- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока по теме «Тема Родины в лирике М. И. Цветаевой»
План-конспект урока по теме «Тема Родины в лирике М. И. Цветаевой»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Макарова О.Н. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
План - конспект урока
«Тема родины в лирике М. Цветаевой».
Цели:
1) Познакомить ребят с темой родины в лирике М. Цветаевой. Выявить своеобразие звучания темы родины в ее стихотворениях.
2) Развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений одной тематики поэтов разных эпох: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, C.А.Есенина,М.И.Цветаевой; развитие умения выразительного чтения стихотворений.
3) Воспитание интереса и любви к поэтическому слову М. Цветаевой.
Оборудование:
1. Стихи М.И.Цветаевой, А..Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.
2. Презентация «Тема родины в лирике М.И. Цветаевой».
Тип урока: лекция учителя с элементами беседы.
Методическе приемы: выступления групп учащихся с домашним заданием,
анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений учащимися, аналитическая беседа.
Ход урока
Эпиграф:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина…
М. Цветаева.
-
Вступительное слово учителя.
Марина Цветаева- поэт русского национального начала. Это поэт предельной правды чувства, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошедший в русскую поэзию первой половины двадцатого века.
Все русские поэты, не только двадцатого, но и других веков обращались к теме Родины в своих произведениях, конечно, каждый из них чувствовал её по-своему. Давайте вспомним творчество этих поэтов.
-
Реализация домашнего задания.
Выступление групп учащихся.
-
Выступление первой группы учащихся о теме родины в лирике А.С. Пушкина, на примере Оды «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву».
-
Выступление второй группы учащихся о теме родины в лирике М.Ю.Лермонтова. На примере стихотворений «Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина».
-
Выступление третьей группы учащихся о теме родины в лирике С.Есенина на примере стихотворений «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный…»
В ходе беседы выявляется своеобразие раскрытия темы родины в творчестве указанных поэтов.
-
Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
И у Марины Ивановны Цветаевой тема родины занимает достойное место в ее творчестве.
-
Родившись в Москве, Цветаева всегда ощущала себя детищем города Москва (в Москве до замужества она жила в Трёхпрудном переулке дом №8, после замужества - в Борисоглебском переулке дом №6, кв. №3). Она написала о своём городе в цикле 1916г. «Стихи о Москве».
( подготовленные ученики читают стихи из данного цикла по выбору)
-
«Облака - вокруг…»
-
«Из рук моих - нерукотворный град…»
-
«Мимо ночных башен…»
-
«Настанет день - печальный, говорят!...»
-
«Над городом, отвергнутым Петром…»
-
«Над синевою подмосковных рощ…»
-
«Семь холмов - как семь колоколов…»
-
«Москва! Какой огромный…»
-
«Красною кистью…»
Аналитическая работа. Выявление своеобразия раскрытия образа России (религиозные, фольклорные истоки, природа и народ, образ-символ «красная рябина»)
2. В стихах 1916 - 1917г.г. М.Цветаева отразила страсти, бушующие в России, заслонившие красоту окружающего мира. В это время кругом были нищета и голод.
Восприятие революции у Цветаевой было сложное и противоречивое. Однако поэт не делит окружающих людей на красных и белых, в его стихах слышится сочувствие бедствиям всего народа. (Чтение стихотворения 1921г. «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» (с элементами анализа).
3. Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами жизни, зазвучали новые речи. (Чтение учеником стихотворения «Гришка - вор тебя не ополячил» (1917г.).
4. Рассказ учителя о жизни М.И. Цветаевой после революции (в 1920г.). После получения письма от мужа - Сергея Эфрона -в июле 1921 г. и до самого своего отъезда из Москвы из Борисоглебского переулка - Цветаева написала более ста стихотворений. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, М.Цветаева сказала дочери: «Перекрестись, Аля!» - и перекрестилась. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.(Чтение учителем стихотворения «У меня в Москве - купола горят» (цикл «Стихи к Блоку»).
5. Вдали от Родины, в эмиграции, поэт пишет стихи, поэмы, основанные на жанрах устного народного творчества. Цветаева использует сказку, былину, притчу, посвящает стихи русским героям.(Чтение учениками стихотворения «Челюскинцы» (1934г.).
6.На чужбине М.И. Цветаева тоскует по Родине. В это время у неё появляются стихи «Родина», «Тоска по Родине!»(Чтение учеником стихотворения «Тоска по Родине!» (с элементами анализа).
7. 18 июня 1939г. после 17 лет эмиграции Цветаева вернулась на Родину.
Символом России у М.И. Цветаевой стала любимая ею рябина.
Чтение учителем стихотворения «Красною кистью».
Итог урока.
У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это - чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она - очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика - это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.
Тема Родины - это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой - едино. Она сама - часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее.
Домашнее задание. Напишите сочинение на тему «В чем заключается своеобразие темы родины в лирике М.Цветаевой?»
3