Элективный курс по литературе Цветовые узоры в лирике С. Есенина для учащихся 9 классов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа элективного курса по литературе для обучающихся 9 класса

«Цветовые узоры в лирике Сергея Есенина»





Кошлякова Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ с.Асмётовка

Петровского района Саратовской области






2015


Элективный курс по литературе " Цветовые узоры в лирике Сергея Есенина»

Программа элективного курса " Цветовые узоры в лирике Сергея Есенина» предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 8 часов.

Настоящая программа может быть использована в практике общеобразовательных учреждений на этапе предпрфильной подготовки.

Цель курса:

- формирование умений творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развитие речи обучающихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

- воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте произведений С.Есенина;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

развитие устной и письменной речи обучающихся;

развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку обучающихся по литературе, даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Предполагаемые результаты обучения:

Элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях С.Есенина;

- самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность поэта;

- при анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

- владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов;

- видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности;

- уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

-создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Программа элективного курса включает в себя:

пояснительную записку;

требования к уровню освоения содержания курса;

тематический план курса;

формы контроля по освоению ЭК;

учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя; планы анализа поэтического текста, анкета для обучающихся)

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, работа со справочной литературой)

2 аналитический (анализ поэтических текстов)

3.контролирующий

Тематический план элективного курса по литературе

«Цветовые узоры в лирике С.А.Есенина»

п\п

Темы занятий

Кол-во

часов

Форма занятий

1

Введение. Многоцветность поэзии Есенина.

1

Лекция с элементами практикума

2

Ярко-красные и золотые акценты стихов поэта Есенина

1

Диалог с текстом

3

Розовый цвет в описании мечты и гармонии

1

Лабораторная работа

4

Палитра цвета в раскрытии темы осени

1

Практикум

5

Роль голубых оттенков в передаче чувств лирического героя и его душевного состояния

1

Цветовой эксперимент

6

Белый и «берёзовый ситец» в творчестве Есенина

1

Занятие - размышление

7

Сочетание цвета и звука в поэтическом мире поэта

1

Семинар- практикум

8

Творческая мастерская

1

Зачётная письменная работа

Итого

8 часов


Содержание курса


Занятие1. Введение. Многоцветность поэзии Есенина.

Активное использование цвета, словесная живопись - особенность творчества Есенина. Семантика цвета в лирике Сергея Есенина и её изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения. Цветообраз как одно из средств целостного восприятия. Цветовые эпитеты. Цвет в произведениях Есенина отражение внутренний мира поэта, его душевного состояния и мировосприятия..

Форма проведения: лекция с элементами практикума

Занятие 2. Ярко-красные и золотые акценты стихов поэта Есенина

Разнообразные оттенки красного цвета в стихах Есенина: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают "металлическое" звучание: золотой, медный; много зелёного цвета. Использование Есениным «золота» и «серебра». Золото - серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина - кони на фоне зелёных холмов - вставленная в золотую; синяя - те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

Зарисовка с натуры, цвет выражает определённое настроение, чувство, создаёт образ, Оттенки жёлтого и автопортрет поэта:
«Я готов рассказать тебе, поле,
Эти волосы взял я у ржи».

Красный цвет и его модификации как цвет жизни в ее высшем проявлении. Синонимический ряд с общим значением красного цвета: красный, пурпурный, алый, рдяный, розовый, румяный, багровый, багряный, червленый, кровавый, огненный, пламенный - имеет такую основную семантику: собственно красный цвет; цвет крови; цвет зари; цвет горения и т.п. Красный цвет символизирует могущество, опасность, страсть, мощную созидательную силу, лидерство, упорство, динамичность, насилие, нетерпимость,бесстыдство)
Форма проведения: диалог с текстом

Занятие 3. Розовый цвет в описании мечты и гармонии

Розовый цвет («розовая водь») - как отблеск зари. Розовый конь - образ молодости. «На закат ты розовый похожа…». Розовый цвет и его ягодные оттенки. Розовый пруд.. Этот цвет весьма загадочный. Возможно, он "бледный оттенок красного, алого. То есть если такие пестрые цвета разбавлены, то значит, нет никакой угрозы: все тихо и спокойно не только в этом пруду, но и во всем мире. В тоже время розовый цвет получается тогда, когда мы только касаемся кистью бумаги. Розовый цвет -символ нежного прикосновения к чему-либо, без нажима и всякого давления. Цветовой переход - способ передачи посторонних характеристик ( розовый запах и др.).

Форма проведения: лабораторная работа

Занятие 4. Палитра цвета в раскрытии темы осени

Осень в поэтическом мире Есенина - «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания (желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья - кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет

«Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» - желтизна, багрянец, медленный листопад - это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

Осеннюю красоту герой не называет золотой. Он дает другое определение - желтая. И этот оттенок намного нам ближе и роднее. Золотистый цвет красивый, но он в какой-то степени холодный, так как больше ассоциируется с металлом - золотом. Но вот желтый непременно соотносится с цветом солнца, то есть тепла и добра.
Цветовая гамма осени составлена из простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Прошлое - голубой и сиреневый цвет. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой, что передаёт не только цвет, но и эмоцию.

Цвет и эволюция лирического героя.

Форма проведения:практикум.

Занятие 5. Роль голубых оттенков в передаче чувств лирического героя и его душевного состояния.

Различные оттенки синего в лирике Есенина. Эпитеты синий и голубой как образ родины, передача чувство сыновней любви. ("голубую оставил Русь", "тропа голубого поля", "несказанное, синее, нежное" и тд.).

Голубизна рязанских пейзажей: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки как выражение нечто божественного, недосказанного, романтического: «Несказанное, синее, нежное…». Ассоциация России с синим цветом( в этом слове есть «синее что-то»). Синева поэзии Сергея Есенина как напоминание о древнерусской фресковой живописи.

Форма проведения: цветовой эксперимент

Занятие 6. Белый и «берёзовый ситец» в творчестве Есенина.

Сопоставление белого и всех оттенков серебряного - излюбленный прием Есенина.

Белый цвет черемухи и снег ("сыплет черемуха Снегом"). Березка как символ стройности: белизна ствола, густое убранство кроны. Ее неяркий, но изящный наряд превращаются то в шелковые косы, то в зеленые сережки, а цвет ее ствола - то в "березке молоко", льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец» (белый ситец). При дуновении летнего ветра ветки березок колышутся и, «как сережки», звенят. Сходство стройной березки с девушкой, звона украшающих её сережек и кос - с ветвями дерева.

Форма проведения: занятие - размышление

Занятие 7. Сочетание цвета и звука в поэтическом мире поэта

Отличительной чертой поэзии Есенина является и присутствие во многих стихах звуковых образов, которые озвучивают есенинские сюжеты. Какой звуковой образ чаще всего встречается в его стихах? (Звуковой образ ЗВОН: "В роще по берёзкам// белый перезвон", "А у низеньких околиц// Звонко чахнут тополя", "Мне навстречу, как серёжки,//Прозвенит девичий смех", "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных"). Здесь поэт использует неологизм, усиливающий звуковое впечатление - "стозвонный". При помощи каких художественных средств поэт добивается перезвонов в своих стихах? (Аллитерации: "Звонкой позолотой взвенивает лес"). Аллитерация у Есенина - это напевность, мелодичность. Ярким примером тому являются следующие строки: "Поёт зима - аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка".

Какие ещё звуковые образы присутствуют в стихотворениях Есенина? ("шелест тростника", "шёпот сосняка", "говор кроткий", "тягучий вздох", и свист, и гудение, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.). У Есенина цвет и звук - один образ: "звонкий мрамор белых лестниц", «стозвонные зеленя». Удивительно умение поэта находить новые оттенки для употребления. Анализ звукозаписи песен на стихи С.Есенина.

Форма проведения: семинар - практикум

Занятие 8. Творческая мастерская по творчеств Есенина.

Зачётная письменная работа на тему «Что я открыл(а) в творчестве Сергея Есенина». Работа может быть выполнена в стихотворной форме.

Предварительные задания: нарисуйте букет, цветы которого имею цветовую гамму стихотворений С.Есенина. Анализ репродукций картин, изображающих пейзаж.

Формы контроля по освоению ЭК

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме лабораторной или творческой работы);

итоговый проводится в форме зачетной письменной работы.

Формой итогового контроля может стать зачётная письменная работа по теме курса.


Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся

1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.

2.Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов.- СПб.: Паритет,2007.- 320с.

3. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. - М.: «Образование от А до Я», 1999.

4. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1996.

5. Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. Том I-I II..- М., «Правда», 1970

6. Есенин с.А. Стихотворения и поэмы.- М.: Дрофа: Вече,2002.-336с

7. Кошечкин. С.П. «Жизнь Есенина» - М., «Правда», 1988.
8. Наумов. Е. «Сергей Есенин». - «Лениздат», 1969.

9. Прокушев Ю. «Жизнь и творчество Сергея Есенина» - М., «Детская литература», 1984.

10. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

11..Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

2. Альбеткова Р.И. От слова - к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С. 44-52.

3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

5. Журавлев А.П. «Звук и смысл».-М.: Прсвещение, 1991.-160с.»

6. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki/Есенин

Есенин «6 стихотворений в чтении автора» Библиотека Imwerden.

интернет библиотека «Либрусек» (lib.rus.ec)

esenin.niv.ru/esenin/text/stihi-kommentarii/kommentarii-37.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ


Схема анализа поэтического текста

Вариант 1

Дата написания стихотворения.

Реально-биографический и фактический комментарий.

Жанровое своеобразие.

Идейное содержание.

Ведущая тема.

Основная мысль.

Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

Преобладание личных и общественных интонаций.

Построение стихотворения.

• Сопоставление и развитие словесных образов:

по сходству;

по контрасту;

по смежности;

по ассоциации;

по умозаключению.

• Основные изобразительные средства: эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

• Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

• Основные особенности ритмики:

тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

стих. размеры - ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

• Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

• Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

• Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

• Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Вариант 2

1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

3. Каким вы представляете себе лирического героя?

4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

Вариант 3

1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да - благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

5. Звуковой фон стихотворения.

6. Цветовой фон стихотворения.

7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).

8. Категория пространства.

9. Особенности композиции стихотворения.

10. Жанр стихотворения. Тип лирики.

11. Литературное направление (если можно определить).

12. Значение художественных средств.

13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

Анкета для обучающихся.

С целью фиксирования динамики интереса учащихся к данному курсу предлагается осуществить входное, промежуточное и выходное анкетирование.

Входная анкета может содержать всего один вопрос: почему выбрал(а) именно этот курс?

Промежуточная анкета должна свидетельствовать, насколько реализуются ожидания учеников. Возможные вопросы:

1. Считаешь ли ты, что сделал(а) правильный выбор относительно курса?

2. Какие задания нравится выполнять?

3. Попробуй определить своё эмоциональное состояние во время занятий.

Выходное анкетирование фактически определяет целесообразность данного элективного курса.

Рекомендуемые вопросы:

1. Что показалось интересным или неинтересным в содержании курса?

2. Определи для себя результаты своей работы глаголами знаю и умею.

3. Сможешь ли ты найти применение полученным знаниям и умениям по окончании курса? Если да, то каким образом?

4. Можешь ли ты рекомендовать данный курс другим ребятам?






© 2010-2022