Урок литературы. Тема: Чичиков-знакомый и незнакомый. («Мёртвые души» Н. В. Гоголя и «Похождения Чичикова» М. А. Булгакова)

           Метод сопоставительного (диалогического) прочтения произведений разных времён и разных авторов, но связанных тематически позволяет проследить развитие художественной традиции, вскрыть актуальность образа через понятия «вечный образ», «сквозная тема" Например:                                      а) М. Булгаков «Мастер и Маргарита» и Гёте «Фауст»;                                              б)Е.Замятин «Мы» и антиутопии Д.Оруэлла;                                                       ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 10 классе

Тема: «Чичиков - знакомый и незнакомый»

(«Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Похождения Чичикова» М.А. Булгакова)



Урок литературы. Тема: Чичиков-знакомый и незнакомый.(«Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Похождения Чичикова» М.А. Булгакова)Урок литературы. Тема: Чичиков-знакомый и незнакомый.(«Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Похождения Чичикова» М.А. Булгакова)

Урок литературы. Тема: Чичиков-знакомый и незнакомый.(«Мёртвые души» Н.В. Гоголя и «Похождения Чичикова» М.А. Булгакова)



ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать образ Чичикова во всей его полноте, проследив эволюцию (или деградацию?) его личности.

2. Показать опасность Чичикова с точки зрения социальной и моральной.

3.В процессе сравнительного анализа указанных в теме урока произведений доказать актуальность поэмы Н.Гоголя и бессмертность образов его героев.

ХОД УРОКА


Он волею судеб брошен в житейское море

и носится по его бурным волнам, как челн,

ломая в щепы борта и обрывая парус, прибиваясь и не прибиваясь то к одному берегу, то к другому.


- Почему Манилов и Собакевич, Коробочка и Ноздрёв показаны более или менее статично? (Это соответствовало застойности их быта, они олицетворяли вполне устоявшийся, неподвижный, рутинный уклад).

Слово учителя. Характер же Чичикова показан в непрерывном развитии, в столкновении с разнообразными препятствиями. Чтобы понять Чичикова как общественно-психологический тип, надо осмыслить тайну его происхождения и постигнуть те жизненные условия, под влиянием которых формировался его характер.

Суровое, духовно нищенское детство в доме отца, своеобразная система воспитания в школе, отсутствие талантов, с одной стороны, и «большой ум с другой стороны, со стороны практической», оборотистость, умение втереться в доверие и «надуть» без зазрения совести и т.д. - вот на что обращает внимание Гоголь.

- Вспомните самые важные, неприглядные моменты его детства и школьной поры. (Рассказы учащихся). Мы видим, что отец отступился от Чичикова, а тот, став учеником, отступился от учителя, перед которым прежде заискивал, обманул повытчика.

- Может, семья, среда, обстоятельства превратили Чичикова в такого, каким мы его видим? Не полагал ли Гоголь, что пороки Чичикова объясняются тем, что и отец, и учитель у него были плохи, потому он и стал пройдохой - мошенником?

(1. Нет! Ведь оказались же отзывчивыми и благородными другие ученики, к тому же бывшие сорванцы.

2. Нет, Гоголь сам показал в «Тарасе Бульбе»: чудесный отец породил и возвышенного героя, и низкого духом изменника. Значит, сын формирует себя прежде всего сам и сам призван отвечать за свои поступки, охраняя душу от соблазнов и грехов.)

Учитель. Природа, по мнению Гоголя, может создать человека глупцом, уродом, общественный строй - сделать его нищим, крепостным. Но изменником, подлецом или плутом человек делает себя сам. Правда, Гоголь не раз намекает нам, что в Чичикове есть позитивные возможности, которые он мог бы (опять сослагательное наклонение!) развить в себе, но…

Перед финалом I-го тома Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство - о нем рассказывает сам автор, как бы заворачивая лошадей на несколько десятилетий назад, в то время, когда Павлуша Чичиков еще не был Павлом Ивановичем. Этот -то рассказ о детстве Чичикова и даст потом разгон его тройке, подхватит ее как на крыльях и понесет к неведомому второму тому.

Жизнеописание Чичикова гораздо полнее, чем любого из персонажей «Мертвых душ».

Чичиков начал с копейки, которую он превратил в пятьсот тысяч.

- Вспомним дорожную шкатулку Чичикова. Это же поэма!

- Поэма о чем? (О приобретательстве, накопительстве, выжимании пота во имя миллиона. Там все в порядке, все разложено по полочкам - и чего там только нет! И сорванная с тумбы городская афишка, и приглашение на свадьбу, и театральный билет… И гербовая бумага лежит отдельно, и деньги в потайном ящичке, и романчик всунут…

- Что напоминает эта куча? (Кучу Плюшкина. Но та - кладбище вещей, а шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека.

Род занятий Чичикова

Качества

  1. Чиновник в казенной палате

  2. Повытчик там же

  3. Член «комиссии по построению какого-то казенного строения» (разоблачен и изгнан).

  4. «Две, три должности», которые «были

грязны, низменны».

  1. «Служба по таможне» (суд, конфискация).

  2. Служба в жалком звании поверенного (тогда и пришла ему блестящая идея с «мертвыми душами»).

«во всем как-то умел найтиться»;

гибкий и изворотливый;

ловкий и «приятность в оборотах, и бойкость в разговоре»,

то сентиментален, почтителен и угодлив, то сдержан, развязен и груб;

легко меняет обличье;

не теряется, выходит сухим из воды;

постиг «великую тайну нравиться»;

терпенье;

«непреодолимая сила характера»;

способен «надуть».

Чичиков в воспаленном воображении дам и отцов города приобретает последовательно несколько ликов. - Каких?

(Сначала его принимают за «приятного», «благонамеренного», «ученого», «дельного», «любезнейшего и обходительного человека». Потом возникает слово «миллионщик», заставляющее Чичикова подрасти в их глазах. Затем «миллионщик» превращается в «херсонского помещика», а с момента заваривания «каши» рост его становится лихорадочно - страшным: вот он уже и советник генерал - губернатора, и «шпион», и делатель фальшивых ассигнаций, и «разбойник», и Наполеон, бежавший с острова святой Елены, наконец, сам антихрист! В какие - то сутки Чичиков из скромной «барки, носимой волнами», превращается в грозу губернии.

- Чей взлет напоминает нам чичиковская ситуация? (Хлестакова)

Но наступает момент, когда весь город оказывается взбудоражен («взбунтован», как пишет Гоголь). На мирного дельца надвигается темная туча, из которой следуют удар за ударом.

- Когда раздается первый удар?

(На балу, когда Ноздрёв произносит роковые слова: «мертвые души», которые производят тот же переворот в умах, что и словечко «ревизор» в «Ревизоре». Но окончательно подводит его история с губернаторской дочкой. Не пренебреги Чичиков вниманием городских дам, не прояви интерес к губернаторской дочке публично, - все было бы прекрасно. Сплетни Ноздрёва и россказни Коробочки ничего бы не сделали, если бы не ополчился на Чичикова губернаторский женский мир.

(Таким образом, мы видим, что этот тонкий плут, расчетливый эгоист нет-нет да срывается на романтизме, мечтательности, слабости к женскому полу. Однако это всего лишь отдельные срывы).

Реальность же Чичикова - стремление к богатству. Иссушающая душу зависть к богатому, томящая мысль о богатстве преследуют Чичикова. Живут в нем таланты, но он сам зарывает их. Обратим внимание на то, что один из мотивов, проходящих через творчество Гоголя, - могила («Страшная месть», «Вий», «Шинель»). В «Мертвых душах» мертвецы, встающие из могил, - это мотив - фундамент: на нем держится все. Именно из могил встают мужики - крепостные, чтобы по воле чародея - волшебника Чичикова начать жить заново: их сочтут числом, продадут, и, ведомые своим румяным и толстеньким пастырем, они якобы устремятся заселять пространства Херсонской губернии.

Но рядом с мотивом восстания из могил - и мотив закапывания, хоронения. Поэма «Мертвые души» как бы несет в себе притчу о зарытых в землю талантах. Чичиков воскрешает призраки. Но при этом он - и могильщик, хоронящий таланты (свои собственные прежде всего). И этот процесс растягивается на долгие годы.

Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мертвых душ» о летящей в неизвестность тройке. Она еще пока как бы без ума летит, абы куда летит, и Гоголь (кстати, вместе с Чичиковым) наслаждается самим ее полетом, вихрем движения. Но вопрос «зачем?» все же не заглушается этим поднимающим пыль вихрем.

Гоголь хорошо понимал ту страшную угрозу, которую нес обществу Чичиков.

Чичиковщина проникала в души все большего числа людей, шире становился круг тех, которые испытывали «нежное расположение к подлости» при виде «миллионщика». Чичиковы угрожали пошлый мир сменить миром воинствующей подлости. И это гораздо страшнее: пошлый мир «мертвых душ» исторически обречен, а вот Чичиков как «приобретатель, хозяин» безнаказанно растет при явном одобрении его деятельности и при тайной всеобщей зависти к его силе и ловкости. Растет, приспосабливается - и вдруг «выныривает» в Советской России в 20-е годы!

В заключение. Как писал один из исследователей творчества Гоголя, «все было бы на Руси по-другому, потому что великая это вещь - сослагательное наклонение: в нем и воспоминания, и предания, и вера, и надежда, и, главное, любовь к человеку, падшему, обратившему себя в тень. Зовет героев Гоголя сослагательное наклонение, но не слышат они его и не видят того, что трепетно в них живет. Обретут ли они дар слышать простосердечное слово писателя? Трудно ему. Трудно им. И стране их трудно живется. Но у каждого человека есть свое сослагательное наклонение. Подобает быть ему и у целой страны».

- Как понимаете вы эти, может быть, несколько странные размышления?

- Услышал ли Чичиков гоголевский зов?

- Наступило ли для него, как замысливал это Гоголь, прозрение, нравственное воскресение?

Слово учителя. Свой ответ на эти вопросы дает М.А. Булгаков в «Похождениях Чичикова». Павел Иванович Чичиков у Гоголя и Булгакова и Остап Бендер у Ильфа и Петрова хотели одного - стать богатыми. Чичиков пытался осуществить это рядом изобретательных комбинаций, которыми были (на самом деле!) так богаты «ренессансные» (излюбленный булгаковский эпитет для этих лет) нэпмановские времена.

В сентябре 1922 года автор фельетона «Похождения Чичикова» в бессильном гневе мечтает о том, как покончить с гоголевскими героями - Петрушкой, Селифаном, плюшкинским Прошкой и Неуважай - Корыто, получившими в новой России новые должности, к исправлению которых они ни в коей степени не были годны.

В мае 1930 года началось инсценирование «Мертвых душ», в декабре - репетиции.

Слово учителя. Трудно назвать в русской литературе писателя, который так или иначе не коснулся бы так называемой «бесовской» темы. Чаше всего персонажи из преисподней действовали в сатирических произведениях, но иногда становились героями сочинений серьезных, трагических. М. Булгаков, опиравшийся на творческий опыт Гоголя, Достоевского, Гофмана и других, сумел придать этой теме свои особые черты, вытекающие из нерадостной реальной действительности 20-30 годов XX века.

Писатель смог отразить сложнейшие события своей эпохи, зачастую прибегая к «тайнописи». Его фантастические герои принимали участие в событиях, реально развивающихся вокруг Булгакова. Главное произведение, в котором автор причудливо смешал фантастическое и реальное, - разумеется, «Мастер и Маргарита». Но шел к нему Булгаков многие годы, и эта тематика разрабатывалась им и в более ранних произведениях.

Одним из них был рассказ-гротеск (фельетон) «ПОХОЖДЕНИЯ ЧИЧИКОВА», опубликованный в «Литературном приложении» к газете «Накануне» 24 сентября 1922 г. с подзаголовком «Поэма в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом».

Анализ рассказа.

(Выступления учащихся, комментированное чтение.

Выводы об актуальности «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя)


© 2010-2022