти-

хотворения

4

Эволюция темы свободы в творчестве

А.С. Пушкина

Урок изучения нового материала



Выразительно читать сти-

хотворения

5

Религиозно-философская лирика А.С.Пушкина

Комбинированный урок



Прочитать поэму«Медный

всадник»,ответить на вопрос:

Какое развитие нашла в поэ-

ме тема «маленького че-ловека»?

6

«Великое» и «малое» в поэме А.С.Пушкина

«Медный всадник»

Урок-семинар



«Адресаты любовной

Лирики М.Ю. Лермонтова»,сообщения с презентацией по группам, отрывок из поэмы наизусть

7

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лер-монтова

Комбинированный урок



Выразительно читать стихо-

творения

8

Художественный мир поэзии М.Ю.Лермонтова

Урок изучения нового материала



Прочитать повесть Н.В. Гоголя«Невский проспект».

Подготовить индивидуальное сообщение

на тему«Петербург в произ-

ведениях А.С. Пушкина и Н.В.Гоголя

9

Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский

проспект»

Урок-семинар



Определить основную мысль сочинения по произведениям

Русской литературы первой половины XIX века, разработать его план, подобрать иллюстративный материал к пунктам плана (темы сочинений даются учителем заранее)

10-11

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века

Урок развития речи



Найти материал в учебнике

истории об социально-политической обстановке в

России 1850- 60 гг.XIX века

12

Обзор русской литературы второй

Половины XIX века. Герой времени в литературе 1850-60 гг


Урок-лекция



мини-сочинение«Как я

представляю себе судьбу героя 50-60 гг.XIX века»?

13

Выбор пути. Обзор литературы 1870-1890 гг. XIX века

Урок изучения нового материала



Подготовить индивидуальное сообщение

на тему«Создание русского

национального театра".Подготовка к к.р.

14

Контрольная работа по 1 модулю

Урок проверки знаний





Модуль 2 "Творчество Островского и Тургенева"





15

«Колумб Замоскворечья"А.Н.Островский-

- первооткрыватель нового пласта русской жизни

Продвинутая лекция



Индивидуальное сообщение

«История создания пьесы А.Н.Островского «Гроза»; подготовить выборочный

пересказ на тему «Нравы города Калинова»

16

Один день в городе Калинове

Урок в форме путешествия



Подготовить выразительное

чтение монологов Катерины

(действие второе явление 10 и действие 5 явление 4)

17

«Отчего люди не летают так, как птицы?»

(своеобразие внутреннего конфликта Катерины)

Комбинированный урок



Ответить на вопрос«Как соотносятся семейный

и социальный конфликты в

драме»?


18

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»

Урок-исследование



Подумать над вопросами «В чѐм заключается символика

Названия драмы "Гроза"?»;

«Почему Островский

назвал пьесу драмой, а не

трагедией»?Подготовить

индивидуальное сообщение на тему «Символика имѐн и

фамилий в пьесах А.Н.

Островского.

19

Драматургическое мастерство А.Н.Островского

Комбинированный урок



Подготовить развѐрнутый

план статьи Н.А.Добролюбова

«Луч света в тѐмном царстве» по группам

20

«Гроза» в оценке русской критики

Урок-анализ критической статьи



Подготовиться к сочине-нию-рассуждению по драме

«Гроза»(вспомнить особенности построения

текста-рассуждения


21-22

Сочинение-рассуждение по драме А.Н.

Островского «Гроза»

Урок развития речи



Подготовить заочное пу-

тешествие в усадьбу

И.С. Тургенева Спасское-

Лутовиново (презентации по группам

23

«Душа моя, все мысли мои в России». Урок- заочная экскурсия в Спасское- Лутовиново

Урок-экскурсия



Групповые задания :подобрать материал о представителях семейства

Кирсановых - Аркадии, Николае и Павле Петрови-чах. На рисовать герб рода Кирсановых, подгото-

вить его описание

24

Русские дворяне Кирсанов

Урок -исследование



Сопоставить образы П.П.Кирсанова и Евгения

Базарова. Результаты работы занести в сравнительную

таблицу.


25

Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения

Базарова

Комбинированный урок



Ответить на вопрос«В чѐм заключается сила и слабость нигилизма Базарова?»

Подготовить комментиро-

ванное чтение сцены объяснения Базарова и

Одинцовой в Никольском

26

Сила и слабость нигилизма Евгения Базарова

Комбинированный урок



Подобрать материал о

взаимоотношениях

Базарова и Аркадия.

Подготовить краткий пере-

сказ эпизода «Базаров и Ар-

кадий в гостях у Кукшиной»

27

Испытание смертью и роль эпилога в романе

«Отцы и дети»

Комбинированный урок



Найти в романе примеры «тайного психологизма»

и приѐма умолчания,

определить художественную

функцию портрета, интерьера,

пейзажа в романе.

Подумать над вопросом «В чѐм заключается своеобразие жанра романа«Отцы и

дети»

28

«Художественное мастерство Тургенева- романиста.

Урок в форме круглого стола



Подготовиться к контрольной работе

29

Контрольная работа по модулю 2

Урок проверки знаний



Составить литературный монтаж на тему «Жизнь

и деяния господина де Лень»


Модуль 3 "Творчество писателей и поэтов второй половины 19 века"





30

Один день из жизни Обломова

Комбинированный урок



Подготовить характеристику И.И. Обломова письменно.

31

Обломов и Штольц

Урок-анализ



Подготовить сравнительный

анализ образов Обломова и

Штольца, результаты

сравнения занести в таблицу

32

Два типа любви в романе И.А.Гончарова

«Обломов»

Комбинированный урок



Подготовить сопостави-тельный анализ образов Оль-

ги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ответить на вопрос

«Почему любви Ольги

Ильинской Обломов

Предпочѐл покой в доме вдовы Пшеницыной»?

33-34

Сочинение -сравнительная характеристика по

роману И.А.Гончарова«Обломов»

Урок развития речи



«Жизнь и творчество

Ф.И. Тютчева». По-знакомиться со стихотворе-

ниями Ф.И.Тютчева«Не то, что мните вы, природа...», «Нам не дано предугадать»,

«Silentium»

35

Мир природы в поэзии Ф.И. Тютчева

Урок объяснения нового материала



Читать стихотворения, выбрать одно для анализа и заучивания наизусть

36

Два лика России в лирике Ф.И. Тютчева

Комбинированный урок



подготовить

сообщение на тему

«Денисьевский цикл» Тютчева

37

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф.И.Тютчева


Комбинированный урок



Выучить наизусть одно из

Стихотворений Ф.И. Тют-чева

38

Поэзия и судьба А. Фета

Урок-исследование



Познакомиться со стихотво-

рениями А.А. Фета

39

Природа, любовь и красота в лирике А.Фета

Комбинированный урок



Выучить наизусть и проанализировать стихотворение

40

«Музыкальность» стихов А. Фета


Интегрированный урок



Подготовиться к сочинению

по лирике Ф.И. Тютчева и А.А.Фета, повторить план анализа лирического стихотворения

41-42

Сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и

А.А. Фета. Самостоятельный анализ одного из

стихотворений

Урок развития речи



Познакомиться со стихотво-

рениями А.К. Толстого

43

Художественный мир А. К. Толстого

Комбинированный урок



Прочитать следующие главы:«Опись градоначальников», «Органчик».

«Голодный город»,«Подтверждение покаяния».Повторить

Гиперболу и гротеск.

44

Праведники Лескова как воплощение

Русского национального характера

Урок-семинар



Письменная работа

45

Народ и власть в произведениях М.Е. Салты-кова- Щедрина

Урок-лекция



Прочитать сказки Салтыкова-Щедрина

46

Сказки Салтыкова-Щедрина

Урок-семинар



Подготовиться к контрольной работе

47-48

Контрольная работа по модулю 3

Урок проверки знаний



Составить литературную композицию,посвящѐн-

ную жизни и творчеству Н.А.

Некрасова

Тематическое планирование на II-ое полугодие

№ урока

Название темы урока

Типы уроков,

форма занятий

Дата проведения

Домашнее задание

По плану

Фактически


Модуль 4 "Творчество Н. А. Некрасова"





49

Творчество Н. А. Некрасова

Урок-лекция



Познакомиться со стихо-

Творениями Некрасова

50

Художественное своеобразие любовной ли-

рики Некрасова.

Комбинированный урок



Вспомнить произведения Некрасова, изученные ра-нее, ответить на вопрос: ка-

кими предстают отношения

народа и власть держащих

в произведениях

Н.А. Некрасова?

51

«Душа народа русского» в изображении

НА Некрасова

Комбинированный урок

Одно из стихотворений вы-

учить наизусть. Ответить на

вопрос: в чѐм видит Некрасов

предназначение поэзии и

долг поэта?

52

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некра-

сова

Урок-лекция

Читать поэму Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».Проследить, какие

фольклорные мотивы и об-

разы нашли отражение в

данном фрагменте поэмы

53

Проблематика и жанр поэмы Н.А. Некра-

сова «Кому на Руси жить хорошо»

Комбинированный урок

Познакомиться с портретами

Помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина

(главы«Помещик» и

«Последыш). Составить

Связный рассказ на

тему«Судьба«дворян-

ских гнѐзд» в пореформенную

эпоху»

54

Сатирический портрет русского барства

в поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо»

Комбинированный урок

Групповые задания:

подготовить

рассказ от лица одного из ге-

роев поэмы о его судьбе и видении им идеала счастья (Я ким Нагой, Савелий -

«богатырь святорусский»,

крестьяне-праведники

55

Нравственный смысл поисков счастья в поэме

Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Урок-семинар

Самостоятельно

сформулировать тему сочинения по творчеству

Н.А.Некрасова, подгото-

вить развѐрнутый план сочи-

нения

55-56

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

Урок развития речи

Подготовить само-

стоятельный анализ 2-3 сти-

хотворений из сборника К. Хетагурова«Осетинская лира»

57

«Осетинская лира» К. Хетагурова

Комбинированный урок

Прочитать повесть Бальзака

58

Тема власти денег повести Оноре де Бальзака

«Гобсек»

Комбинированный урок

Прочитать новеллу

59

Новелла Ги де Мопассана«Ожерелье

Комбинированный урок

Подготовиться к к.р.

60

Контрольная работа по модулю 4

Урок проверки знаний


Модуль 5 "Творчество Ф.М. Достоевского"


61-62

«Человек есть и тайна...» Художественный мир Ф.М.Достоевского

Открытый урок с применением ТРКМЧП

Дифференцированные задания

63

«Город

пышный,

город

бедный...». В

Петербурге

Достоевского

Урок-экскурсия

Перечитать

гл. 1, 2, 3

части 1; гл.

1, 2 части

2; гл. 4 ча-

сти 4; гл. 6

части 6.

Подготовить выборочный пересказ на тему «Каким

Предстаѐт перед нами Петербург?

64

«Униженные

и всеми отри-

нутые парии

общества» в

романе «Пре-

ступление и

наказание»

Урок-анализ

Перечитать

главу 5 ча-

сти 3; гла-

ву 4 части

5. По-

думать над

вопросом:

«в чѐм за-

ключается

смысл тео-

рии Рас-

кольнико-

ва? Как в

разговоре с

Порфири-

ем Пет-

ровичем и

с Соней герой До-

стоевского

пытается

обосновать

своѐ право

«разрешить

себе кровь

по сове-

сти»?

65

Социальные и

философские

источники

теории Роди-

она Расколь-

никова

Комбинированный

Групповые

задания:

под-

готовить

материал

для срав-

нительного

анализа

«Расколь-

ников и

Лужин»,

«Расколь-

ников и

Свидри-

66

«Демоны»

Родиона Рас-

кольникова:

герой Досто-

евского и его

«двойники»

Урок-исследование

Подгото-

вить мате-

риал для

сравни-

тельного

анализа

образов

Раскольни-

кова и Со-

ни.

Анализ

эпизода

«Соня и

Раскольни-

ков за чте-

нием исто-

рии о вос-

крешении

Лазаря.

67

«Ангелы» Ро-

диона Рас-

кольникова:

герой Досто-

евского и Со-

ня Мармела-

дова

Комбинированный

Подгото-

вить мате-

риал для

сравни-

тельного

анализа

образов

Раскольни-

кова и

Порфирия

68

Три встречи -

три поединка

Раскольнико-

ва и Порфи-

рия Петрови-

ча

Урок-анализ

Подгото-

вить ком-

ментиро-

ванное чте-

ние эпило-

га романа

69

Эпилог и его

роль в романе

Ф.М. Дос-

тоевского

«Преступ-

ление и нака-

зание»

Урок-анализ

Подгото-

вить раз-

вѐрнутый

план сооб-

щения на

тему «Ху-

дожест-

венное ма-

стерство

Ф.М. До-

стоевско-

го»

70

Художест-

венное ма-

стерство Ф.М.

Достоевского

Комбинированный

Подгото-

вить план

сочинения

по теме

«Базаров и

Раскольни-

ков: можно

ли строить

жизнь по

теории?»

71-72

Подготовка к

домашнему

сочинению по

роману Ф.М.

Достоевского

«Престу-

пление и

наказание

Урок развития речи

Подготовиться к контрольной работе

73

Контрольная работа по модулю 5

Урок контроля знаний

Биография Толстого ,презентации

Модуль 6 " Творчество Л. Н. Толстого и А. П. Чехова"


74-75

«Страницы

великой жизни" Л.Н. Толстого

Урок-презентация

Написать домашнее сочинение на одну из

предложенных учителем

тем.

75

История со-

здания рома-

на-эпопеи

«Война и

мир». Эволю-

ция замысла

произведения.

Продвинутая лекция

Краткий

пересказ

эпизодов,

связанных

с изо-

бражением

в романе

Наташи

Ростовой (т. 1,4.1,

гл.8, 10, 16-

17; т. 2,4.1,

гл. 15; т.2,

ч.З, гл.2,

14- 17; т.

2,ч.4, гл.7,

10; т.2, ч.5,

гл. 8-10,

13-19, 22;

76

Наташа Ро-

стова на пути

к счастью

Урок-семинар

Краткий

пересказ

эпизодов,

изобра-

жающих

поворот-

ные мо-

менты в

жизни Ан-

дрея Бол-

конского:

т. 1, ч.З, гл.

16, 19; т.

2,ч. 2, гл.8,

11-13; т.2,

ч.З, гл. 4- 6, 19; т. 3, ч.

2, гл.5, 16,

25, 36-37;

т. 4, ч. 1,

гл.32.

Нарисуйте

графиче-

скую схему

«Путь ис-

каний Анд-

рея Болконского

77-78

«Дорога че-

сти» князя

Андрея Бол-

конского

Урок-исследование

Краткий

пересказ

эпизодов,

связанных

с изо-

бражением

Пьера Без-

ухова

79-80

«Взлѐты и па-

дения» Пьера

Безухова

Урок-исследование

Подгото-

вить ком-

ментированное чте-

ние эпизо-

дов, изоб-

ражающих

Шенгра-

бенское и

Аустер-

лицкое

сражения.

81

Истинный и

ложный геро-

изм в изобра-

жении Л.Н.

Толстого

Урок-семинар

Перечитать

эпизоды,

воспроиз-

водящие

события

войны 1812

года («Ос-

тавление

Смолен-

ска», «Бо-

родинское

сражение»,

«Совет в

Филях» и

др.).

82

«Гроза две-

надцатого года"

интегри-

рованный

урок истории

и литературы

«Петя Ро-

стов в от-

ряде Дени-

сова» (т.4,

ч. 3, гл. 7).

Подумать

над во-

просом: ка-

кую роль

играет

данный

эпизод в

общей

концепции

произве-

дения Тол-

стого?

Сравнить

текст ро-

мана с от

рывком из

«Дневника

партизан-

ских дей-

ствий 1812

года» Д.В.

Давыдова

83

Анализ

эпизода эпи-

ческого про-

изведения

«Петя Ростов

в отряде Де-

нисова»

Урок развития речи

Подгото-

виться к

сочине-

нию, соста-

вить план

анализа од-

ного из

эпизодов

«Войны и

мира» (по

выбору)

84

Само-

стоятельный

анализ эпи-

зода романа-

эпопеи «Вой-

на и мир»

Письменная проверочная работа

Подгото-

виться к

заключи-

тельному

уроку по

творчеству

Л.Н. Тол-

стого, по-

добрать

материал

для ответов

на вопросы

регламен-

тированной

дискуссии

85

Ху-

дожественное

мастерство

Л.Н. Тол-

стого.

Урок-дискуссия

Домашняя контрольная работа

86

Путь ху-

дожника от

Антоши Че-

хонте до Ан-

тона Павло-

вича Чехова

Лекция

Нарисовать

иллюстра-

цию или

сделать

коллаж к

одному из

рассказов

А.П. Чехо-

ва.

87

Путь ху-

дожника от

Антоши Че-

хонте до Ан-

тона Павло-

вича Чехова

Урок-исследование

подгото-

вить сооб-

щение о

жизни и

творчестве

А.П. Чехо-

Ва (презентации по группам)

88

Чехов улыба-

ется, Чехов

смеѐтся, Че-

хов издевает-

ся...

Комбинированный

Прочитать

рассказы

А.П. Чехо-

ва «Че-

ловек в фу-

тляре»,

«Кры-

жовник»,

«Ионыч»;

ответить на

вопрос:

почему от-

клонение

современ-

ной жизни

от нормы

Чехов пы-

тается об-

наружить

не в ис-

ключитель-

ных, резко

бросаю-

щихся в

глаза случаях, а в

обыденном

течении

жизни?

89

Люди, кото-

рые «прогля-

дели жизнь»,

или нужен ли

нам «человек

с молоточ-

ком»?

Комбинированный

Прочитать

рассказы

«Дама с со-

бачкой» и

«Невеста».

Нарисовать

иллюстра-

цию к од-

ному из

рассказов

90

«Нет, больше

так жить не-

возможно...».

Анализ рас-

сказов «Дама

с собачкой» и

«Невеста»

Урок-исследование

Комменти-

рованное

чтение рас-

сказа

«Студент

91

«Эгоистич-

ные, как дети,

и дряблые,

как стари-

ки...» (М.

Горький).

Бывшие хозя-

ева вишнѐ-

вого сада

Комбинированный

Подгото-

вить уст-

ное сооб-

щение о

Ермолае

Лопахине;

обратить

внимание

на приѐмы

создания

его харак-

тера (речь,

манеру по-

ведения,

детали

внеш-

ности).

Подгото-

вить выра-

зительное

чтение мо-

нолога Ло-

пахина из

третьего

действия:

«Я купил!

Погодите,

господа,

сделайте

милость...»

92

Загадка

Ермолая

Лопахина:

«хищный

зверь» или

«нежная

душа»?

Урок-дискуссия

Сравнить

образы

Нади Шу-

миной

(рассказ

«Невеста»)

и Ани Ра-

невской

93

«Здравствуй,

новая жизнь!»

Аня Ранев-

ская и Надя

Шумина

Комбинированный

Составить

развѐрну-

тый план

ответа на

вопрос: в

чѐм заклю-

чается но-

ваторство Чехова-

драматур-

га?

94

В

чѐм заключа-

ется новатор-

ство Чехова-

драматурга?

Комбинированный

Подгото-

виться к

написанию

сочинения

в форме

ответа на

вопрос

проблем-

ного ха-

рактера

(вспомнить

виды связи

между

пред-

ложения-

ми, осо-

бенности

абзацного

членения

текста).

Вспомнить

критерии

оценки ча-

сти С5 ЕГЭ

по литера-

туре

95-96

Классное со-

чинение по

творчеству

А.П. Чехова.

Письменный

ответ на во-

прос про-

блемного ха-

рактера

Урок развития речи

Подготовиться к итоговой работе

97-98

Итоговая ра-

бота по про-

изведениям

русской лите-

ратуры вто-

рой половины

XIX века.


99-102

Резервные уроки




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2007. К учебнику Литература: 10 класс: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.

Основой предмета литературы является русская классическая литература с ее высокой духовностью, гражданственностью, «всемирной отзывчивостью». Содержание курса русской литературы в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Художественная литература как вил искусства связана с иными формами общественного сознания - моралью, религией, философией, наукой. Все это определяет цели обучения литературе.

Цели обучения могут быть сформулированы как приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия, воспитание на этой основе нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения. Основой содержания литературного образования является чтение и изучение художественных текстов при сохранении литературоведческого, этико-философского, историко-культурного компонентов.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

1 . формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

2 . развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный

текст;

5. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

7. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

8. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Нормативно-правовые документы:

1. Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.__

2. Приказ Минобразования России от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждѐнный приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089»; (для 7-11 классов)

3. Учебный план

4. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА В.Я.Коровиной по литературе для 10 класса

Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой

художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Место учебного предмета

Обязательное изучение литературы в 10 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 102 часов (3 часа в неделю)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 10 классе

Личностные результаты:

* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры

своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

* формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

* освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно -полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

* формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

* умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

* умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;

* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

* умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

* смысловое чтение;

* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

* умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

* формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

* определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

* приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своѐ отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (102 ч)

Литература XIX века

Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины

XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие

жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

«Предсказание». Тема бессмертия великого поэта России. Взволнованность повествования. Связь через века. «Автобус к Провалу идет

прямиком». Пушкин и Пятигорск, Пушкин и нынешнее поколение

М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви,

мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект» Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные

тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, еѐ социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов»

«темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.__

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор

трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (при-

рода, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Тол-

стого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл назва-

ния поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

К. Хетагуров. (1ч)

Обзор творчества. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения ».

Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея

Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального ха-

рактера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Зарубежная литература

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан (возможен выбор другого зарубежного прозаика) Жизнь и творчество (обзор). Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Оноре де Бальзак «Гобсек»

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Знать/ понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-исторические и общечеловеческое

содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своѐ отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



© 2010-2022