Конспект урока на тему: Однородные члены предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"

Тема: «Однородные члены предложения».

Цели урока:

Образовательные:

а) знать опознавательные признаки однородных членов предложения;

б) уметь находить однородные члены в предложении;

в) соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;

г) обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

Воспитательные:

а) формирование аккуратности, усидчивости,

внимательности, самостоятельности, уважения

друг к другу, умения работать в команде;

б) создание атмосферы творчества и успеха;

Развивающие:

а) формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся;

б) развитие умения анализировать, сравнивать,

обобщать и систематизировать предложенный

Материал;

в) формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания

г) развитие памяти, воображения и речи учащихся;

д) формирование положительной мотивации учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

Начнём урок с проверки домашнего задания.

1-й учащийся вставляет пропущенные буквы и объясняет их выбор, разбирает 3 предложения;

2-й учащийся разбирает оставшиеся 4 предложения.

а) В это время 6 учащихся выполняют задание на карточке.

Карточка №1.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и определения.

Однажды мама пошла за з..мляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный жаркий. Но только мы под..шли к лесу вдруг наб..жала синяя туч (?)ка и из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все прод..лжало светить. Д..ждевые капли падали на землю т..жело шлепались о листья. Они повисали на траве на ветвях кустов и деревьев и в каждой капле отр..жалось играло солнце.

Карточка №2.

Произвести синтаксический разбор предложения, дать характеристику.

Стоя теплый майский день. Солнце начинает светить ярче и греть теплее.

Синтаксическая разминка. «Собери слово».

Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово.

Безрадостный - приставку

Ошибка - корень

Беспорядочный - суффикс

Красная - окончание

- Какое слово получилось? (Безошибочная)

1) Составьте словосочетание с этим словом, назовите главное слово и укажите строение словосочетания.

2)Подберите синоним к слову безошибочная. (правильная, грамотная)

Именно такой должна быть наша устная и письменная речь, и над этим мы работаем на каждом уроке.

3) Проверим, как вы знаете грамматические категории.

а) Поставьте слово в мужской род творительный падеж.

б) Во множественное число предложный падеж.

в) В средний род и дательный падеж.

г) Назовите однокоренной глагол и определите спряжение и вид.

III. Объяснение нового материала

Посмотрите на предложение, которое учащийся разбирал на доске.

Бесшумно прошла по коридору любимая, дорогая мамочка.

Из курса начальной школы вы знаете, как называются такие члены предложения. (Однородные)

Итак, как вы уже, наверное, догадались, тема нашего урока - «Однородные члены».

Сегодня на уроке мы будем учиться находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания.

Работа с учебником.

А) Отработка умения читать предложения с однородными членами, соблюдая правильную интонацию /материал для самостоятельного изучения/

Б) Изучение 2-го задания для самостоятельной работы

2)Сделайте самостоятельно вывод: какие члены предложения называются однородными?

(Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, выполняют одну и ту же синтаксическую функцию - являются одним и тем же членом предложения).

Проверка по учебнику (стр.79)

В) Попробуем сами составить предложения с однородными членами и прочитать их, соблюдая интонацию перечисления.

Чтобы мы сразу начали урок и не теряли напрасно времени, что у каждого из вас должно быть на парте к моему приходу? (Учащиеся составляют предложение с однородными членами)

Продолжите предложения, соблюдая интонацию:

На уроке русского языка в первой четверти мы изучали…...

В 4 классе мы изучали существительное...

Надо найти в предложении подлежащее

Солнце осветило луг...

В свободное время я люблю...

Солнечный зайчик пробежал по стенам...

3)Графическое изображение однородных членов.

А) Работа с предложениями, записанными на доске. Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы:

(выполняет весь класс на доске)

Под стеклянной коркой льда лежали багровые и лимонные листья берёзы и осины.

Растворились и исчезли в темноте рощи, поля, холмы.

Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.

Б) Составьте на основе содержания стихотворения предложение с подлежащим ЯБЛОКО, ОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ И сказуемым СВЕТИТСЯ.

Светится яблоко передо мной,

Будто не яблоко - шар земной.

Круглое. Выпуклое. Крутое.

Солнцем до самых краёв налитое.

В) Графический диктант. (Составить схемы однородных членов) (учащиеся выполняют самостоятельно в тетради)

Листья осины могут быть багряными, алыми, лимонными, коричневыми, чёрными, серыми, белыми. Ветер бросал горсти листьев на стол, на кровать, на пол, на книги. Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом. Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна. Под весенним солнцем, под белыми облаками в теле берёзы копится живительный сок. Берёза воспета в фольклоре, в поэзии, в музыке и живописи. Осенью солнце светит ещё ярко, но не греет.

4) Однородные члены связаны между собой интонационно в устной речи и при помощи союзов в письменной речи.

Союзы, которые используются для связи ОЧП.(одиночные)

И, ДА (=И), ИЛИ - запятая не ставится

А, НО, (ДА =НО) - запятая ставится

IV. Обобщение изученного.

Работа с текстом на доске.

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Книга наш дру.. и сове..чик. Из кни.. журналов и брош..р мы узнаём много интересного о жизн.. на земл.. Над созданием кни.. трудят..ся п..сатели художники печ..тники. Тру.. их сложен но важен и поч..тен. Ты помни об этом и бер..ги книги!

VI.Домашнее задание. Упр 194.

Выучить правило в стихах.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

© 2010-2022