Турнир юных ораторов

Современные условия жизни и развитие «информационного общества» ставят перед образованием новые задачи: не только дать учащимся определенную сумму знаний, но развить его личность, познавательные, созидательные и коммуникативные  способности. Целью данного турнира является совершенствование практических коммуникативных, риторитческих умений и навыков, а также повышается мотивация интереса к изучению русского языка и риторики. Мероприятие направлено на развитие орфоэпической грамотности учащихся, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Турнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторовТурнир юных ораторов


Учителя русского языка и литературы

Л.П.Виноградова, М.А.Линник

Современные условия жизни и развитие «информационного общества» ставят перед образованием новые задачи: не только дать учащимся определенную сумму знаний, но развить его личность, познавательные, созидательные и коммуникативные способности.

Цель турнира:

- совершенствование практических коммуникативных, риторических умений и навыков;

- мотивация повышения интереса к предметам риторика и русский язык.

Задачи:

-развивать орфоэпическую грамотность учащихся;

- формировать умение анализировать и редактировать тексты, стимулировать речемыслительную деятельность посредством игры;

- воспитывать корректность, вежливость в речи и поведении;

- учить работать в группе.

Форма: практикум-соревнование.

Ход турнира

Для создания эмоционального подъёма вместе с титульным слайдом звучит гимн риторике.

Слово учителя

У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично, ораторское искусство - дар свыше, талант, которым обладают избранные.

Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. Единство формы и содержания - вот к чему мы стремимся.

Сегодня у нас необычный турнир. Турнир -практикум, турнир -соревнование. Присуждать очки и определять победителей будет жюри. Позвольте его представить…

Этапы ораторского турнира

1. Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.)

2. Орфоэпическая разминка.

3. Редактирование. Исправь речевые ошибки.

4. Скороговорки.

5. Слово об ораторе.(3 мин.)

6. Дискуссия. ЗА или ПРОТИВ. (5 мин.)

7. Спич-экспромт (краткая приветственная речь) (1 мин.)

8. Подведение итогов.

1. Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.)

(по 1 баллу за каждый критерий)

Критерии:

Оригинальность

Слаженность действий команды


2. Слово учителя

Все чаще и чаще можно услышать, как люди говорят неправильно. Подбирают неправильные слова и выражения, неправильно ставят ударения. От этого речь становится засоренной, немелодичной и некрасивой. Некоторые возразят: «А какая разница, КАК говорить, главное смысл передать».

3. Прослушивание аудиозаписи выступления М. Задорнова «Буду сказать без бумажки».

Можно ходить в кедах и драных брюках, но мы же надеваем другую одежду. Красивые вещи радуют не только нас, но и окружающих. То же самое происходит и с речью. Если мы говорим красиво и правильно, то нас приятнее слушать в обществе, приятно и самому себе.

Люди с хорошо поставленной, грамотной речью и богатым словарным запасом добиваются успехов в жизни больше. Человек, который умеет ясно выразить свою мысль, воспринимается обществом как более развитый интеллектуально, а значит и получает больше уважения.

Грамотная, выразительная, эффективная речь сегодня очень востребована!

Вот мы и предлагаем участникам ораторского турнира попробовать свои силы в различных конкурсах, связанных с культурой речи и риторикой.

4. Орфоэпическая разминка

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)


  • Августовский

  • ЗвонИт

  • КрасИвее

  • УкраИнский

  • ТанцОвщица

  • тОрты

  • ЩавЕль

  • СвЁкла

  • БаловАть

  • ДоговОр

  • ЖалюзИ

  • ВорожеЯ

  • ВероисповЕдание

  • ЗакУпорить

  • пЕрчить

  • пломбировАть

  • заИндеветь

  • заржАветь

  • кАшлянуть

  • клАла

  • крАла

  • плЕсневеть

  • ходАтайствовать

  • чЕрпать

  • слИвовый

  • грУшевый


5. Редактирование. Исправь речевые ошибки!

Турнир юных ораторов

Правильные ответы (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Преступность выросла.

Число погибших уточняется.

Мы видим странное положение.

Явка в суд обязательна.

Жители нашего района собрались на встречу с депутатом.

Спортсмены нашего города могут похвастаться своими достижениями.

6. Скороговорки (максимум - по 2 балла каждому исполнителю)

Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Критерии:

чёткость произнесения


скорость произнесения



7. Слово об ораторе.(3 мин.)

Критерии оценивания выступления: (по 1 баллу за каждый критерий - максимум 11 баллов)

1) достижение коммуникативной цели

2) стройность выступления

3) умение держать внимание слушателей

4) речевое оформление текста:

точность

правильность

выразительность

богатство речи


5) культура исполнения текста:

поза оратора

визуальный контакт

интонация

невербальные средства (жесты, мимика, интонация)


8. Дискуссия «Нужна ли свобода в школьном образовании?»

ЗА или ПРОТИВ. (3-5 мин.) (по 1 баллу за каждый критерий)

Цель любой дискуссии - достижение максимальной возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, т.к. она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции.

Жюри принимает во внимание:

убедительность и количество доводов

культуру речевого поведения

спокойный, доброжелательный тон

попытки найти общее во мнениях

Слово ведущего дискуссии.

Первая в истории организованная массовая свободная школа - это школа

Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Он специально постоянно напоминал детям, что они имеют право не ходить в школу и не посещать уроки тех учителей, которые они не хотят посещать. Несмотря на это они просиживали в школе с утра до позднего вечера с большим перерывом на обед.

Сайт freeedu.ru

«В проекте у каждого ученика будет выбор из 20 учителей математики (5 учителей X 4 школы), из 20 учителей литературы, из 20 учителей истории и т. д.
Таким образом, кроме максимально возможной свободы выбора для ученика будет также осуществлена максимально возможная конкуренция между учителями, чтобы постоянно повышали свой уровень педагогического мастерства.
Зарплата учителя прямо пропорциональна человеко-часам, то есть, пропорциональна количеству посещающих учителя учеников и количеству проведённых уроков.


Проект закона о всеобщем свободном образовании.

1. Каждый ребёнок имеет право не посещать школу вообще.
2. У учителя есть право не пускать к себе на урок любого ученика.
3. У ученика нет права входить в класс во время урока, если на это нет специального разрешения учителя.
4. У учителя есть право предъявлять к ученикам требования по организации процесса обучения, какие он сочтёт нужными.
5. Зарплата учителя прямо пропорциональна человеко - часам, то есть прямо пропорциональна количеству посещающих его учеников и количеству проведённых уроков.
6. Зарплата учителя выплачивается из доходов семей его учеников, как определённый процент от этих доходов.
7. Учитель может сортировать учеников по группам, как он сочтёт нужным.

9. Спич-экспромт (краткая приветственная речь) (1 мин.)

Критерии: (по 1 баллу за каждый критерий)

речевое оформление текста:

точность

правильность

выразительность

богатство речи

культура исполнения текста:

поза оратора

визуальный контакт

невербальные средства (жесты, мимика, интонация)

Спич (краткая приветственная речь) - образец

Дорогие друзья!

Мне очень приятно, что наша школа, избравшая своей миссией воспитание, обучение и развитие учащихся, встречает 2013 год в кругу друзей и единомышленников. Трудно переоценить ту помощь и поддержку, которая оказывалась и, надеюсь, будет оказываться нашей образовательному учреждению государством, то внимание, которое уделяет вопросам образования Президент Казахстана.

Все мы с вами понимаем, что победы наших учителей и учащихся в различных конкурсах и олимпиадах повышают престиж школы на образовательной арене Мамлютского района и Северо-Казахстанской области.

От имени коллектива учителей и учащихся хочу поблагодарить тех, без кого наша работа не была бы столь результативной. В первую очередь это администрацию школы, которая неравнодушна к нашему общему делу. Огромное спасибо Отделу образования Мамлютского района. Особая благодарность - директору школы Кустаевой Т.С.

Все, для кого образование стало частью жизни или профессии, кто ревностно следит за достижениями коллег и учеников, знают, что не таким уж легким был путь становления нашего учреждения. Но мы убеждены, что уровень образования в школы реально вывести на более высокую ступень. Решение этой задачи возможно при выполнении таких условий, как наличие высокоэффективного управленческого аппарата, повышение квалификации педагогического состава, укрепление материально-технической базы и привлечение дополнительного финансирования.

Мы надеемся, что итогами школы в ближайшие годы станут не только новые победы учащихся и педагогов. Самое главное - это уверенность наших учеников и их наставников в том, что совершенствованию нет предела. И если благодаря творческой самоотверженной работе педагогического коллектива появятся новые проектные работы, новые современные методики, это будет ощутимым вкладом в образование нации и сохранение традиций отечественного образования!

10. Заключительное слово учителя

Несмотря на то, что ораторский турнир проводился в школе в первый раз, ученики достойно справились с ролью ораторов и с честью отстояли свои точки зрения. В финале команды сражались почти на равных, на практике осваивая методы и приемы древнего искусства риторики.

Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

Номинации:

Самый лучший оратор;

Самая сплоченная команда;

Самая богатая речь;

Самая логичная речь

Самая остроумная речь;

Самая убедительная речь;

Самое яркое выступление;

Самое оригинальное выступление


Для жюри

Приветствие команд. Презентация команд. (1-2 мин.)

(по 1 баллу за каждый критерий)

Критерии:

Оригинальность


Слаженность действий команды



Скороговорки (максимум - по 2 балла каждому исполнителю)

Критерии:

чёткость произнесения


скорость произнесения



Слово об ораторе.(3 мин.)

Критерии оценивания выступления: (по 1 баллу за каждый критерий - максимум 11 баллов)

1) достижение коммуникативной цели


2) стройность выступления


3) умение держать внимание слушателей


4) речевое оформление текста:

точность

правильность

выразительность

богатство речи



5) культура исполнения текста:

поза оратора

визуальный контакт

интонация

невербальные средства (жесты, мимика, интонация)





Дискуссия «Нужна ли свобода в школьном образовании?»

ЗА или ПРОТИВ. (3-5 мин.) (по 1 баллу за каждый критерий)

убедительность и количество доводов


культуру речевого поведения


спокойный, доброжелательный тон


попытки найти общее во мнениях


Спич-экспромт (краткая приветственная речь) (1 мин.)

Критерии: (по 1 баллу за каждый критерий)

речевое оформление текста:


точность


правильность


выразительность


богатство речи


культура исполнения текста:


поза оратора


визуальный контакт


невербальные средства (жесты, мимика, интонация)


Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.




Орфоэпическая разминка

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  • августовский

  • звонит

  • красивее

  • украинский

  • танцовщица

  • торты

  • щавель

  • свекла

  • баловать

  • договор

  • жалюзи

  • ворожея

  • вероисповедание

  • закупорить

  • перчить

  • пломбировать

  • заиндеветь

  • заржаветь

  • кашлянуть

  • клала

  • крала

  • плесневеть

  • ходатайствовать

  • черпать

  • сливовый

  • грушевый




Сократ

Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, что бы жить.

Еда Сократ

Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.

Дело и Труд Сократ

Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях - без приглашения, сами по себе.
И

Дружба и Друзья Сократ

Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потом)' что одинаково постыдно не иметь ни одного друга и менять многих друзей.
И

Дружба и Друзья Сократ

Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
И

Дружба и Друзья Сократ

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Жизнь и Смерть, Позор, Смелость Сократ

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Здоровье, Здоровье-самочувствие Сократ

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.

Здоровье, Мудрость Сократ

Есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество.

Знание Сократ

Красота - это королева, которая правит очень недолго.

Красота и Прекрасное Сократ

мудрость

Мудрость Сократ

То. что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего Ж не понял, - тоже прекрасно.

Мудрость Сократ

Высшая мудрость - различать добро и зло.

Мудрость Сократ

Мудрость - царица неба и земли.

Мудрость Сократ

Расплавляется пламя ветром, а влечение - близостью.

Здесь Сократ

Наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

Наслаждения и удовольствия, Счастье и Несчастье Сократ

Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

Наслаждения и удовольствия Сократ

Ученость - это сладкий плод горького корня.
И

Ученье и Наука Сократ

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.

Ученье и Наука Сократ

К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
И

Отцы и дети Сократ

Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
И

Советы и Наставления Сократ

Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
И

Советы и Наставления Сократ

Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
И

Советы и Наставления Сократ

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Солнце, Недостатки Сократ

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Счастье и Несчастье Сократ

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Честность Сократ

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

Размышления Сократ

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Размышления Сократ

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Жизнь Сократ

Лучшая приправа к пище - голод.

Турнир юных ораторов

Сократ - (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода (Майевтика).

Цель философии Сократа - самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на досократовскую и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 веков к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода: «досократики»), а последующего поколения софистов 5 века - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина. В конце жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты).

Постоянная мысль Сократа - о том, что правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочество, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, например, «все так делают» - то если «все» станут вести себя плохо, то не будет причин быть добродетельным. По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда сознательно, но и сознательное - всегда хорошо, а бессознательное - плохо. Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как следует поступать (зло - всегда ошибка суждения), и после того, как его душа будет очищена от ложных предрассудков, в ней проявится природная любовь к добру, а добро самоочевидно.

Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что должно быть истинным предметом влечения. Тема любви (эроса) и дружбы - наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа (ср. Платон. «Феаг» 128b: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки - эротики. А в ней я ужасно силен»); эта тема так или иначе была отражена в сочинениях всех сократиков - Антисфена, Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида мегарика. Кроме очевидно присутствовавшей игры словами, производными от «спрашивать» и «любить», любовная тема был важна как психологическое обоснование тождества истины и добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его; и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, - в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому.

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей (если они советовались с Сократом) совершать те или иные поступки (замечательно, что «демоний» Сократа проявлял свою запретительную силу только в случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал). Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю - соответственно, Сократ не смел ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

После поражения Афин в Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404-403 годах в городе была установлена проспартанская «тирания тридцати», во главе которой встал Критий, бывший слушатель Сократа. Хотя Сократ никак не сотрудничал со спартанской властью во время тирании, спустя четыре года после свержения диктатуры афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства, стараясь таким образом найти причину упадка демократической власти и ослабления Афин после «века Перикла».

Обвинителей было трое: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон; текст обвинительного приговора сообщает Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь». Защита Сократа на суде стала поводом к написанию «Апологий», наиболее известная из которых принадлежит Платону. По приговору суда Сократ выпил цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании.

После смерти Сократа во множестве возникли сократические школы, основанные его учениками, появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Ученики хотели рассказать о личности Сократа людям, не имевшими возможность его знать при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто его никогда не увидит. Для всей этой литературы была характерна типизации персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате имеющийся перед нами облик Сократа хотя исторически малодостоверен, зато интересен как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов: «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, - в жизни всегда есть место философии» (Плутарх. Должно ли старику заниматься государственными делами).
ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина- 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.

Уроженец городка Арпина (120 км к югу-востоку от Рима) из семьи всадников, Цицерон с 90 г. живет в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 избирается квестороми отправляет магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, становится членом сената и проходит все этапы сенатской карьеры: в 69 - эдил, 66 - претор, 63 - консул. В качестве консула подавил антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 - наместник провинции Киликия в Малой Азии.Турнир юных ораторов

Начиная с 81 и на протяжении всей жизни с неизменным успехом выступает с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратора своего времени. В качестве наиболее известных речей могут быть названы: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три - 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) - 44 и 43.

С середины 50-х гг. Цицерон все больше погружается в занятия теорией государства и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры Цезаря Цицерон вплоть до конца 44 живет в основном вне Рима на своих сельских виллах. Эти годы характеризуются особым подъемом творческой активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три - 46), он создает основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все - 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра - «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего века - Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

В марте 44 был убит

Основные проблемы творчества Турнир юных ораторов

Происхождение из небольшого италийского муниципия, где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух родинах»: у каждого римского гражданина две родины - по месту рождения и по гражданской принадлежности, и «родина, которая нас произвела на свет, нам не менее дорога чем та, которая нас приняла». Здесь нашел себе отражение капитальный факт истории и культуры античного мира: сколь бы ни были обширны позднейшие государственные образования, монархии или империи, социально и психологически реальной исходной ячейкой общественной жизни оставался продолжавший жить в их составе город-государство - гражданская община («Об обязанностях» I, 53). Поэтому республика Рима, охватившая ко времени Цицерона огромные территории, не исчерпывалась для него своим военно-политическим и государственно-правовым содержанием. Он видел в ней форму жизни, интенсивно переживаемую непосредственную ценность, а ее основой считал солидарность граждан, способность каждого, поняв интересы общины и государства, поступать в соответствии с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы им правильно объяснить, доказать и убедить силой слова, - красноречие было для Цицерона формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима (Брут, 1-2; 7).

К вершинам красноречия вели два пути. Один состоял в служении словом государству и его интересам на основе бескорыстной им преданности, гражданской доблести (virtus) и обширных познаний в политике, праве, философии (О нахождении материала I, 2; Об ораторе III, 76); другой путь состоял в овладении формальными приемами, которые позволяли оратору убедить любую аудиторию принять нужное ему решение (О нахождении материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту Клуэнция 139); искусство этого последнего рода обозначалось в Риме греческим по происхождению термином риторика. Стремление Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогики.

Моральный кодекс Римской республики основывался на консервативной верности традициям общины, на законности и праве и уважении к успеху, достигнутому на их основе. Цицерон стремился быть верным этой системе норм и как государственный деятель и оратор неоднократно ей следовал. Но верный кодексу сенатской знати, которая все отчетливей стремилась - и с большим успехом - использовать этот кодекс в свою пользу, Цицерон столь же часто обращался и к чисто риторическим приемам и строил речи в защиту не моральных норм, а выгоды: см. согласие выступить двумя годами раньше заговора Катилины в его же защиту, речь в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия или Анния Милона и др. Эта непоследовательность ставилась ему в вину и рассматривалась как основополагающая его черта гуманистами Возрождения и учеными историками 19 века.


Демосфен

Турнир юных ораторов

Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада - родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах.

Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы - говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого.

Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны. Поэтому, неудивительно, что с ранней юности Демосфен мечтал стать оратором.

Становление личности

Отец Демосфена (которого также звали Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели.

Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер.

Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался.

Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве.

В Афинах было много людей, которые учили красноречию: тому, как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея.

За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, особенно историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 (восемь) раз.

Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя и по обычаям того времени, писать судебные речи для других. Он успешно справлялся с этим, но мечтал сам выступать перед народом.

Как Демосфен исправлял свою речь

Однако первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум, смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был прозаически понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил. Невербальные послания публике были тоже не из числа успешных: он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел держаться перед публикой.

Второе выступление перед народным собранием также оказалась провальным. С поникшей головой и совершенно огорченный, возвращался Демосфен домой. Легенда утверждает, что новый мощный импульс для продолжения работы над собой Демосфену предоставил его друг известный афинский актер. Демосфен пожаловался другу на свои неудачи и досадовал, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его выступлений. В ответ на сетования Демосфена актер попросил его прочесть какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида. Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Демосфен понял, что выразительность придает речи необычайную красоту и желание внимать оратору с удвоенной силой.

Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество, обрил себе полголовы. Он решил тренировался каждый день по нескольку часов, пока не отрастет новая шевелюра.
Он делал упражнениями, чтобы исправить неясность произношения: набирал в рот камешков и добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной.

Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору. Он совершал специальные прогулки на берег моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя.

Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка: он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки.
А избавиться от подергивания плечом Демосфен решил совершенно экзотическим способом при помощи острого меча. Он подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда строптивое плечо передергивалось. Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело.

Он советовался со своим другом-актером, чтобы научиться жестам и мастерству легко владеть пространством, чтобы свободно держаться перед публикой.

Жизнь великого оратора

Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное - уметь хорошо и убедительно говорить.

Так уж случилось, что первый самостоятельный шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей.

Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны пытались избежать ответственности, уничтожив завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он стал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Он добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов, дважды был избран первым стратегом и стоял во главе государства. Народное собрание постановило наградить великого гражданина Афин венком.

Демосфен постоянно выступал в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались «Филиппинами» (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь «филиппикой»). Обвиненный в ложном доносе, он был заочно приговорен к смерти и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии. А когда власть в Греции македоняне захватили - отравился.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора. Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

8


© 2010-2022