Дидактические материалы по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рассмотрено на заседании методического объединения

Дома школьников

Протокол № 2 от 15 сентября 2011 года



Пособие призвано помочь учителю организовывать кружковую работу по русскому языку в дальнейшем, поможет проверить насколько прочно ученик усвоил правило.
В данное пособие включены отрывки текстов из классической литературы: карточки программированного контроля, тестовые задания. Каждое задание имеет цель - выработать у учащихся знания твёрдого навыка грамотного письма.
Это пособие даёт возможность дифференцировать материал по степени сложности.

Рецензент: Баймуратова Ш.Н - заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Составитель: Басанова Г.С., учитель русского языка и литературы

1





















































































ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Тема: «Безударные гласные в корне слова».......... ....................

  2. Правописания гласных после щипящих жи-ши, ча-ща,чу-щу

  3. Правописание ь на конце и в середине слова

  4. Правописание србственных имен существительных

  5. Имя существительное

  6. Имя прилагательное

  7. Глагол

  8. Предлог

  9. Однокоренное слова

  10. Безударные гласные в корне

  11. Интеллектуально-позновательная игра «Грамотные люди нужны Казахстану»



2

Тема: «Безударные гласные в корне слова»

ЗАКОЛДОВАННЫЕ БУКВЫ.

Как-то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.
Буква О стала походить на А, Е на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называют Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.

УДАРЕНИЕ НАД ГЛАСНОЙ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ БУКВУ ЯСНОЙ.

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

В ЭТИХ ЗАГАДКАХ ОТГАДКИ СОДЕРЖАТ НУЖНУЮ НАМ ОРФОГРАММУ.

На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его…(Скворец)

Два братца, а друг друга не видят. (Глаза)

Хоть сама и снег, и лёд - а уходит слёзы льёт. (Зима)

3





















Принялась она за дело, завизжала и запела. (Пила)

Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)

Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава)

ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДИЙ ВЗЯТЫ ЭТИ СТРОЧКИ? ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.

Вскочила л…са к…злу на спину, со спины на р…га и выскочила из колодца.

Стали они жить-поживать, и к…злёночек живёт, ест-пьёт с ними за одним ст…лом.

ВЫПИСАТЬ ВНАЧАЛЕ СЛОВА С УДАРЕНИЕМ НА ПЕРВОМ, ПОТОМ НА ВТОРОМ И НА ПОСЛЕДНЕМ СЛОГЕ.

Шуба, пальтьо, сапоги, молоко, девочка, сорока, корова, соловй, валенки, улица, яблоня.

СОСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДУЩИМИ СЛОВАМИ СНЕЖОК, СНЕЖНЫЙ, СНЕГОВОЙ, СНЕГОВИК В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

ПОСТАВИТЬ ЗНАК УДАРЕНИЯ, ПОДЧЕРКНУТЬ БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Жила-была коза. И было у козы семь козлят. Пошла коза в лес. А козлятам наказала дверь не открывать, никого не пускать. Пришла коза домой. Дверь открыта, а козлят нет. Куда ушли козлята?

4

СПИСАТЬ. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. НАПИСАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА, ПОСТАВИТЬ УДАРЕНИЕ.

Без д...ждя (дождь) не растёт тр...ва.
Р...сой окропились цв...ты на п...лях.
Несёт меня л...са за дальние л...са.

ЗАПИСАТЬ ПОД ДИКТОВКУ.
Зима.
Вот зима. Морозы. Сёма и Митя пилили сосну. Юра носил дрова.
Норка.
Вот ёлка. У ёлки норка. Там сидит ёжик.

ПРОЧИТАТЬ. ЗАПИСАТЬ ПО ПАМЯТИ.

На небе облака, на море волны.
У нас большая светлая школа.

Пусты поля, мокнет земля.
Ёрш - рыба. Ёлка-дерево.

Лес.
Ожил лес. Кричат сойки. В ветвяхдуба птички ищут пищу. Пискнула синичка.

ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ.
Лиса и куры.
Жили куры у дома. Лиса жила у рощи. У лисицы были слабые ноги. Куры были рады.
(По Л. Толстому)
В о п р о с ы:
Кто жил у дома?
Где жила лиса?
У кого были слабые ноги?
Кто был рад?

5





















РАСПОЛОЖИТЬ ДАННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛСЯ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ.ЗАПИСАТЬ РАССКАЗ.

Нора крота.
Это нора крота.
У тропы кучка рыхлой земли.
Из чащи леса мы вышли к тропе.

Старый пёс.
Вот кошка ушла.
У кошки родились котята.
Старый пёс Жук сторожит котят.

ИЗ ДАННЫХ СЛОВ СОСТАВИТЬ ПРЕЛОЖЕНИЯ. ЗАПИСАТЬ ТЕКСТ.

для птиц, Серёжа, кормушку, сделал
корм, зимой, он, каждое. Сыпал, утро, в , кормушку

синицы, пот, звонко
торопят, весну, они
им, зима, наскучила

лёг, клевер, на, душистый, я
над, шмель, головой, гудел

ВЫБЕРИ НУЖНУЮ БУКВУ:

ш а/о ги, сл (е )/и ды, к а/о ты, ст е/и на, в е/и нты, хл е/и ба, ч е/и жи, н а/о жи, ч а/и сы, в е/и тра.

6

ВПИШИ ПРОПУЩЕННУЮ БУКВУ
часы - час ножи- нож
с...ды-..... г...да-...
цв...ты-...
л...сты-... м...чи-... пл...ды-... пл...щи-...

хл...ба-... сл...ды-...
в...сы-... м...сты-...
гр...бы-... вр...ги-...

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НАПИСАНИЯ ГЛАСНОЙ
н...ра
д...ма
т...зы А
л...щи О
ч...сло Е
в...да И
сн...га Я
з...ма
х...лмы

ПРОЧИТАЙТЕ И ДОПИШИТЕ ПО ДВА СЛОВА С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ;

а- трава,__________,____________
о- моря,__________,____________
е- земля,__________,____________
и- пила,___________,____________
я- мячи,___________,____________

7





















ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Б. НИКОЛЬСКОГО, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ.
Окуда стол пришёл.
Недаром пахнет он с...сной.
Пришёл он из глуши л...сной.
Вот этот стол - с...сновый стол
К нам из л...су пришёл.
Пришёл он из глуши л...сной.
Он сам когда-то был с...сной.
Сочилась из его ств...ла
Прозрачная см...ла.

Он был в чещуйчатой к...ре,
А меж его к...рней
Барсук хр...пел в своей н...ре
До первых вешних дней.

ТРЕНИРУЕМСЯ
г...ра д...ла гр...да пл...щи
гл...за м...ря р...ка л...сты
сл...ны шпр...цы м...лки эт...жи
п...ры л...са скл...ды ст...да
ц...на ск...ла в...сна к...за
с...сна з...мля с...ва н...сы

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ
А,О
В...ренье, в...лчата, к...чели, д...вно, скв...рцы, гл...зной, г...ра, В...лентин, гр...ница, др...зды, г...стинец, н...га, д...леко, д...машний, д...чурка, к...злёнок, д...рить, ч...сы, к...тушка, ж...рища.
К...нюшня, п...стух, ск...зать, В...силий, п...чталон, кр...льчиха, с...рняк, н...сишко, пл...дородный, н...чник, р...дители, т...йник, к...менистая, к...шачий, оп...дают, з...л...тистый.

8

Е, И, Я

Гр...бной, в...сна, р...бина, оз...ро, л...сной, с...стра, ч...сло, гн...здо, ч...тыре, стр..ла, б...льчата, Л...онид, ш...рокий, м...сной, зв...рьки, д...ла.

Д...твора, ч...тать, з...мля, т...пло, поч...рк, з...ркальный, тр...щит, св…тло, ст…кло, л…стопад, кр…чать, л…пили, Ал…ксей, цв…тник, з…мной.

ТЕСТ
Допиши правило.
Чтобы проверить безударный гласный, надо изменить слово так, чтобы безударно гласную -____________________________

2. Найди слова с ошибками
а) сенева б)вода
в)бежать г)драва

3. Укажи проверочные слова:
а)земли
б)земля
в)цветок
г)цвет
д)сосновый
е)сосны

4. Укажи лишнее слово
а) дв...ры
б) гр...чи
в) д...ма
г) кр...я
д) р...га
е) вр...ги

9





















5. Укажи лишнее слово
а) бл...ны
б) гр...бы
в) гн...здо
г) сл...ды
д) ч...сло
е) р...ды

ПРАВОПИСАНИЯ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ЩИПЯЩИХ

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Наборщики. (Класс.)

Дети пишут в строчку слоги жа, ко, ла, лу, лы, но, во, ву, ры, чи и 2 столбика по 5 слогов жи. Нужно, приписывая справа и слева к слогам жи разные слоги из набора, набрать 10 слов. Победителями считаются первые три ученика, правильно «набравшие» 10 слов.

Примечание. Также проводится игра с сочетанием ши и слогами ва, ли, ло, мы, на, ны, пи, пы, ре, су.

Поймай слово! (Класс.)

Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ча и ща.

Чтобы легче было увидеть ошибку, все сочетания ча должны быть одного цвета, а сочетания ща - другого.

Ведущий называет слова: чай, пища, часы, смущаться, свеча щавель, час, чайник, встреча, прощание, перчатки, площадь, чайная, роща, чайка, чайница, совещание, учащиеся, часовщик, начальник, часовой, чаинка, площадка, сгущать, кончать, дощатый, задача, прощай, овчарка, куча, обещание, обращать, печать, пощада, внучата, попрощаться, тысяча, пуща, пищать, галчата, трещать, начало, обещать, совещаться, дача, кричать, часто, смущать, печаль,


10


прощальный, чайный, кончай, туча, печальный, обещанный, обращаться, пощадить, обещаю, печатать, чаща.

Учащиеся показывают сигнальные карточки.

Число ошибок, допущенных в каждом ряду, отмечается на доске. Побеждает ряд, допустивший наименьшее число ошибок.

Наборщики. (Класс.)

На доске написаны слоги: ту, сы, да, ку, ша, пи, ро, пу, ча, вель и 2 столбика по 5 слогов ча и ща. Нужно, приписывая справа и слева к сочетаниям ча и ща слоги из набора, составить 10 слов с сочетаниями ча и ща.

Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.

Поймай слово. (Класс - 2 команды.)

Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетанием чу, 2-я - с сочетанием щу.

Ведущий диктует слова: щучка, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутье, грущу, проглочу, чудак, щуриться, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, чулан, чуткость, поищу, чудовище, пощупать, прощу, печурка, выращу, чуб, чучело, отращу, сощурился, чурбан, щучка, щупать,

чувство, чурка, запущу, чугунный, отпущу, притащу.

Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

Наборщики. (Класс.)

Дети пишут в строчку слоги до, хо, то, мо, ма, та, пи, и, ка, го и 2 столбика по 5 слогов чу и щу. Приписывая справа и слева к сочетаниям чу и щу слоги из данного набора, нужно составить 10 слов с сочетаниями чу и щу. Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.

11




















Конкурс знатоков. (2 человека или 2 команды.)

На доске записаны 2 столбика слов с пропущенными буквами:

Луж.., ш..шки, ч..шка, ч..й,

Пищ.., щ..ка, отвеч..й,

Камыш.., ч..гун, маш..на,

Ш..на, ч..шка и пруж..на.

Ёж..к, ш..шки, саранч..,

Ч..ща, хиж..на, свеч..,

Щ..плый, щ..риться, ч..лан,

Щ..ка, рощ.. и ч..рбан

Задача игроков: вставить пропущенные буквы в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выигрывает команда, правильнее и быстрее другой выполнившая задание.

Ловкий вратарь. (Класс - 3 команды.)

Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетаниями жи, ши, 2-я - с сочетаниями ча, ща, 3-я - с сочетаниями чу, щу.

Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, выращу, шалаши, прощай, часто, жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.

Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.

Правописание Ь на конце и в середине слова

Кто лучше считает? (Класс.)

У каждого ученика 2 сигнальные карточки: = и > . Все знаки равенства одного цвета, а знаки неравенства - другого. Ведущий называет слова: лом, конь, сыр, рысь, весна, пальто, угол, письмо, стол, соль, мост. Дети должны сосчитать, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания.

12


Если число звуков и букв совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает - поднимают карточку со знаком неравенства. По цвету карточек ведущий определяет число ошибок в каждом ряду и отмечает на доске. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.

Хоккей. (2 команды).

По краям доски справа и слева хоккейные ворота. Перед ними - большая шайба. На левой шайбе написано «Мягкий знак на конце», на правой - «Мягкий знак в середине». Класс делится на 2 команды: левую и правую. Задача игроков - забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т.е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указывает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т. д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3-4 минуты, после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.

Отгадайте загадку. (Класс.)

Он в сапожках красных бродит, из воды сухим выходит, шею важно выгибает, криком га-га-га встречает.

Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. В ушанке белой я зимой, а летом с бритой головой.

Опрокинулась под ноги, растянулась по дороге, на меня она похожа, будто я шагаю лежа.


Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит, он от злости ест дрова целый час, а может, два.

13




















Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. В нем жильцы бумажные, все ужасно важные.

Кто растет вниз головой, да не летом, а зимой?

Из воды в мороз растет, но не тонет, а плывет. С солнцем повстречается - в воду превращается.

Отгадки: гусь, пень, огонь, дверь, портфель, сосулька, льдина.

Эстафета. (Класс.)

Весь класс делится на 6 команд с одинаковым числом учащихся. Лишние ученики могут играть роль контролеров, помощников ведущего. Команды получают листок с заданиями по числу учащихся. Каждый игрок пишет по одному слову с мягким знаком на конце или в середине слова и передает листок сидящему сзади. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.

ь на конце ______________

ь в середине ___________

ь в середине ____________

ь на конце ____________

ь в середине ____________

ь на конце ____________

ь на конце ______________

ь в середине ___________

ь на конце ______________

ь в середине __________

ь в середине ____________

ь на конце ____________

Четвертое - лишнее. (Класс.)

Нужно найти, какое слово является лишним и почему.

1. Лес, пень, ель, лист (3 решения).

2. Лес, пень, зверь, ель (3 решения).

Ответы: ель - йотир. е; лист - 4 звука, лист - гласный и; зверь - 4 звука, лес - тверд. согл., зверь - 5 букв.

14


Хвастун. (Класс.)

Ведущий читает текст.

Живет в стране грамматика известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала теплой банькой.

Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. «Смотрите: был лук - стал люк, был мал - стал мял.

Нужно ответить на вопрос: «Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?»

Посчитаем. (Класс.)

На доске - текст:

Вот идут они гуськом

Вдоль лесных дорожек:

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

Вопросы для викторины.

1. В каких подчеркнутых словах число звуков и букв одинаково?

2. В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

3. В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?

4. Какие слова вы знаете, где звуков больше, чем букв?

5. Какие вы знаете слова, где букв больше, чем звуков? Напишите.

Примечание. Четверостишие и вопросы записываются на доске. Участники викторины выполняют задания в тетрадях или на отдельных листах. На выполнение заданий отводится 10-12 минут.

По окончании работы листы проверяются и оцениваются. За каждый правильный ответ или правильно подобранное слово ученик получает очко. Неправильные ответы не засчитываются.

15

























































































ПРАВОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Наборщики. (Класс - 2 команды.)

На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.

Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков - имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.

Помогите дать клички. (3 команды по 6 человек).

Ведущий говорит, что у Буратино и Мальвины появились новые игрушки - домашние животные: корова, лошадка, коза, поросенок, собака и кошка. Как ни старались Буратино и Мальвина придумать им клички, ничего не придумали. Нужно им помочь.

Каждая команда получает листок, в котором столбиком написаны названия животных. Побеждает команда, которая первой и без ошибок придумает все клички.

Подумайте - назовите. (3 команды по 6 человек.)

На доске записаны 3 столбика слов:

город …

река …

деревня …

имя …

отчество …

фамилия …

имя …

отчество …

фамилия …

деревня …

река …

город …

деревня …

город …

фамилия …

имя …

отчество …

река …

Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

16


Догадайся. (Класс - 3 команды.)

На доске в виде ребуса записаны имена мальчиков и девочек:

Дидактические материалы по русскому языку

Кто угадает, тот получает право написать имя на доске под ребусом. Побеждает ряд, отгадавший наибольшее число имен.

Ответы: Вася, Витя, Ваня, Вова, Наташа, Настя, Надя, Валя.

Прочитайте предложение. (Класс.)

Дидактические материалы по русскому языку


Ответ: Валя и Наташа - подруги.

17




















































































ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛНОЕ

Упражнение 1. Запиши в первый столбик имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик - имена существительные, отвечпющие на вопрос что?

Волк, газета, зелень, учительница, бык, мама, семья, кнопка, бумага,ребенок.

Упражнение 2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Перед каждым именем существительным пиши в скобках вопрос, на который оно отвечает.

О б р а з е ц: (кто?) петух, (что?) одуванчик.

П…тух, …дуванчик, б…реза, вет…р, в…робей, г…рох, дев…чка, д…ревня, за…ц, к…р…ндаш,к…рова,м…локо, м…роз.

Упражнение 3. Прочитай выразительно стихотворение. Выпиши из него все имена существительные.



ЗЕЛЕНЫЕ СТИХИ.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют

Елка - сноп зеленых свечек,

Мох - зеленый пол.

И зелененький кузнечек

Песенку завел…

Упражнение 4. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверенные слова. Подчерки имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? Каким членом предложения они являются?

18


Лето подходило к к...нцу. В...лчата заметновыросли. Как-то раз они ворвались в са... и нач...ли носиться между дерев...ями. Было ослепительно яркое у...ро. З...мля была мыгкая. Опавшие лист...я так и манили зарыться в них носом. С...баки перепрыгивали одна через другую, подкидывали н...сами тучу лист...ев. В...лчата тоже разигрались.

Упражнение 5. Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова. Используй слова для справки.


  1. …, …, …, … - это деревья.

  2. …, …, …, … - это цветы.

  3. …, …, …, … - это ягоды.

  4. …, …, …, … - это грибы.

С л о в а д л я с п р а в к и: малина, сосна, подберезовик, груздь, гвоздика, тополи, черника, астра, клубника, подосиновик, ольха, пион, флокс, шампиньон, лиственница, брусника.

Упражнение 6. Спиши загадки. Вставь пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверенные слова. В первом предложении первой загадки подчеркни главные члены. Над словами-отгадками надпишите вопросы, на которые они отвечают.


  1. Домовитая хозяйка

пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цв…тком -

он поделится м…дком.

  1. Осень в сад к нам пришла,

красный факел зажгла.

Здесь др…зды, скв…рцы снуют

и, галдя, его клюют.

Упражнение 7. К приведенным ниже именам существительным подбери и напиши по одному синониму и антониму.

19
































  1. Великан - …, … .

  2. Друг - …, … .

  3. Свет - …, … .


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Выпиши из него имена прилагательные. Над каждым из них надпиши вопрос, на который отвечает имя прилагательное.

Лиловая тучка плавится

В огне румяной зари.

Из мыльной пены мне нравится

Пускать в саду пузыри.

Блестят - золотые, цветистые,

Один за другим скользит…

Колышутся клены ветвистые,

Пичуга в листьях свистит.

(М. Пожарова)

К приведенным ниже именам существительным подбери и напиши подходящие по смыслу имена прилагательные. См. образец.

О б р а з е й: малина (какая?) спелая, душистая, лесная.


  1. Трава (какая?) …, …, … .

  2. Яблоко (какое?) …, … , … .

  3. Грач (какой?) … , … , … .

  4. Озёра (какие?) ... , ... , ... .

Упражнение 3. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Рядомв скобках пиши проверочные слова. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные.

Мы пили ч…й ноч…ю, дожидаясьд…лекого и нерешительного рассвета. За ч…ем де… рассказал мне наконец историю о зайце.

В августе де… пошел охотиться на северный бере… озера. Л…са стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Де… выстрелил в него из старого руж…я, но промахнулся. Заяц удрал.

(По К.Паустовскому)


20


Упражнение 4. Прочитай загадки. Отгадай их. Выпиши в первый столбик имена существительные, во второй столбик - имена прилагательные. Рядом с каждым словом в скобках пиши вопрос, на который отвечает это слово.

  1. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.


  1. Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.


  1. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой

Круглый, гладкий и красивый

С ножкой тонкой и прямой.

Упражнение 5. К приведенным ниже именам прилагательным подбери и напиши антонимы.


  1. Прямой - … .

  2. Темный - … .

  3. Смелый - … .

Упражнение 6. Составь и напиши 4 предложения с именами прилагательными золотой, золотая, золотое, золотые.

Упражнение 7. Прочитай предложения. Выпиши из них слова, которые обозначают признаки предметов.

1. По светлой глади озера плыл грациозный черный лебедь. 2. в гнезде кричали прожорливые кукушата. 3. на высокой березе сидела хитрая ворона. 4. Филин - хищная птица. 5. Мы видели в зоопарке прекрасных птиц фламинго.

Упражнение 8. Составь и напиши по одному предложению со словосочетаниями в изумрудной траве, по ясному небу, в густых зарослях. Подчеркни в предложениях главные члены.

21



















































































ГЛАГОЛ

Упражнение 1. Запишите в первый столбик глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, во второйстолбик - глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?

Забежать, читать, пищать,вписать, перерисовать, наколоть, выпрыгнуть, играть, сварить, красить, загорать.

Упражнение 2. Прочитай пословицы и поговорки. Выпиши из них все глаголы. Рядом в скобках пиши вопрос, на которые они отвечают.

1. Терпение и труд все перетрут. 2. Тише едешь, дальше будешь. 3. Умные речи приятно и слушать.

Упражнение 3. К приведенным ниже глаголам подбери и напиши антонимы.


  1. Идти - ... .

  2. Спать - ... .

  3. Говорить - ... .

Упражнение 4. Спиши предложения. Подчеркни в них глаголы. Каким членом предложения они являются?


  1. Часы остановились в полночь. 2. Наша учительница интересно ведет все уроки. 3. Мы собираем в саду яблоки и груши. 4. В городе началась эпидемия гриппа. 5. Воробьи купаются в лужах.


Упражнение 5. Спиши стихотворение. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы. Рядом в скобках пиши проверенные слова.подчеркни главныечлены в первом и во втором предложениях.

ЗДРАВСТВУЙ, ВЕСНА!

Вешний цветик в травке новой

Щ...рит ласковый гл...зок.

Сел щегленок на кл...новый

Зеленеющий сучок.

22

Любо птич...ке желтогрудой:

В яснов блеске выш...на,

Светит солнце, радост... всюду, -

Здравствуй, милая весна!

(М. Пожарова)


Упражнение 6. Разгадай кросворд. Какое словополучилось у тебя в выделенном столбце по вертикали?


1


2


3


4


5


6


  1. Бобовое растение.

  2. Кислый ярко-желтый цитрусовый.

  3. Огромная сладкая алая ягода.

  4. Висит ..., нельзя скушать (отгадка: электрическая лампочка).

  5. Злак, из которого готовят вкусную кашу.

  6. Участок земли,проросший травой.

Упражнение 7. Прочитай быстро и четко скороговорку. Выпиши з нее сначала имена существительные, а затем глаголы.

Испекла Иришка

Куклампо коврижке.

Нравятся коврижки

Гришке и Маришке.

Упражнение 8. Составь и напиши предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным, отвечающим на вопрос что?, а сказуемоевыражено глаголом,отвечающим на вопрос что делают? Подчеркни в предложении главные члены.

23


















































































ПРЕДЛОГ

Упражнение 1. Прочитай стихотворение.Спиши его. Подчеркни предлоги.

Из школы детки воротились;

Как разрумянил их мороз!

Вот у крыльца,хвостом виляя,

Встречает их лохматый пес.

Они погладили Барбоску,

Он нежно их лизнул в лицо,

И с звонким хохотом взбежали

Малютки живо на крыльцо.

(А. Плещеев)

Упражнение 2. Напишипообразцу.подчеркни предлоги.

О б р а з е ц: абрикосовое варенье - варенье из абрикосов.


  1. Шелковое платье - ... .

  2. Картонная коробка - ... .

  3. Серебрянаяя брошь - ... .

  4. Яблочное повидло - ... .

  5. Глиняный кувшин - ... .

Упражнение 3. Составь из слов предложения и напиши их. Подчеркни предлоги.


  1. от, укрылись, деревом, дождя, довочки, под

  2. доме,мы, в, живем, кирпичном

  3. растет, школы, старый, нашей, около, дуб

  4. туч, солнце, из-за, выглянуло

  5. на, лошади,лугу, пасутся

Упражнение 5. Спиши. Вставь противоположные по значению предлоги. Подчеркни все предлоги. См. Образец.

О б р а з е ц: приехал в Москву - Уехал из Москвы.


  1. Вошли в комнату - вышли ... комнаты.

  2. Приближались к озеру - удалились ... озера.

  3. Поднять с земли - бросить ... землю.

24


Упражнение 6. Напиши имена существительные с предлогами по образцу. Подчеркни предлоги.

23О б р а з е ц: стол (за, на, вокруг) - за столом, на столе, вокруг стола.


  1. Дерево (у, под, около).

  2. Стекло (из, к, по).

  3. Мама (о, с, для).

Упражнение 7. Ложка ... стакане, гриб ... дороги, спрятаться ... дверью, забраться ... кровать, жужжать ... цветами, лететь ... небу, преблизиться ... небу, рассказать ... пролчитанной книге, удариться ... угол стола, вымать руки ... обедом,

Однокоренные слова

Упражнение 1. Спиши. Выдели в рядах однокоренных слов их общую часть (корень).


  1. Сад, садик, садовый.

  2. Зуб, зубок, зубастый.

  3. Грип, грибник, грибной.

Упражнение 2. Спиши. Соедини стрелками однокоренные слова обоих столбиков. Выдели корень в каждом слове.

Снег бегун

Листик моряк

Морской снеговик

Бегать лист

Упражнение 3. Напиши однокоренные слова к слову вода. Выдели в них общую часть.

Упражнение 4. Спиши слова. Выдели в них корень. Какое слово лишнее? Почему?

Голубой, голубь, голубенькии, голубизна.

25



















УДидактические материалы по русскому языкуДидактические материалы по русскому языкупражнение 5. Напиши по образцу. Как ты думаешь, являются ли однокоренными словами названия взрослых животных и их детенышей?

О б р а з е ц: слон - слоненок.

Заяц, медведь, тигр, волк, лошадь, лев, корова.

УДидактические материалы по русскому языкуДидактические материалы по русскому языкупражнение 6. Образуй от имен существительных имена прилагательные. Выдели из них корни. См. образец.

О б р а з е ц: ель - еловый.

Капрон, береза, василек, бронза, орех, пух, какос, мак, слива, коралл.

Упражнение 7. Подбери проверочные слова, называя ласково предметы, которяе они обозначают.

Пт...нец - К...вер - Лош...дь - Зв...зда -

Разбери слово «лошадь» по составу.

Упражнение 8. Выпиши слова в данном порядке. Устно объясни написание слов.

Начинай с буквы «с».

Комната для еды. Ночная птица. Частичка снега.

Начинай с буквы «к».

Дом для лошадей. Инструмент для моляра и художника. Детеныш кошки.

Начинай с буквы «п».

Слово, противоположное по значению слову «кривой». Тот, кто пасет стадо.

Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак

26


Упражнение 9. Спиши. Перед каждым словом напиши проверочное, которое называет предмет. Обозначь орфограмму.

Р...гатый, д...ждливый, цв...тет, скр...пит.

Упражнение 10. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым напиши проверочное, которое отвечает на вопрос «какой?».

З..ма, веч...р, зел...нь, ч...стота.

Упражнение 11. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на данный вопрос.

Т...мно (какой?) в л...су (что?) в н...чное (что?) время.

З..мля (что?) з...мой (какая?) отдыхает, а в...сной (что?) расцветает.

Упражнение 12. Найди лишнее слово. Устно объясни свой выбор. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Св...сток, м...роз, с...лонка.

Су...та, д...жди, з...мля.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

УДидактические материалы по русскому языкуДидактические материалы по русскому языкупражнение 1. Напиши по образцу. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму «Безударная гласная в корне слова».

ОДидактические материалы по русскому языкуДидактические материалы по русскому языку б р а з е ц: водичка - водный.

Тр...винка, тр...па, з...мля, п...ро, в...сна, хр...брец, в...селье, ос...нь.

27



















Упражнение 2. Спиши словарные слова. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их. Запомни, как пишутся эти слова.

К...рова, с...бака, вет...р, в...гон, б...реза, п...льто, яг...да, т...вар...щ, х...роший, с...пог.

Упражнение 3.

Конь б...жит, Ст...рик у ворот

З...мля др...жит. Т...пло ув...лок,

На небе стукнет, Сам не б...жит

На з...мне слышно. И ст...ять не в...лит.

(Гром) (Мороз)

Л...тит - м...лчит,

Л...жит - м...лчит,

Когда умрет,

Тогда зар...вет.

(Снег)



28


Интеллектуально-познавательная игра
«Грамотные люди нужны Казахстану»

Ход мероприятия:
1.Разминка (5 минут)

1). Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия
дня?
2). В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз?
3). Что общего у дня и ночи?
4). Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях.
5). Что находится между горой и оврагом?
2. Конкурс знатоков ударений (5 минут)


1) в туфлях 2) балуюсь 3) мельком 4) силос
гусеница комбайнер мусоропровод квартал
торты тефтели щавель

3. Это ты должен знать (5-10 минут)

1). РК имеет государственные символы…
2). Гражданин РК ни при каких условиях не может быть лишен…
3). РК гарантирует своим гражданам … за ее пределами.

4). Все равны перед законом и …
5). Никто не вправе произвольно лишить человека …

6). Достоинство человека …
7). Правосудие в РК осуществляется только …

8). Местные представительные органы- …

9). Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более
10). Граждане РК имеют право на охрану …

29





















4. Новые загадки про слова( 5 минут)

С буквой А - жужжу, верчусь,
С Я- девчонкой становлюсь.

С буквой У - на мне сидят,
С буквой О - за мной едят.

С буквой Д - вас в дом пускает ,
С буквой З - рычит, кусает.

С буквой В - я часть рубашки,
А без В - я часть Наташки.

С буквой Т- это символ защиты,
А без Т - вам в тарелку налиты.

С буквой Р- помощник-автомат,
Что за вас работать рад.
С буквой Х - носит его слон,
Знаменит длиною он.

С буквой Х - вас громом напугает.
А без Г - на клумбе расцветает.

С буквой Г- я по небу лечу,
С буквой В - детишек я лечу.

С буквой Р - я задом пячусь,
С буквой М - я в булке прячусь.

С буквой Ч - я над морем летаю,
С буквой М - я ребят одеваю.

5. Конкурс знатоков поговорок ( 5-10 минут)

1). В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

30


2). Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?
3). Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?
4). Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?
5). О какой поговорке вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший человек успевает
больше сделать за день?

6. Конкурс знатоков пословиц (5 минут)

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по
смыслу русские пословицы ( для казахской группы - казахские)

1). Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

2). Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».
3). Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
4). Малайская: «Кончил шить - оборвал нить».
5). Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».


7. Мы знаем много слов (5-10 минут)

На тему «Мой город Семей» подобрать прилагательные в течение 5 минут.

8. Расставь запятые (10 минут)

Старый дуб весь преображенный раскинувшись шатром сочной темной зелени
млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.


31





















Справка

1. 1). Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
2). Стонет.
3). «Ь» знак на конце.
4). «Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.
5). Буква «И».

2. 1). в туфлях 2) балуюсь 3) мельком 4) силос
гусеница комбайнер мусоропровод квартал
торты тефтели щавель

3. 1). Флаг, герб, гимн.
2). Гражданства.
3). Защиту и покровительство.
4). Судом.
5). Жизни.
6). Неприкосновенно.
7). Судом.
8). Маслихаты.
9). 2 раза подряд.
10). Здоровья.

4. 1). Юла - Юля. 7). Грач - врач.
2). Стул - стол. 8). Рак - мак.
3). Столб - стол. 9). Чайка - майка.
4). Дверь - зверь.
5). Рукав - рука.
6). Щит - щи.
5). Робот - хобот.
6). Гроза - роза. \

1).Узнать, почем фунт лиха.
2). За словом в карман не полезет.
3). Положить зубы на полку.
4). Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
5). Кто рано встает, тому Бог подает.

32


6. 1). Поспешишь - людей насмешишь.
2). Век живи - век учись.
3). Тише едешь - дальше будешь.
4). Сделал дело - гуляй смело.
5). Что посеешь, то и пожнешь.

8. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной темной зелени,
млел, чуть колыхаясь, в лучах вечернего солнца.

1). РК имеет государственные символы…
2). Гражданин РК ни при каких условиях не может быть лишен…
3). РК гарантирует своим гражданам … за ее пределами.
4). Все равны перед законом и …
5). Никто не вправе произвольно лишить человека …
6). Достоинство человека …
7). Правосудие в РК осуществляется только …
8). Местные представительные органы- …
9). Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РК более …
10). Граждане РК имеют право на охрану …

1). Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

2). Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

3). Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».

4). Малайская: «Кончил шить - оборвал нить».

5). Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».


33












































































Дом школьников









Пособие -практикум

для кружковой

работы по русскому языку



















Жалагашский район


© 2010-2022