Особенности целостного восприятия лирического произведения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности целостного восприятия лирического произведения.

Лирика (от названия струнного инструмента лира) художественно выражает внутреннее состояние человека - его эмоции, настроение, мысли как реакцию на внешние воздействия. В центре произведения находится «Я» лирического героя. Сюжета нет, есть лишь чувства и мысли. Язык поэтического произведения как правило монологический. Для него характерен лаконизм, эмоциональная и интеллектуальная насыщенность, образность, мелодичность. Поэтому задание учителя - раскрыть учащимся эмоциональный, интеллектуальный, образный и звуковой феномен лирического произведения.

Учащиеся изучают лирику разных жанровых групп: политическую, пейзажную, интимную, философскую, медитативную. Например, в поэзии А.С. Пушкина представлены разные виды лирики.

Каждое произведение требует особого подхода, учета жанровой симфонии.

Важно придерживаться этапов работы с лирическими произведениями.

1. Подготовить класс эмоционально и интеллектуально к прослушиванию поэзии. И сделать это можно по-разному:

1) рассказать историю написания стихотворения;

2) обратить внимание на природу, рассказать о своих впечатлениях;

3) побуждать учащихся к личным высказываниям или мыслям.

2. Выразительно прочитать стихотворение или прослушать его в исполнении актера или учащегося - декламатора.

3. Дать возможность учащимся прочитать стихотворение про себя.

4. Спросить о первом впечатлении от стихотворения.

5. Провести анализ лирического стихотворения.

На уроке, посвященном лирике, должны звучать несколько произведений. Хорошо начать урок с чтения стихотворений наизусть без их подробного анализа и с небольшими комментариями.

Поэзия, которая звучит, и поэзия, которая читается про себя, воспринимается по-разному. Российский филолог и философ М. Бахтин на 1 место поставил звучание поэзии, хоть и показал необходимость молчаливого восприятия ее глазами. Он охарактеризовал оба способа ознакомления с поэзией в психологических деталях.

Все ли стихотворения необходимо читать вслух? Всегда ли нужно подробно расспрашивать о понимании учащимися стихотворения после звучания его в классе?

М. Бахтин рассматривает и эти вопросы, условно разделяя поэзии, написанные для слушания, и поэзии, написанные для чтения про себя. Основой поэтического искусства М. Бахтин считает «поэзию, которая звучит». Определять ее он советует по следующим критериям:

- выразительные структурные линии;

- четкий логический стержень;

- неравномерная смысловая законченность стихотворений;

- моменты полутени и покоя, стремительные подъемы и резко выделенные вершины.

Этим критериям полностью соответствовала античная поэзия. Но и в поэзии 20 ст. мы можем выделить произведения, которые должны прозвучать для того, чтобы найти полноценный отклик в душе ученика.

Некоторые стихотворения русских мастеров слова нелегко воспринимаются учащимися. Причина в том, что такая поэзия не для всех, она труднодоступна. Такие тексты нужно читать медленно про себя и много раз.

Нужно дать детям такую возможность и подойти индивидуально к распределению текстов для первого осмысления. Итак, учителю нужно различать поэзию, двери которой широко открыты - читать ее вслух классу, сразу ставить вопросы о впечатлении от нее, и поэзию «не для всех» - ее тонкий узор поручим исследовать способным на это детям, а потом они поделятся своими мыслями с одноклассниками или сам учитель прокомментирует стихотворение после молчаливого прочтения текста учащимися. Можно использовать эти два подхода в пределах одной темы. Русский ученый методист О. Богданова считает, что на уроках лирики нужно углублять у детей непосредственное эмоциональное впечатление от поэзии. Конечно, в методике изучения лирики особенное место может занять выразительное чтение как органическая часть анализа текста. В работе с учащимися старших классов важно объединить логическое и эмоциональное начала.

Подходов к анализу лирического произведения очень много.

Русские методисты, авторы исследования активных форм преподавания литературы, предлагают учителю разнообразные подходы к анализу лирического произведения: размышления учащихся над текстом после прочтения; прослушивание поэзии и анализ ее ритма и интонации; рассмотрение композиции; обращение к эпохе, изображенной в стихотворении, характеристика настроений и идей определенной группы людей; рассмотрение биографических фактов, авторской позиции; выявление литературной традиции; определения жанра; сопоставление с поэзиями этого автора или с произведениями других поэтов - предшественников или современников.

Анализ эпического произведения связан с буквальным значением слова анализ. Мы выделяем тему, проблему произведения, его композиционные элементы, образы - и объединяем все это идеей. Текстуальный анализ для лирики имеет другие принципиальные признаки.

- Читаем текст от первого до последнего слова.

- Максимально приближаемся к психологии творчества - как будто следим за кончиком пера автора. Ведь поэт не писал по плану: тема…проблема…идея.

- Слова поэзии каждый может понимать по- своему. В стихотворении раскрывается душа поэта, в его прочтении душа читателя.

- Этот анализ свободнее других. Нет необходимости перечислять все эпитеты. Достаточно остановиться на одном, который кажется самым ярким, и высказать свое понимание его роли в тексте. Свободным также является толкование: можно начать с характеристики образа лирического героя, можно с настроения, созданного какой-то строчкой, или выразительного художественного средства.

Примерный план анализа лирического произведения.

1. История написания.

2. Историческая основа (если есть).

3. Литературный род, жанр, жанровая разновидность.

4. Непосредственный текстуальный анализ, который включает чтение всего текста с остановками. Останавливаемся там, где считаем необходимым. В прочитанном отрывке объясняем образы с точки зрения их семантики и языкового выражения. Показываем свое понимание таких художественных явлений, как:

- художественный образ;

- чувства и мысли;

- выразительные средства:

а) тропы (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, символ, ирония, сарказм);

б) стилистические фигуры (повтор, анафора, антитеза, параллелизм, градация, риторические фигуры);

в) средства звукописи (аллитерация, ассонанс, звукоподражание);

г) лексические средства (синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы).

5. Особенности стихосложения.

Не нужно в каждом стихотворении раскрывать все названное в плане - нужно выбрать самое яркое в тексте, который анализируется, то, что волнует или имеет скрытое значение. Учитель выполняет двойное задание: будто заменяет автора, повторяя строчку за строчкой его путь написания произведения, и остается собой, предлагая собственное понимание поэзии.

Происходит, по словам Р. Барта, «прогулка текстом», которая должна приносить наслаждение, ведь ты как будто расшифровываешь знаки, которые объясняешь по-своему, как подсказывает тебе собственный опыт и душа. Теоретический литературный инструмент в каждом классе будет другим, с возрастом все более сложным, потому что от эпитета в пятом классе учащиеся будут двигаться к большему количеству понятий для обозначения выразительных языковых средств.

Нужно помнить, что анализ лирического произведения больше всего (среди трех родов литературы) требует эстетического чувства и эмоциональной тонкости. Это дается не всем и не сразу. Учитель призван развивать эстетическую и эмоциональную сферы каждой личности, во-первых, примером собственного проникновения в красоту поэзии, во-вторых, привлечением детей к индивидуальному, оригинальному чтению лирического произведения. Нужно давать максимальную волю в анализе лирики. Пусть учащиеся выбирают то, что им интересно в данной поэзии, пусть по-своему читают подтекст стихотворной строки, предлагают собственное толкование символики и чувств лирического героя, но делают это с доказательствами текстуально, следуя за логикой произведения, читая его от первого до последнего слова.

Именно во время изучения лирики прослеживается связь с другими видами искусства. Музыка, живопись, художественная фотография создадут соответствующее настроение и помогут глубже почувствовать красоту поэтического слова.

Стихотворение, как правило, не имеет сюжета, поэтому нужно постараться увлечь учащихся чувствами и мыслями, которые наполняют его. Есть стихотворения-настроения, в которых преобладает одна эмоция, выраженная в ярких образах. Акцентируем внимание на этих образах. Есть стихотворения-описания, чаще пейзажи, что заменяют живописные полотна, передавая красоту картин природы и окрашивая их в определенное настроение.

Практика показывает, что подростки воспринимают лучше стихотворения с точной рифмовкой, делением на строфы, последовательным размером - им нужно, чтобы стихотворения звучало четко. Поэзию, в которой акцент переносится на оригинальность образной структуры произведения, лучше рассматривать в старших классах, хорошо подготовив учащихся к восприятию поэтических образов в нетрадиционной форме.

Изучение стихосложения и анализ версификационных особенностей конкретного поэтического текста поможет учащимся глубже понять поэтическое искусство, почувствовать близость поэзии к музыке, живописи, а также даст возможность попробовать самому писать стихотворения.


© 2010-2022