- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 класс
Рабочая программа Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чулина Е.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11-А классе
2015-2016
Учитель - Чулина Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана для углубленной подготовки учащихся одиннадцатых классов к итоговой аттестации за курс средней школы (Единому государственному экзамену) и вступительным экзаменам в высшие и средние учебные заведения.
ЕГЭ - это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа.
Место курса в образовательном процессе.
Курс ««Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи курса:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5 -9
классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
-
скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
-
подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
-
развивать познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом или трудным заданием;
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на
жизненный опыт или литературный материал;
-
целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;
-
формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод;
- учить любой диалог вести этически корректно.
Ученики должны
иметь представление
- о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
- сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
- содержание заданий ЕГЭ;
уметь
- применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и яв-
лений, при создании собственного текста;
-
понимать и интерпретировать текст;
-
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
- использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-
формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;
-
формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором
прочитанного текста.
Содержание программы элективного курса.
Введение - 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению - 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы.. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8 - 14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15 - 19)
Подготовка к сочинению уровня С -
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ -
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Учебно - тематический план.
№ п/п.
Название темы.
Количество часов.
Уроков
развития речи.
Контрольные работы.
1 Введение. 1
Подготовка к итоговому сочинению
3
2.
Подготовка к заданиям
1-24
20
3
3.
Подготовка к сочинению (Задание 25)
6
6
4.
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
4
4
Итого: 34 9 4
Учебно-методическое обеспечение.
1. Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий. - М.: Интеллект-Центр, 2005.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2010.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2001.
4. Горбачевич К.С. Нормы современного литературного языка. - М. Просвещение, 1989.
5. Дудников А.В. Русский язык. - М. Просвещение, 1984.
6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. 2003-2004./ Под ред. Г.С.Ковалевой. - М.: Просвещение, 2003.
7. Единый государственный экзамен. Русский язык. 2004-2005. Контрольные измерительные материалы./ Под ред. Г.С.Ковалевой. - М.: Просвещение, 2005.
8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1993.
9. Львова С.И. Уроки словесности. - М.: Дрофа, 2000.
10. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. Орфография. Пунктуация. Стилистика. - М.: Айрис; Рольф, 1997.
11. Павлова Н.И. Готовимся к ЕГЭ. Изучение на уроках норм построения сложных предложений. // Русская словесность, 2006, № 3.
12. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Русский язык. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2005.
13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - Айрис; Рольф, 1996.
14. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько - М.: Интеллект-Центр, 2015.
Словари и справочники:
-
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1976.
-
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М. Художественная литература, 1987.
-
Баш Л.М., Боброва А.В. и др. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. - М.: Цитадель-трейд, 2006.
-
Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). - М.: Русский язык, 1982.
-
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1989.
-
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1987.
-
Одинцов В.В., Иванов В.В., СмолицкаяГ.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 1999.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1992.
-
Орфографический словарь русского языка. / Под ред. С.Г.Бархударова, И.Ф.Протченко и Л.И. Скворцова. - М.: Русский язык, 1988.
-
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И., - М., 1989.
-
Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка, - М., 1991.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Айрис-пресс, 2003.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
-
Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. - М.: Издательство АСТ, 1997.
-
Словарь литературоведческих терминов. / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974.
-
Словарь синонимов. / Ред. А.В.Евгеньева. - М.: Наука, 1976.
Материально-техническая база.
-
компьютер
-
проектор
-
экран
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
-
ФИПИ. Открытый банк заданий.
-
ctege.info
-
uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п.
Название темы.
Требования к уровню знаний.
Вид контроля.
Дата проведения
по плану
фактически
Введение - 1 час.
1.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Знать: ДВ ЕГЭ.
Уметь: заполнять бланки.
Подготовка к итоговому сочинению - 3 часа.
2.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
3.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
сочинение
4.
Сочинение по одному из направлений.
сочинение
Подготовка к заданиям 1-24 - 18 часов
5.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Знать: орфоэпия,
орфоэпические
нормы.
Уметь: ставить ударение в словах.
Выполнение задания 4
6.
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы.
Знать: лексика,
лексические нормы,
паронимы.
Уметь: работать со словом.
Выполнение заданий 5,22,24
7.
Лексические выразительные средства.
Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов.
Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах.
Выполнение задания 24
8.
Фразеология.
Знать: фразеологизм.
Уметь: находить фразеологизмы.
Выполнение задания 24
9.
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.
Выполнение задания 6
10.
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение.
Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции
Выполнение заданий 16-18
11-13
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
Знать: синтаксические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм.
Выполнение задания 7
14
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
Знать: стилистические фигуры. Уметь: находить фигуры в тексте.
Выполнение задания 24
15-18
Орфография. Орфографические нормы.
Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике.
Выполнение заданий 8-14
19-20
Пунктуация. Пунктуационные нормы.
Знать: пунктуация, пунктуационные нормы.
Уметь: применять пунктуационные правила на практике.
Выполнение заданий 15-19
21
РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
Знать: способы и средства связи
предложений в тексте.
Уметь: определять
способы и средства
связи предложений в тексте.
Выполнение заданий 2,23
22
РР. Текст. Стили и типы речи.
Знать: текст, стили и типы речи. Уметь: определять типы и стили речи.
Выполнение задания 21
Подготовка к сочинению - 7часов
23
РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.
Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста.
Работа с текстом.
24
РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
Знать: комментарий, виды комментариев.
Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме.
Работа с комментариями.
25
РР. Выявление и формулировка авторской позиции.
Знать: авторская позиция.
Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию.
Работа с текстом.
26
РР. Способы аргументации собственного мнения.
Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение.
Работа с текстом.
27
РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения.
Работа с текстом.
28-29
РР. Практикум по написанию сочинения.
Уметь: писать сочинение по данному тексту.
Сочинение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ - 5 часов.
30
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ.
Тренинг.
31
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ.
Тренинг.
32-34
Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Диагностическая работа.
8