- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока по русскому языку на тему Развитие речи (6 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему Развитие речи (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ращепкина Г.Э. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Донецкая Народная Республика
управление образования администрации города Донецка
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 116
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
83039, г. Донецк, ул. Самарская, 1, тел.: 050-508-05-16, е-mail: [email protected]
Конспект урока
по русскому языку в 6 классе
Составила учитель
русского языка
Ращепкина Галина Эдуардовна
Тема: развитие речи. Художественное описание предмета.
Цель урока: развитие речи учащихся, совершенствовать навыки художественного описания предмета. Учить создавать на основе образца собственное художественное описание предмета, пользуясь оборотами и выражениями сказочной речи. Развивать фантазию и воображение, помогать реализовать творческих возможностей и способностей учащихся.
Оборудование: раздаточный материал, схема-таблица «Функции сказочного яйца», расписные яйца, фонограммы вариантов начала сочинения.
Ход урока:
Учитель. Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко - не простое, а золотое… Кому из нас не знакома эта сказка. Ведь слышим мы ее одной из первых и запоминаем навсегда, чтобы рассказывать потом своим детям… маленькими мы, затаив дыхание, слушали про золотое яичко, горюем вместе с дедом и бабой, утратившими его. Но став чуть старше, мы смотрим на эту сказку свысока, считаем ее сказкой для малышей и никогда не задумываемся, что в ней не только яичко не простое, а и сама она не простая сказка…
Ведь в ней слышны отголоски взглядов древнего человека на мир. Широко известны представления многих народов о том, что вселенная появилась из яйца, снесенного божественной птицей. Поэтому символом мира, жизни, средоточием всех жизненных благ, богатства, красоты.
Особенные поверья были связанны с пасхальным яйцом. Какие из них вы знаете?
(Катание яиц по земле, зарывание в землю, катание яйца по холке животных, умывание водой с яйцом, выкатывание яйцом порчи, снятие грехов и т. д.).
Все это говорит о том, что яйцо было предметом ритуальным, магическим. Поэтому пасхальное яйцо старались сделать особенно красивым, нарядным. Широко известны, например, украинские писанки, пасхальные яйца известного ювелира Фаберже.
(сообщение учащихся о Фаберже и его шедеврах)
Со временем волшебные свойства яйца ушли в область преданий, а само оно из предмета магического превратилось в предмет сказочный, который, однако сохраняет следы древних поверий.
Вот это - то сказочное яйцо и будет сегодня предметом нашего художественного описания.
ІІ. Беседа с учащимися о функциях сказочного яйца с опорой на схему.
-
Вспомните народные сказки, где мы встретимся с яйцом и его волшебными свойствами. Вспомнить их вам поможет схема, которая не только покажет вам кое-что, но и задаст вопросы. (приложение см.)
Какие же особенности и свойства имело сказочное яйцо?
ІІІ. Работа над коллективным описанием яйца.
В сказках яйцо описывается редко и довольно скупо. Например: «У дедушки была едина курочка Тамарушечка, снесла она яйцо черно, пестро багровисто. Или в сказке «Курочка Ряба» снесла под полом яичко пестро, востро, костяно, мудрено». А чаще к яйцу присоединяют один постоянный эпитет. Какой? (Золотое)
Но так как мы будем творить сказку сами, то можем восполнить этот пробел и сделать и сделать более ярким и подробным (ведь это есть наша задача). Сначала мы попробуем вместе описать яйцо на схеме.
- Как вы думаете, кому оно принадлежит?
- Как вы это определили?
- Какая тайна, на ваш взгляд, скрыта в этом яйце?
- Чем оно интересно?
- Как оно расписано? Разукрашено?
- В какой сказке оно могло бы фигурировать?
ІV. Подготовка к индивидуальной работе над описанием.
А теперь каждый из вас откроет свой расписной сундучок и вытащит оттуда сказочное яичко, которое будет участником вашей собственной сказки.
Главная задача - сделать художественное описание яйца средствами сказочной речи, слова и выражения, которой вам предлагаются в карточке. Учтите только, что не все они могут быть использованы в каждом описании потому, что яички разные. К тому же выражения эти сами по себе не употребляются, они должны быть вставлены в предложения и при них чаще всего должно быть подлежащее и сказуемое.
Выберите какое-нибудь выражение или словосочетание или слово для описания вашего яйца и составьте с ним предложение.
V. Выбор начала сказки.
В карточке вам также предложены варианты начала и концовки сказки. Послушайте фонограмму с записью вариантов начала и подумайте, какие из них больше подойдет
(Прослушивание фонограммы. Музыкальное вступление).
VI. Оформление работ.
Напишите на своем сказочном листочке фамилию и имя сверху. Затем поставьте номер выбранного начала, потом сделайте художественное описание яйца и после этого укажите номер выбранной концовки.
(Учащиеся работают молча на листочке).
VII. Чтение и анализ описаний.
VIII. Подведение итогов.
Приложение:
І.Схема «функций» сказочного яйца.
ІІ. Порядок работы над отношением.
-
Подумай, чем замечательно твое сказочное яйцо, определи его (чудесные особенности), чудесные свойства, его особенности.
-
Выбери из предложенных начало, подходящие твоему описанию.
-
Опиши яйцо, пользуясь словами и выражениями сказочной речи. Учти, что не все они могут соответствовать твоему яйцу.
-
При желании развей дальше сюжет сказки.
-
Выбери из предложенных вариантов концовку своей сказки. Можешь придумывать свою.
III. Слова и выражения для описания:
Узорчатое, расписное, нарядное, блестящее, чародейное, волшебное, причудливое, гладенькое, мудреное.
Красоты неописанной, узоры невиданные, травки муравчаты, цветочки затейливые, сила тайная, краса ненаглядна, дивная, цвета яркие, переливчатые, радуга семицветная.
Ловко расписано, катиться, подпрыгивает, деревянным бочком постукивает; золотистым боком поблескивает, деревянным бочком на солнце поигрывает; сами руки к нему тянутся; в нем тайно схоронено, глаз не отвести, из гнезда Жар-птицы выкатилось; его Курочка Ряба высиживала; оно птицей чудесной обронено и от глаза стороннего спрятано; ему тайна одна заповедана; таково затейно расписано.
Чудо чудное, диво дивное, хитро мудро рукодельице, узорами изукрашено, ни в сказке сказать, ни пером описать.