Герменевтический дебют школьника в процессе внеклассного чтения

Герменевтический дебют школьника в процессе внеклассного чтения В начале своей статьи хочу дать своеобразный комментарий к названию. Под герметивческим дебют имеется в виду процесс самостоятельного понимания, осмысления выбранного школьником произведения. На фоне субъективных отношений ученик получает возможность формирования собственной позиции, собственной позиции, собственного отношения к прочитанному. Ведь сегодня только ленивый не сетует на то, что Россия превратилась из самой читающей стра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Институт непрерывного профессионального образования

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

____________________________________________________________________________________________________________

Герменевтический дебют школьника в процессе внеклассного чтенияГерменевтический дебют школьника в процессе внеклассного чтения

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Институт непрерывного профессионального образования

Факультет повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Двенадцатые Чередовские чтения», посвященная 95-летию со дня рождения Ивана Михеевича Чередова.

Программное направления конференции: «Управление развитием познавательной самостоятельности школьника в образовательном процессе.

представляют доклад

Автор: учитель русского языка и литературы

Фром Мария Андреевна

Тема:

Герменевтический дебют школьника в процессе внеклассного чтения

В начале своей статьи хочу дать своеобразный комментарий к названию. Под герметивческим дебют имеется в виду процесс самостоятельного понимания, осмысления выбранного школьником произведения. На фоне субъективных отношений ученик получает возможность формирования собственной позиции, собственной позиции, собственного отношения к прочитанному. Ведь сегодня только ленивый не сетует на то, что Россия превратилась из самой читающей страны в страну читающую очень и очень мало. И, наверно, самыми искренними противниками чтения становятся наши учениками, которые могут в любой момент ознакомиться с кратким содержанием заданного произведения русской классики, не представляет себе свой окружающий мир без виртуального общения и т.д. т.п..

Посещая общегородские семинары филологов, с грустью констатируешь: средний возраст учителя русского языка и литературы - 40 -45 лет. Возрастная разница между нами и нашими учениками - «дистанция огромного размера,» - как отметил когда-то А.С. Грибоедов. Не случайно, казалось бы, отработанная система подготовки к ЕГЭ в 11 класс дает сбой, когда дело касается части С - сочинения по заданному тексту. Те тексты, которые кажутся интересными составителям тестов и нам, учителям, совершенно не задевают души учеников.

Фамилии К.Г.Паустовский, М.М.Пришвина, Д.Гранин как будто звучат впервые, хотя «Кладовую солнца» мы читаем в 6-ом классе. «Телеграмму» в 8-ом классе, но дети их либо не помят вообще, либо вспоминает с трудом.

С каким интересом еще 20-25 лет назад в выпускных классах читались произведения о Великой Отечественной войне: «В списках не значился» Бориса Васильева, «Горячий снег» Юрия Болдырева. Сегодня интерес упал и по отношению к этим книгам. Возможен ли выход из этого положения, возможно ли управлять процессом формирования любви к чтению, или навязываемая взрослыми книга уже вызывает в ребёнке отторжение только потому, что её кто-то настойчиво рекомендует?

Если мы действительно хотим, чтобы нами дети полюбим читать, то должны быть ненавязчивым, очень деликатным. Надо убедить юных читателей в том, что никакая экранизация не способна передать твое читательское восприятие. Читая книгу, ты обогащаешь свой воображаемый мир, ты формируешь своё отношение к героям. Фильм, поставленный по мотивам того или иного произведения, - это видение режиссера, оператора и актеров, но не твое».

Говоря о различии в восприятии того или иного произведения, хотелось бы привести такой пример. В феврале этого 2014 года в кинотеатрах нашей страны транслировалась новая версия «Вия» Николая Васильевича Гоголя. Специально, не читая никаких отзывов, просмотрела фильм. Сказать, что экранизация не понравилась - это ничего не сказать. Украина превратилась в мрачную то ли Шотландию, то ли ещё какое-то мало известное государство, сюжет видоизменен так, что комментарии излишни, горилка как неизменный атрибут каждой сцены; сплошная бесовщина вперемешку с элементами некрофилии, обилие спецэффектов и ужастиков. Милая, с детства знакомая полусказочная повесть Гоголя превратилась в типичный не то триллер, не то ужастик.

Каково же было моё удивление, когда на следующий день в школе я попыталась поделиться своими впечатлениями с 7 - классниками на уроке литературе. «Классный фильм», «Здорово», «Прикольно» - это их отзывы. Они наперебой цитировали фильм, восхищались сюжетом, первую российскую экранизацию мало кто из них видел, а про чтение повести и говорить нечего. Вот Вам и пресловутая разница в восприятии, о котором я говорила выше.

Если мы хоти сформировать определённый читательский уровень у наших учащихся, то следует над этим очень много и систематично работать, и главное выбирать для чтения те произведения, которые будут, во-первых, соответствовать возрасту детей, во-вторых смогут задеть в душе ребенка определенную струю и выйти за рамки школьной программы.

Для пробуждения читательского интереса я постоянно использую приём, который условно назвала необычный анонс к произведению.

Так в 10-ом классе перед изучением романа И.А. Гончарова «Обломов» я на 1-ом уроке не заостряю внимание на характере и образе жизни Ильи Ильича Обломова, об этом мы будем говорить позднее. Начинаю примерно так: «Перед нами человек, который привык жить так, как он хочет, привык считаться только со своими потребностями, он не любит неожиданных изменений и ценит состояние, душевного покоя и комфорта. И этот человек влюбляется. Рядом с ним две женщины. Одна вся порыв и движение, она искренне влюбляется в Илью Ильича Обломова, пытается расшевелить его, увлечь своим образом жизни, требует активности, свято верит в то, что сможет его переделать. А другая женщина всегда рядом, счастья для неё - это верное служение своему барину, а главное - она принимает Обломова таким, какой он есть. Какого и почему выберет Обломов, Вы поймет, когда прочитаете роман И.А. Гончарова.

Кстати сказать, вместе с учениками мы приняли участие в общероссийском конкурсе «Гончаров - 200», который был организован «Учительской газетой» и посвящен 200 - летию великого писателя. Мы заняли III место в номинации «Лучшая электронная презентация к уроку «Роман И.А. Гончарова «Обломов» - это роман о любви».

Наверное многие согласятся с тем, что в связи с ориентированностью учебного процесса на успешную сдачу ЕГЭ из нашей практики уходят такие формы проведения уроков, как уроки внеклассного чтения, читательские конференции. А это также одна из возможностей привития любви к чтению.

Так в 7 -ом классе для урока внеклассного чтения нами был выбран рассказ грузинского писателя Нодара Думбадзе «Собака». Рассказ этот небольшой по объему, что также немаловажно, т.к. кроме общеобразовательных коррекционных классов (со специальной адаптационной программой).

Чтобы стимулировать процесс чтения, заранее рассказываю о своем впечатлении о книге, ни в коем случае не пересказывая сюжет, а затрачивая только основные проблемы произведения, кроме того, останавливаюсь на самом интересном фрагменте, предваряя его прочтения проблемным вопросом.

Выглядит это примерно так. Рассказ Надара Думбадзе - это очень трогательная история о мальчике, оставшегося без родителей, и о его мудром дедушке. События сложатся так, что в селе будут убиты все собаки. И дедушка, который всегда и во всем помогал своему внуку, отправит его убивать Собаку, которая стала членом их семьи. Почему он так поступает, ведь дед бесстрашный и очень умный человек?

В течении 1-2-х недель дети самостоятельно читают рассказ, я поощряю тех, кто сделал это быстро, ученики делятся между собой первыми впечатлениями о книге, и я также участвую в этом их общении. Такой своеобразный «подогрев» читательского интереса создает благодатную почву для урока внеклассного чтения, который для детей должен стать неординарным событием. В ходе подготовки к уроку случаются и небольшие открытия. В 7-ом коррекционном классе, очень слабый мальчик, медленно пишущий и читательский, подошел ко мне на перемене и сказал: «Это душераздирающий рассказ. Порекомендуйте мне еще какую-нибудь такую же книжку». Думаю, такая оценка ребенка многого стоит. Естественно, к этим урокам дети готовят презентации, находят ответ на проблемный вопрос: дедушка посылает внука убить собаку потому, что в глубине души понимает, что внук его никогда этого не сделает. И мальчик действительно отпускает Собаку, а дедушка констатирует:

- Если ты всегда будешь так поступать, то тебе очень трудно придется в жизни.

Вместе с детьми мы приходим к выводу, что этот рассказ учит не только любви к животным. В какой-то мере это и философский рассказ, ведь дедушка учит внука не бояться смерти, помогает ему повзрослеть и стать настоящим мужчиной. А главное, рассказ прививает детям правильное представление о книге, которая берет за душу, и еще в течение некоторого времени мы с детьми будем обращаться к этому произведению, ведь хорошая книга долго держит вдумчивого читателя в плену своих образов и коллизий.

По мере взросления учащихся меняется и произведения для внеклассного чтения. Так в 10-х классах мы проводим уже читательские конференции, это ведь тоже удачная возможность обмена представления о прочитанном. При изучении творчества А.П. Чехова для внеклассного чтения нами был выбран рассказ «Скрипка Ротишльда».

Соединение чеховской прозы с музыкальным шедевром Паганини «Каприз» внимательное прочтение рассказа способствует тому, что старшеклассники убеждаются в том, что истинный талант способен разбудить душу даже самого грубого и чёрствого человека, как главный герой рассказа гробовщик Яков. При желании более подробно с этим уроком можно ознакомиться на сайте нашей школы sosh21.omskedu.ru, - где представлен коллективный сборник открытых уроков учителей нашей школы «Я иду на урок с любовью».

Иногда я оставляю право выбора книги для внеклассного чтения за учащихся, так мы вышли на произведения известного писателя Николоса Спаркса. Почти каждое из его произведений бестселлер, экранизируется и становится предметом обсуждения как для читателей, так и для зрителей. Одна из любящих читать учениц 10 класса, порекомендовала мне для прочтения повесть Николаса Спаркса «Спеши любить».

Повесть мне понравилась, и мы с ребятами решили провести по ней читательскую конференцию. В старших классах труднее добиться того, чтобы дети одновременно прочитали полностью порекомендованное произведение. Обязательно услышишь отклики юношей: «Читать эту повесть только потому, что девчонки над ней рыдают. Нет». Сразу же нашлись те, кто нашёл экранизацию этой повести (кстати сказать, экранизация очень слабая). Но все эти трудности преодолимы, когда сумеешь объяснить ученику, что читать эту повесть нужно потому, что она учит толерантности, доброте, милосердию. Не знаю как Вы, а я устала от телепередач, где нивелируется образ учителя, от призывов типа, если Вы стали свидетелем каких-то необычайных событий, ждем от Вас видеоматериал, да ещё и заплатим Вам за видеоролик о жестокости. Мы дошли до того, что, когда московский школьник застрелил учителя и полицейского, вокруг школы толпились журналисты, которые в открытую предлагали ученикам продать видеозаписи происходивших событий.

Получается, что ради сенсации профессионалы, взрослые люди готовы на всё.

Вернемся к произведению Николаса Спаркса. Во время проведения читательской конференции с 10 - ми классами можно было ещё раз убедиться в том, что повесть заинтересовала учащихся. Интересной показалось мне и такая находка, молодые учителя, работающие на параллели 10-х классов случайно оказались свидетелями обсуждения повести, ребятами и захотели поучаствовать в обсуждении. Оргкомитет по подготовке к конференции сделала выводы и пригласил всех учителей, единственное условие для приглашенных - прочтение повести. Обсуждение получилось очень запоминающим. Ученики не только сами горячо обсуждали прочитанное, но и, что называется, разинув рты, слушали учителей химии и иностранного языка, которые умеют так своеобразно отстаивать свою точку зрения.

Может быть, обсуждение получилось таким заинтересованным ещё и потому, что это повесть о школе, о первой любви, оставляющей след на всю жизнь, о том, как девочка, которую считали белой вороной, оказалась не по летам мудрой и мужественной.

Один из вечных вопросов литературы - почему умирает человек, как смириться с неизбежным уходом самого любимого человека, которого ты только-только приобрёл, находит ответ в этой книге. И ответ очень простой - спеши любить.

Еще одно произведением, которое мы обсудили по предложению 7 - классников стала повесть Сюзен Коллинз «Голодные игры». Урок внеклассного чтения по этой повести был проведен нами по проектной технологии. Для защиты предлагались следующие проекты: 1). Величественный Панем и его Голодные Игры. 2). Жизнь или выживание Дистрикта 12. 3). Тит Мелларик и Китнисс Эвердин - цена победы. 4). Китгисс Эвердин - победительница Голодных Игр.

При подготовке к защите проектом ребята создали макет Дистрикта 12, нарисовали свои иллюстрации к произведению, вычертили карту Панема, составили словарик незнакомых слов, а главное поделились своими впечатлениями о прочитанном и пришли к единому выводу - жестоко выверенную и продуманную систему тоталитарного государства смогли победить дети, которые предпочли оставаться верными себе и среди общих законов предательства и жестокости стремились быть милосердными.

Возможно, кому-то выбор произведений, который я предложила, кому - то покажется слишком неординарным, но, во-первых, он всегда подлежит корректировке, а во-вторых, мы должны быть в курсе того, что читают и смотрят наши дети, и по возможности направлять процесс чтения. Тогда и состоится герменевтический дебют школьника в процессе внеклассного чтения.


6


© 2010-2022