Роль книги в жизни человека

Цель беседы: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эсте­тических запросов. Задачи: - помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой; - убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное; - пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению. Оформление: на доске - высказывание Д....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЕСЕДА «РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Цель беседы: убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а сред­ством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эсте­тических запросов.

Задачи:

- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;

- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;

- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного, формировать осознанный интерес к чтению.

Оформление: на доске - высказывание Д. Свифта: «Книги - дети разума»;

Оборудование: карточки у каждого на столе.

Ход мероприятия

I. Беседа учителя.

1) Для чего предназначена книга?

Ответ: Книга предназначена для того, чтобы передавать зна­ния, накопленный опыт, ценную информацию, образное представле­ние о мире.

2) Чем является книга для человека?

Ответ: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в пре­вратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душев­ные раны, спасая от одиночества...

3) Чтение - что это такое?

Ответ: Это не только расшифровка письменного текста и ос­мысление написанного, но и форма языкового общения людей по­средством печатных или рукописных текстов. Информация, заклю­чённая в книге, воспринимается читателем в процессе чтения. Это не просто пассивное восприятие и усвоение текста, а активное взаимодействие между автором и читателем. Иными словами, чте­ние является неотъемлемой частью творчества.

4) Для чего пишет писатель?

Ответ: Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процес­се жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чув­ствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему «свою душу». Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое но­вое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение - это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.

5) Каково же назначение чтения?

Ответ: Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения чело­веческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький ин­дивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облаго­раживает.

6) Стоит ли тратить своё свободное время на чтение книги?

Ответ: Безусловно. Часы, проведённые над книгой, - лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.

- Великие люди были великими читателями. Известно, что Пуш­кин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский каби­нет и проводил там ночи напролёт, просто «пожирая» всё, что по­падалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее - Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение - вот лучшее учение...»

Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь - на жизнь писателя, создавшего книгу. Но это обогащение немыслимо без осо­знанного подхода к чтению. Должно быть желание, интерес к книге.

Опрос: Вопросы письменного опроса (примерные):

1) Какие ты предпочитаешь читать книги:

а) научно-популярную литературу; б) художественную (указать жанр); в) на­учно-техническую; г) всё без разбору; д) периодику (указать - ка­кую); е) вообще не читаю?

2) Для чего ты читаешь:

а) чтобы занять себя чем-нибудь; б) расширить свой кругозор, узнать что-то новое; в) повысить уровень своего образования; г) потому что надо; д) посоветовал друг, подруга; е) потому что кни­га считается модной в этом сезоне; ж) не утруждаю себя чтением?

3) Назовите свои любимые произведения. Кто автор?

4) Назовите классиков:

а) русской литературы; б) зарубежной литературы; в) не помню.

5) Посещаешь ли ты библиотеку, как часто: а) да; б) нет?

6) Имеется ли дома у тебя своя личная библиотека:

а) да; б) нет?

- Исторические факты, которые заинтересуют ребят, значительно расширят их кругозор.

Сообщения учащихся. (Из статьи в журн.: Чудеса и приключения. - 1999. - № 12. - С. 60.)

Знаете ли вы о том, что...

  1. Известный роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (1719) появился благодаря невероятной истории. В 1709 году всю Англию облетело сенсационное сообщение о том, что английским кораблём в Лондон доставлен человек, совершенно одичавший и одетый в шкуры животного. Это был Александр Селькирк, оставленный экипажем на необитаемом острове и проживший там в одиночестве четыре года. Об этом случае писали все газеты, вскоре появилось несколько рассказов разных авторов о человеке на безлюдном ост­рове. Эта история просто потрясла Даниеля Дефо, в результате чего и появился его роман. Автор долго и безуспешно ходил по издате­лям с рукописью, которую никто не хотел печатать. Вконец отча­явшемуся Дефо всё-таки повезло - один из издателей на свой страх и риск решился на издание романа и... не прогадал. Успех был ошеломляющим. Выход книги в свет подтолкнул многочисленных авторов на создание своих шедевров. Более пятидесяти «новых Ро­бинзонов» появилось после книги Д. Дефо. Но на протяжений вот уже нескольких веков читателей волнует именно его произведение.

2) «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкин создал в результате поэтического состязания с В. Жуковским. Удача сопутствовала Пушкину: он не только выиграл состязание, но и написал прекрас­ную сказку.

! Александр Сергеевич Пушкин часто видел свои ещё не со­зданные произведения во сне, но, проснувшись, тут же забывал их. Как-то он признался одному из своих друзей: «...Я иногда вижу во сне дивные стихи... во сне они прекрасны, но как уловить, что пи­шешь во время сна?..»

- А вот и мои собственные находки. Ален Александер Милн (1882-1956), английский драматург и романист, автор многочисленных юмористических рассказов, запомнился потомкам благодаря сказке, сочинённой почти случай­но, между делом, для развлечения своего маленького сына - Кристофа. Нет такого ребёнка в нашей стране, который бы не был зна­ком с маленьким медвежонком по имени Винни-Пух и его друзья­ми. Благодаря талантливому переводчику и сценаристу Борису Заходеру (он не только перевёл сказку, но и написал сценарий, по которому был сделан мультипликационный фильм), Винни стал одним из любимейших сказочных персонажей детворы.

Это интересно

• В 1960 году французский Музей современного искусства в Париже приобрёл уникальное издание «Апокалипсиса», напеча­танного на пергаменте. Для изготовления высококачественного пергамента по прихоти богатого издателя Жозефа Форе забито бы­ло 30 тысяч баранов. Над оформлением роскошной книги работало 14 лучших французских художников. В тексте пятьсот золотых за­главных и 93 тысячи каллиграфических букв. Книга считается са­мой дорогой в мире и оценивается в несколько миллионов франков.

• Инженер Николай Сергеевич Сядристый с помощью мик­ротехники создал самую маленькую книгу в мире: она почти в 500 раз меньше почтовой марки. «Кобзарь» Т. Г. Шевченко, изготов­ленный умельцем, состоит из 12 строк текста, на каждой из кото­рых умещается по 8 стихотворных строк. Страницы сшиты между собой окрашенной паутинкой, а переворачивать их можно заост­рённым концом тонкого волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника золотисто-жёлтого цвета и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Книгу можно легко продеть сквозь ушко иголки или спрятать в ресницах.

  1. • Специалисты подсчитали: чтобы прочесть все вышедшие книги, читая по 6 часов в день, потребовалось бы 200 тысяч лет.

- Ну а сейчас попробуйте разгадать кроссворд, который лежит у вас на партах.


1.

2.






3.





4.



5.




6.

9.


7.





8.








10.



11.



12.



По горизонтали:

1. Героиня русской народной сказки, горюющая о своём млад­шем брате. (Алёнушка.)

3. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)

4. Маленькая девочка, перехитрившая медведя. (Маша.)

5. Сказочный персонаж, чья жизнь находилась в игле, спрятан­ной в яйце. (Кощей.)

6. Верный друг Винни-Пуха. (Пятачок.)

7.Отважный мальчик из сказочной Огородно-фруктовой стра­ны. (Чипполино.)

8. Благородный синьор, доктор кукольных наук, владелец ку­кольного театра. (Карабас.)

10. Очень грустный ослик, потерявший свой хвост. (Иа.)

11. Девочка с необыкновенными голубыми волосами. (Малъвина.)

12. Волшебный сосуд Алладина. (Лампа.)

По вертикали:

2. Царевна, день ото дня заливающаяся слезами. (Несмеяна.)

9. Древняя и очень мудрая обитательница одного пруда, у кото­рой был ключ к одной тайне. (Тортила.)

Вопросы к викторине «Мои любимые книжки»

1) Из чего папа Карло выстругал Буратино? (Из полена.)

2) Как называется известное произведение Жюля Верна, в ко­тором подросток в силу сложившихся обстоятельств стал капита­ном? («Пятнадцатилетний капитан».)

3) Назовите автора сказочных историй о маленькой девочке Элли и её верных друзьях. (А. М. Волков «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей» и др.)

4) Как звали мальчика-робота из фантастической повести Евге­ния Велтистого? (Электроник.)

5) А его друга-двойника? (Сергей Сыроежкин.)

6) Как расшифровывается имя удивительной собаки Рэсси, ко­торую, как и Электроника, изобрёл знаменитый профессор Громов? (РЭС - Редчайшая Электронная Собака, сокращённо - Рэсси.)

7) Как звали шестилетнего мальчика, решившего оставить свою семью и переехать со своими друзьями - собакой и котом - на ме­стожительство в деревню? (Дядя Фёдор.)

8) Почему мальчик оставил свою семью? (Родители не разре­шали держать дома домашних животных.)

9) Вспомните автора повести-сказки «Дядя Фёдор, пёс и кот» (Эдуард Успенский.)

10) Какие ещё произведения написаны этим автором? («Крокодил Гена и его друзья», «Тётя дяди Фёдора», «Про Веру и Анфису» и др.)

11) Назовите автора «Вредных советов». (Григорий Остёр.)

12) «Ребята, давайте жить дружно!» - какому сказочному пер­сонажу принадлежать эти слова? (Коту Леопольду из книги Анато­лия Резника «Приключения кота Леопольда».)

13) Как звали обладателя удивительной волшебной лампы? (Алладин.)

14) Как звали мальчика, побывавшего в Стране невыученных уроков? (Мальчика звали Витей, автор книги «В Стране невыучен­ных уроков» Лия Борисовна Гераскина.)

15) Вспомните имя кота, который вместе со своим хозяином совершил удивительное путешествие в эту страну. (Кот Кузя.)

16) Доктор из Цветочного города в сказочной повести Николая Носова? (Доктор Пилюлькин.)

Итоги мероприятия.

Определяем победителей среди участников, правильно решив­ших кроссворд, ответивших верно на вопросы викторины.

© 2010-2022