Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Умники и умницы, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812г

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра "Умники и умницы" к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.

Оборудование:

Мероприятие проводится с использованием компьютерной презентации.

Торжественное открытие.

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего:

Мы приветствуем зрителей и участников игры "Умники и умницы»! Наша игра посвящена 200-летию победы в Отечественной войне 1812 г. Мы постараемся на этом мероприятии вспомнить эпизоды Отечественной войны, и в этом нам помогут произведения русских писателей. Сегодня - поединок учеников 10-го класса. Давайте познакомимся с нашими участниками. (Ребята представляются)

А теперь познакомимся с членами жюри.

Вначале несколько слов о правилах. Игра состоит из трёх туров. 1) Отборочный тур. 2) Тур « Ораторское мастерство». 3) Финальный тур «Дорожки». На зеленой дорожке можно ошибаться 2 раза, на желтой- 1 раз, на красной - нельзя. В третьем туре будет определён победитель.

Внимание! Вы готовы? Итак, начинаем Отборочный тур!

НАЗОВИТЕ АВТОРА СТРОК (строки высвечиваются на экране):

1) «Новая Россия начинается с 1812 года». ( А. И. Герцен)

2)«Уж постоим мы головою за Родину свою». ( М. Ю. Лермонтов)

3) «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу её в сердце». ( Наполеон)

4) «Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России…» ( В.Г.Белинский)

5) «Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою». ( А. С. Пушкин)

6) «С потерей Москвы не потеряна Россия» (М.И.Кутузов)

7) «Самое страшное из моих сражений - это то, которое я дал под Москвой» (Наполеон)

8) «Ну ж, был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи...» ( М. Ю. Лермонтов)

9) «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.» (Толстой. «Война и мир»)

10) «Шахматы расставлены. Игра началась» (Наполеон).

ГАЛЕРЕЯ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА. Назвать имя героя (показываются слайды):

  1. Багратион;

  2. Барклай де Толи;

  3. Давыдов;

  4. Кутузов;

  5. Александр Павлович.

О КАКИХ ПЕРСОНАЖАХ (исторических лицах) СЛЕДУЮЩИЕ СТРОКИ?

( строки высвечиваются на экране; после ответа на экране портрет персонажа).

1) Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум? ( Пушкин о Наполеоне)

2) О, вождь несчастливый!

Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принёс земле тебе чужой,

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шёл один ты с мыслию великой,

И, в имени твоём звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою. (Пушкин о Барклае де Толи).

3) Усач. Умом, пером остёр он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не даёт топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом -

И след простыл!.. ( Ф.Глинка о Давыдове)

4) Хвала тебе, наш бодрый вождь.

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом пред строем он прекрасен!

И как врагу ужасен! (Жуковский о Кутузове).

5) Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей. ( Пушкин об Александре 1)

ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

  1. Кого из литературных персонажей (вымышленных), участвовавших в Отечественной войне 1812 года, вы знаете? ( полковник Скалозуб из пьесы Грибоедова «Горе от ума»; А.Болконский, П.Безухов из романа «Война и мир»; полковник Бурлин и Владимир из повести Пушкина «Метель»).

  2. До назначения Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего, кто выполнял его обязанности? ( Барклай -де- Толли)

  3. Какую реку форсировали французы при нападении на Россию? (Неман)

  4. Кто правил Российской империей во время войны? (Царь Александр первый)

  5. В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)

  6. Продолжите поговорку : « Пришёл Кутузов….» ( бить французов)

  7. Когда был подписан приказ о назначении Кутузова Главнокомандующим русской армии ( 8(20) августа 1812г.)

  8. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)

  9. Какое количество солдат составляло французскую армию? Об этом говорит Толстой в романе «Война и мир». (80 000).

  10. Роман «Война и мир». « Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн»? Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародёров, переимка транспортов…- всё это было отступления от правил». О какой войне идёт речь? (партизанская)

  11. Какую метафору народной партизанской войны создаёт Л.Н.Толстой в романе «Война и мир»? (Дубина народной войны)

  12. В романе « Война и мир» есть такие строки: « С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось…» О каком убийстве идёт речь? ( Казнь мнимых поджигателей в захваченной французами Москве)

  13. Какой басней Крылова восхищался Кутузов, принимая на свой счёт отдельные её места? ( «Волк на псарне»)

  14. Назовите лидера партизанского движения, о котором написано множество произведений. ( Д.Давыдов)

  15. Именно его глазами мы видим Бородинское сражение в романе «Война и мир». (Пьер)

  16. « В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет… Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу…» О каком совете говорится в романе Толстого?

( Совет в Филях)

  1. Роман «Война и мир». Какое решение было принято на совете в Филях? ( оставить Москву французам)


  1. Назовите басни Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года. («Кот и повар», «Раздел», «Волк на псарне», « Ворона и Курица», «Обоз», «Щука и Кот»)

18) « Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус».

- Объясните значение слово «бивак» (временное расположение войск, привал)

19) Что такое фураж? (корм для лошадей)

20) .У Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее? (Голенищев)

21) Какое сравнение использует Толстой, описывая бегство французов? (как раненый зверь)

Определяются лидеры отборочного тура ( 3 человека).

Задание «Оратор» :

Cоставить патриотическое воззвание к народу во время войны, используя предложенные опорные слова: Отечество, страна, беда, гроза, меч, бог, удар, враг.

(слова высвечиваются на экране)

Игроки готовят выступление в течение 5 минут.

Выступление 3-х игроков по заданной теме. Время речи-30 секунд.

Рефлексия на каждом этапе игры:

- Уважаемое жюри, дайте оценку каждому выступающему.

- Почему именно так вы определили места?

ФИНАЛ.


ВЫБОР ДОРОЖЕК.

Зеленая дорожка

1. Во время войны 1812 г. некоторые русские патриоты, настроенные мистически, считали Наполеона антихристом и буквы его имени переводили в цифры, получая апокалиптическое число. У кого из русских писателей XIX в. описаны эти мистические настроения? О каком числе идёт речь? ( Гоголь «Мёртвые души», Толстой «Война и мир», число 666)

2. Откуда (из какого произведения) пошло выражение «гроза 1812 года»? (Пушкин «Евгений Онегин», глава 10)

3.Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

- Назовите автора этих строк и объясните значение слова «булат» (арабское слово «сталь высшего качества- суперсталь, клинок, М. Лермонтов)

4. На многих портретах Кутузов изображён с повязкой на глазу. В каком сражении М.Кутузов получил ранение, которое могло стать смертельным, но привело только к частичной потере зрения. ( Война с турками 1787 года, турецкая пуля прошла навылет))

Желтая дорожка

1. О чём идет речь в романе Л.Толстого «Война и мир»: «несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно собирали урожаи и пасли скот крестьяне.» ? (Бродинское поле»)

2. Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: "Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл". Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передает смысл крылатого выражения Наполеона. ( Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.)

3. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" так характеризовал это событие: "Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". О чем идет речь? (О партизанском движении)

Красная дорожка

1. Толстой «Война и мир»: « Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода». О каком походе идёт речь? В чём была тяжесть этого похода? (Преследование французских войск во время их бегства. Необходимо было не отставать от французов, чтобы не сбавлять темп: гибли французы, но и гибли русские. Усугублялась обстановка зимними морозами)

2. Об успехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствует письмо К. Батюшкова Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г .: «Скажи Крылову,- писал Батюшков,- что... в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их на биваках с новым удовольствием». В этой басне отразилась сложная нравственная ситуация, сложившаяся в русском обществе к 1812 г . Часть высшего дворянства обожествляла Наполеона другая часть ожидала, что император освободит «рабскую» Россию от невежества, снимет ярмо крепостного права, а некоторые «по -смердяковски» надеялись, что под французами жить будет уж точно не хуже, лукаво предполагали договориться с врагом. Обо всем этом «беседуют» две московские жительницы. Назовите эту басню?

(«Ворона и курица»)

Ворона с кровли тут на эту всю тревогу

Спокойно, чистя нос, глядит.

«А ты что ж, кумушка, в дорогу?»

Ей с возу Курица кричит:

«Ведь говорят, что у порогу

Наш супостат».-

«Мне что до этого за дело?»

Вещунья ей в ответ: «Я здесь останусь смело.

Вот ваши сестры, как хотят;

А ведь Ворон ни жарят, ни варят:

Так мне с гостьми не мудрено ужиться,

А, может быть, еще удастся поживиться

Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.

Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»

Ворона подлинно осталась;

Но, вместо всех поживок ей,

Как голодом морить Смоленский стал гостей -

Она сама к ним в суп попалась.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО.

© 2010-2022