«Патриотическое воспитание младших школьников»

Воспитание патриотизма  начинается с первых лет жизни ребёнка. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность.  Цель патриотического воспитания-развитие высокой социальной активности,гражданской ответственности,духовности.    Начальной школе отводится важная роль в патриотическом воспитании обучающихся и  на уроках, и во внеурочное время.    В представленной работе рассматриваются формы гра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение


Средняя общеобразовательная школа №155


г. Белгорода-22







Патриотическое воспитание младших школьников


.

«Патриотическое воспитание младших школьников»







Подготовила Степанова В.Н


2013-2014 учебный год


Воспитание патриотизма начинается с первых лет жизни в семье, в дошкольном учреждении, в школе.

Начальной школе отводится важная роль в патриотическом воспитании детей и на уроках, и во внеурочное время.

Любовь к Родине включает любовь к родному краю, семье, природе, ко всему великому и прекрасному, чем живет наш народ.

В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Представление о своей Родине неотделимо от дорогого сердцу облика той местности, где он рос, где живет. Мы не воспитаем у ребенка любви к Родине, не пробудив любви к деревьям, цветам, к отчему дому. Умеет ли наш сын или дочь принимать близко к сердцу радости и тревоги, которые не имеют отношения к его личной жизни или же все его внимание сосредоточено на выполнении собственных желаний и прихотей.

У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому краю, откуда берет начало его жизнь. Писатель В.Г. Распутин говорил: "Малая" родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее".

Мы знакомим ребят с городом и окрестностями, людьми, которые живут и работают здесь. Гордость за свой город, его жителей, свою школу  одно из важнейших слагаемых великого чувства гражданственности.

Школьники участвуют в жизни своего города: выступают с концертами, помогают в уборке улиц, школьного двора, готовятся вместе со взрослыми к праздникам города, всенародным праздникам, встречаются с людьми разных профессий, посещают предприятия, где трудятся их родители.

Дети знакомятся с героической историей страны. Это особенно важно в процессе становления юного гражданина. Узнавая о подвигах старших поколений, он понимает, что Родина в жизни человека  самое великое, самое святое, ради ее процветания многие поколения трудились, не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне служит нравственным компасом, образцом для воспитания подрастающего поколения.

Традиционными стали «Дни Памяти», посещение музеев, конкурсы военной песни, торжественные линейки, выставки рисунков, встречи с военнослужащими и ветеранами войны, смотры строя и песни, литературно-музыкальные вечера "Строки, опаленные войной", «Никто не забыт, ничто не забыто", военно-патриотическая игра "Зарница".

Чувство любви к Родине формируется постепенно на основе наблюдений, приходит из книг.

Общение с искусством обогащает и возвышает мир идей и чувств, поднимает их на новую высоту. Мир становится богаче, переживание острее и благороднее.

Нельзя быть равнодушным к своим истокам  русской культуре.

Попробуйте задать вопрос представителям молодого поколения: "Знаете ли вы хотя бы одну русскую песню от начала до конца?" Утвердительных ответов будет мало.

Какая же работа проводится в этом направлении? Посещение музеев русской культуры, разучивание русских песен, игр, проведение старинных праздников "Рождества", "Масленицы", "Пасхи" и т.д. Знакомство детей с традициями и обычаями Белгородской области, с прекрасными образцами устного народного творчества  пословицами и поговорками. Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы говорят о положительных качествах человека, порицают его недостатки, с особой силой выражается в них любовь к Родине и забота о ней.

"Город мастеров" творческая мастерская, где дети знакомятся с работой умельцев Хохломы, Жостова, Дымкова и сами с удовольствием лепят, рисуют.

Таким образом, народное творчество  источник чистый и вечный. Как бы не проявил себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или в забавной игрушке  ясно, что это идет от души. А душа народная добра и красива.

Велика роль семьи в патриотическом воспитании. Важно, чтобы родители интересовались жизнью своих детей. Ведь порой мама, и папа имеют слабое представление о том, как проходит жизнь детей вне дома, чем они занимаются в школе, с кем дружат. Вот мнение педагога Т.А. Амоношвили: "Нужна не просто связь с семьей. Нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта целостность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей, в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка».

Одна из форм работы с семьей  дни открытых дверей, где родители могут посетить уроки, посмотреть, чем занимаются дети во внеурочное время. Проводятся совместные выставки рисунков, поделок. Родители приглашаются на мероприятия, которые проводятся в школе, где они являются не только зрителями, но и участниками.

Высшая награда  восторг, удивление и гордость ребят за своих пап и мам. Праздники развивают интерес у детей и родителей, стремление к совместным мероприятиям.

С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка ребенок открывает свой особый мир природы  образ Родины.

Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей действительности, будит творческие силы, способствует нравственному совершенству.

Необходимо привлекать детей к посадке цветов и деревьев, проводить беседы об охране природы, о значении ее для здоровья детей, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Одна из школьниц написала: "Как я представляю себе, что такое любить природу? Это значит не просто любоваться ею, а помнить что она живая, что о ней надо заботиться"

Уроки природоведения способствуют изучению природы, воспитанию желания заботиться о ней. Различны виды и внеурочной деятельности: проведение "Недели экологии" и конкурсы плакатов, выставки детского творчества и создание проектов по защите окружающей среды, передачи по школьному радио, экскурсии и наблюдения, выезды в заповедники, благоустройства парков, литературно-музыкальные вечера "Времена года в прозе, музыке, живописи, поэзии", создание «экологических троп» с целью получения знаний об особенностях растений, выявить охраняемые виды.

В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце, закалял волю.

Мы знакомим детей с природой родного края, учим беречь наш дом "Родное Белогорье".

Таким образом, мы расширяем и углубляем знание школьников, прививаем элементы экологической культуры, продолжаем формировать у учащихся умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, воспитываем интерес к природе, желание беречь ее.

Игры в педагогике рассматриваются как элементы в системе активных методов обучения и воспитания. В их числе загадки, воображаемые путешествия, игры-викторины.

Важным средством развития служит проблемное обучение. Поэтому в практике учебно-воспитательной работы желательно использовать приемы, способствующие развитию любознательности, интереса, поиска решений. Необходимо опираться на опыт ребенка, имеющиеся у него знания, интересоваться его мнением по поводу сложившейся ситуации. И прежде чем начать объяснение нового материала, обратитесь к детям с вопросом: "Что ты об этом знаешь?", "Как бы поступил ты?" и т.д.

И только тогда, патриотизм станет деятельной любовью к Родине, а школьники хорошо усвоят, что мало знать, как быть полезным Родине, а будут стремиться что-то сделать для этого. Быть там, где нужна твоя помощь, твоя учеба в школе, ежедневное и ежечасное умение перешагивать через свое "не хочется"  это уже преодоление себя или внешних обстоятельств, а значит маленький подвиг.

Нам надо воспитать человека, в котором мы можем не сомневаться, человека, который не при каких обстоятельствах не совершит подлости и предательства  ни в малом, ни в большом.

Дети  наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда. Мы хотим смело доверить им самое дорогое  нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они понесли с честью.

© 2010-2022