Мотивация –один из способов повышения качества на уроках русского языка и литературы

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание. Важно понять три важных обстоятельства:  •    мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;  •    то, чему учат, можно выучить;  •    учителя должны хорошо знать методы и  приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на  практике.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1 Мотивация -один из способов повышения качества на уроках русского языка и литературы

«Сентиментальная прогулка внутрь» Сергей Краснянский (школьный поэт)

Ученик, как на плаху, выходит к доске.

Две шпаргалки запрятаны в левом носке.

Отчужденность в глазах - глубже спрятать свечу.

(Я идти не хочу, не хочу, не хочу,

Ведь меня не зовут, чтоб - любить, чтоб лечить,

А зовут - уличить, уличить, уличить!)

Класс. Учитель. Зевота. Стоит ученик…

За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

Слайд 2

  • В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • -использовать новые педагогические технологии;

  • активизировать мысль школьников, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний,

  • развивать мотивационную сферу учащихся, то есть обеспечить развитие активной познавательной деятельности каждого учащегося с помощью личностно-ориентированных технологий: обучение в сотрудничестве, нетрадиционные уроки.

Слайд 3

Мотивация или стремление учащегося к учебе является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное преподавание

Важно понять три важных обстоятельства:

  • мотивация - не врожденное, а приобретенное качество;

  • то, чему учат, можно выучить;

  • учителя должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют росту мотивации учащихся и их желания учиться, а также уметь эти методы применять на практике.

Слайд 4

Мотивация может проявляться через наказание,

Для ученика важна оценка;

Ему нравится чувствовать себя успешным, приятно, когда все получается;

Похвала учителя или родителей ( даже если просто «молодец!»);

Слайд 5 Уровень озабоченности

  • I. Умеренная озабоченность стимулирует усилия к учебе. Когда нет озабоченности, ученик плохо занимается или вообще не занимается. Но когда озабоченность слишком велика, то на учебу вообще не остается энергии.

Слайд 6 Оттенки чувств

От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр - от безграничной радости до полного отвращения.

Слайд 7 Приятные чувства, ожидание успеха

  • Учащиеся склонны вложить наибольшие усилия в свою учебу в те моменты, когда учебная ситуация приятна для них и когда они предвидят, предвкушают успех.

Слайд 8 Лесенка успеха

Слайд 9 Негативные чувства

тоже активизируют учащегося, побуждают его к действиям. ("Если не приготовишь урок, тебя ждут неприятности"). Н О !

Хотя эти чувства стимулируют учащегося к активным действиям, они порой вызывают нежелательные побочные осложнения. Учащийся приложит больше стараний, но затем будет избегать и преподавателя, который заставил его пережить неприятные минуты, и его уроков.

Слайд 10 Чтобы ученика как-то заинтересовать предметом, привлечь его внимание, на уроках я использую следующие приёмы развития мотивации:

  • чередование различных видов деятельности;

  • использование игровых ситуаций;

  • учёт индивидуальных особенностей;

  • подбор заданий умеренной трудности (задание доступное, но не слишком лёгкое);

  • приём сравнения;

  • использование литературных произведений.

Слайд 11

Выбираю такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны им..

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? И в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает зубрить из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?!

Слайд 12 Интегрированный урок

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. В форме интегрированных уроков провожу обобщающие уроки, уроки внеклассного чтения, факультативные занятия.

Слайд 13

Конечно, использую и интерактивные формы работы, и проблемное обучение, и ИКТ. В основном презентации я использую на уроках литературы, так как эти уроки требуют большого иллюстративного материала. Это могут быть уроки по биографиям писателей, а могут быть тесты и игры, обобщающие пройденный материал.

Слайд 14, 15, 16

Использую презентации и на уроках русского языка

Всё это делает уроки интереснее и повышает мотивацию учащихся

Слайд 17, 18

Объяснение нового материала эффективнее, если подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления.

Слайд 19

Схема-опора - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его устройства, взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

Итогом моей работы является 100% уровень обученности и 51% уровень качества знаний обучающихся. Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты, сочинения на разные темы).

Они с удовольствием участвуют в школьных олимпиадах, в конкурсе чтецов. С каждым годом увеличивается количество участников международной игры-конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех", в Первой литературной игре «Пегас» , в Международной Олимпиаде по основам наук УрФО .

Творческие работы моих учеников опубликованы на интернет-сайтах.

Сайт 20. И закончить свое выступление хочу словами Ж-Ж. Руссо:
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ОНИ ХОТЯТ, …

… НО ХОТЕТЬ ОНИ ДОЛЖНЫ ТО, ЧТО ХОЧЕТ ПЕДАГОГ»

Сайт 21. Спасибо за внимание. Творческих успехов!























© 2010-2022