Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Речеведение»

Программа «Речеведение» имеет культурологическую  (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант модифицированной программы дополнительного образования.     Педагогическая целесообразность  данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, но невозможны без углубленного изучения грамматики.    Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя,  выявить свой творческий потенциал.    Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Речеведение»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 331

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Принята решением педагогического совета

Протокол № ________от __________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказ №_____ от «____»________


Директор ГБОУ школы № 331

Л.А.Морозова



Общеобразовательная программа дополнительного образования детей



«Речеведение»

Для детей 16-17лет

Срок реализации: 2 года (66 ч.)









Автор программы:

Туркина Светлана Юрьевна, учитель русского языка

и литературы



Санкт-Петербург

2012





1. Пояснительная записка.

Программа «Речеведение» имеет культурологическую (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант модифицированной программы дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, но невозможны без углубленного изучения грамматики.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся.

1. 1. Актуальность курса/новизна.

Данный курс позволяет обогатить активный ,пассивный и потенциальный словарь детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями. Развить связную устную и письменную речь: овладеть продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.

Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приёмами и способами решения орфографических задач.

1.2. Адресность.

Программа предназначена для учащихся 16-17 лет и рассчитана на уровень подготовки учащихся согласно базовым стандартам. Средняя наполняемость групп - 12-15 человек одного возраста.

1. 3. Цель программы.

- расширить кругозор учащихся, способствовать формированию языковой личности, владеющей нормами литературного языка, умеющей пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях коммуникации и в соответствии с целями и содержанием высказывания, развивать навыки исследовательской работы и умения пользоваться справочной литературой.

1. 4. Задачи программы.

  1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  3. Способствовать развитию письменной речи.

1.5 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся .

Учащиеся должны знать:

1.нормы литературного языка;

2.выразительные средства языка

3.основные особенности текста

4.стили речи

5.композиционное и языковое оформление сочинения.

Учащиеся должны уметь:

1.владеть нормами литературного языка

2.создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста, аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;

3.создавать собственное связное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста , чётко представлять содержание используемых в задании понятий и терминов: смысл предложенного фрагмента, примеры-аргументы, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента;

4.понимать главную мысль прочитанного текста, фрагмента, аргументировать и доказывать свою позицию;

5.выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в тексте, фрагменте текста;

6. находить орфограммы, пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

1. 6. Структура.

Программа рассчитана на 2 года: 1 час в неделю. Всего 66 часа

2.Содержание обучения.

2.1 Орфография. Трудные случаи орфографии. Составление алгоритмов применения орфографических правил. Тестовые работы по орфографии. Практикумы.

2.2 Культура речи. Повторение орфоэпических, лексических и синтаксических норм. Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

2.3 Пунктуация. Синтаксическое оформление смысловых отрезков. Пунктуационная норма и пунктуационная ошибка. Трудные случаи постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях. Составление таблиц, тестирование.

2.4 Анализ текста. Текст. Тема. Главная мысль текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Типы текстов по функционально смысловым особенностям и стилям речи. Анализ композиции научного и публицистического текстов. Рецензия. Эссе.

2.5 Композиция и языковое оформление сочинения. Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. Заключение.

3. Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа по подгруппам (по звеньям).

4. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, тренировочные упражнения

5. Формы проведения занятий: практикумы, беседа, лингвистические сочинения , тестирование , олимпиада, занятие-игра, практическое занятие, презентация.

6. Режим занятий- 1раз в неделю. Продолжительность занятий -45 минут.

Способы проверки результатов.

  1. Тесты по окончании темы.

  2. Промежуточные самостоятельные работы.

  3. Тесты итоговые за 1 полугодие и 2 полугодие.




Учебно-тематический план 1 части курса (10 класс)-34 часа.



Тема

Кол-во часов

Виды деятельности,контроль.

Теория

Практика

Трудные случаи орфографии

1.

Роль правильного написания орфограмм в системе речи.

0,5

0,5

Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

2.

Условия выбора орфограмм. Типы орфограмм. Опознавательные признаки орфограмм.

1

1

Работа с перфокартами, мини-тестирование, практикум

3.

Трудности современной русской орфографии.

0,5

0,5

Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения

4.

Значение морфем в системе речи

0,5

0,5

Оформление дидактических материалов, тестирование

5.

«Ошибкоопасные» места в слове.

Согласные в корнях, приставках, суффиксах


1

Работа со словарём, практикум, тестирование

6.

В чём секрет написания -н- и -нн- в прилагательных и причастиях?

0,5

0,5

Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов, тестирование

7.

Трудные случаи употребления -ь- и -ъ-

0,5

0,5

Тестирование, составление кроссвордов

8.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

0,5

0,5

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

9.

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию


1

Тестирование, практикум

10.

Контрольный тест по разделу


1

КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ)

11.

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы

1


Работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей

12.

Лексические и синтаксические нормы

0,5

0,5

Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

13.

Зачёт по культуре речи


1

Трудные случаи пунктуации

14.

Принципы русской пунктуации.

Система знаков препинания в русском языке: история вопроса.

1


Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

15.

Вопросы нарушения пунктуационной нормы.

1

1

Тестирование, работа с художественными текстами

16.

Трудные случаи синтаксического анализа словосочетаний.

0,5

0,5

Составление таблиц, тестирование

17.

Трудные случаи синтаксического анализа простого и сложного предложений.

0,5

0,5

Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

18.

Знаки препинания в многочленных и сложных синтаксических конструкциях.


3

Практикум, тестирование

19

Контрольный текст по разделу


1

АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ


20

Определение функционального стиля текста

1


Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

21.

Работа со смысловыми типами речи


1

Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

22

Основная мысль текста - рассуждение

0,5

0,5

Составление памяток, анализ художественных текстов

23

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

0,5

0,5

Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

24

Языковые средства, обеспечивающие связность текста



1

Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

25

Анализ композиции научного и публицистического текстов


1

Выполнение тестовых заданий, анализ текстов

26

Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов


1

Защита памяток, тестовые задания

27

Рецензия на научный и публицистический тексты


1

Защита проектов рецензий

28

Редактирование текста


1

Практикум по редактированию текстов

29

Итоговая работа. Анализ текста


1

РЕЗЕРВ - 1 ЧАС 12

22

ИТОГО

34

Учебно-тематическое планирование 2 части курса (11 класс)- 32 часа.

№/п

Тема

Теория

Практика

Вид деятельности, контроль

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

1.

Текст. Тема и основная мысль текста

1

Лекция. Построение логической схемы текста-рассуждения,

2.

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

1

Лекция. Составление памяток

3.

Выделение микротем в тексте

1

Практическая работа

4.

Лексические средства организации текста

1

Лекция

5.

Морфологические средства организации текста

1

Лекция

6.

Синтаксические средства организации текста

1

Лекция

7.

Стили речи

1

Практикум

8.

Типы речи

1

Практикум

9.

Контрольная работа 1 (промежуточная)

1

Тема 2. Лингвистический анализ текста (10часов)

10.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

Лекция . Составление памяток

11.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение

1

Практикум

12.

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. Их роль в системе речи.

1

Практикум

13.

Синонимический ряд. Сходство и различие синонимов. Противопоставление синонимов как средство выразительности.

1

Практикум

14.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

1

Практикум

15-16.

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

1

1

Практикум

17-18.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

1

1

Практикум

19.

Промежуточная контрольная работа 2

1

Тема 3. Анализ текста. (4 часа)

20.

Содержание исходного текста.

1

Лекция

21.

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

1

Практикум

22.

Рецензия. Эссе.

1

11111

Урок комплексного применения знаний

23.

Промежуточная контрольная работа 3

1

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения (9 часов).

24-25.

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

1

1

Практикум

26-27.

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

1

1

Практикум

28.

Заключительная часть сочинения.

1

Практикум

29-30.

Тренировочные сочинения.

2

Практикум

31-32.

Итоговая контрольная работа.

2

Тест

Итого: 32 часа

12

20

3.Библиография.

Литература для учителя:

  1. ЕГЭ 2011. Русский язык. Типовые тестовые задания/ Л.И.Пучкова.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.-2012.

  2. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А,В,С/Г.Т.Егораева, Е.М.Сергеева.-М.: Издательство «Экзамен», 20011.-2012.

  3. Русский язык. 9-11 классы: тематические тесты. Система подготовки к итоговому тестированию/ Н.А.Шарова.- Волгоград: Учитель, 2011.-2012.



  1. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой.- М.: Издательство «Экзамен», 2011.-2012.

  2. Тематические зачеты по русскому языку: 10-11 класс/ Малюшкин А.Б..-М.: ТЦ Сфера, 2011.-2012.

Литература для учащихся:

  1. Русский язык. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

  2. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область « Филология»

Министерство образования РФ. -М.: Вита-Пресс,2004.

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).

  2. Словарь юного филолога.

  3. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы. - М.:Дрофа,2001.

  4. Русский язык. Языкознание. Большая Энциклопедия школьника. 5-11классы.-М.Дрофа,2001.

  5. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы-М.:Дрофа,2001.

  6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М.:Просвещение,1999.

  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.Русский язык. Сочинения на отлично. Стилистика и культура речи. - М:Махаон,2005.

.



© 2010-2022