Рабочая программа по литературе 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе 8 класс

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 609

124482, г.Москва, Зеленоград, корпус 314

Телефон: (499) 734-27-68

Факс (499) 734-27-68

E-mail: [email protected]

schzg609.mskobr.ru

Утверждено Согласовано Рассмотрено на заседании МО Педагогическом совете Зам.директора по УВР Председатель МО

__________/______________/ __________/______________ 28.08.2015г. 2015г. 28.08. 2015г.

Календарно-тематическое планирование по литературе

2015-2016 учебный год

За год часов 70 часов, 2 часа в неделю.

Классы: 8-а, 8-б, 8-в.

Учитель: Волчан Светлана Николаевна

ВЫПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 триместр

2 триместр

3 триместр

год



Тв.р



Р/р





К/р

Тв.р





Р/р

к/р

Тв.р

Р/р

К/р

Тв.р

Р/р

К/р




1

5

1

0

2

2

1

3

1

2

10

4

Планирование составлено на основании программных материалов примерной Программы основного общего образования по литературе и программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной

Учебник. Литература. В двух частях. 8 класс. Авторы Коровина В.Я. Москва. Просвещение. 2014; 13- издание.

Дополнительная литература: ФГОС КИМ Литература. Издание второе, переработанное. 8 класс. Москва «ВАКО» 2013;

Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы В.Я. Коровина, В.И. Коровин и др. - Москва. «Просвещение», 2014 г. ;

И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова « Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс»; В.Я. Коровина, «Методические советы по литературе. 8 класс»; В.Т. Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - М., 2000.; Литература. 7 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель,2007; Мультимедиа энциклопедия; Козак О.Н. Литературные викторины. 1998; prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.


Тематическое планирование составил(а)____________________/С.Н.Волчан

(подпись) (расшифровка подписи)








Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

к УМК В.Я. Коровиной и др.

(М.: Просвещение)

Москва «ВАКО»2013

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с основным положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014)

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • Обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;

  • Установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;

  • Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;

  • Взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

  • Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, кружков, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования;

  • Организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества, проектной и учебно- исследовательской деятельности;

  • Участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

  • Социальное и учебно - исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • Сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной Программы

лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно - познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея Программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19, 20 веков. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию эстетической функции слова, овладению учащимися стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко - хронологического и проблемно - тематического принципов.

Содержание курса литературы в 8 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В Программе соблюдена системная направленность - курс 8 класса представлен разделами:


  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература 18 века.

  4. Русская литература 19 века.

  5. Русская литература 20 века.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература.

  8. Обзоры.

  9. Сведения по теории и истории литературы.

В Программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.


Содержание тем учебного курса

Введение (1ч)

Устное народное творчество (2ч)

Из Древнерусской литературы (2ч)

Из Русской литературы 18 века (3ч)

Из Русской литературы 19 века (35 ч)

Из Русской литературы 20 века (19 ч)

Писатели улыбаются (4 ч)

Александр Твардовский (2 ч)

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 (обзор) (2 ч)

Виктор Петрович Астафьев (3 ч)

Русские поэты о Родине, о родной природе (обзор) (2 ч)

Из Зарубежной литературы (5 ч)

Жан Батист Мольер (2 ч)

Вальтер Скотт (1 ч)

Итоговый контроль ( 1 ч)

Место предмета


На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.







Пояснительная записка

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения литературе на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по литературе.

Основой курса 8 класса остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике , способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу (за исключением песен), первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.
Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы 8 класса опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы;

развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.


В результате изучения литературы ученик 8 класса должен знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.


Уметь:

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические, лирические и драматические произведения.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

Давать анализ отдельного эпизода.

Для достижения требуемых результатов рабочая программа ориентирована на использование следующих педагогических технологий: развивающие, информационные, эмоционально-нравственные, эмоционально-художественные, эвристические.









Календарно - тематическое планирование по литературе


неделя

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Сроки прохождения

примечания

I ТРИМЕСТР

22 ЧАСА (11 НЕДЕЛЬ)

1

1

2

Введение. Русская литература и история.

Устное народное творчество

Русские народные песни.

Частушки.

Конспект статьи

Выразительное чтение. Словарь лит. Терминов.

Подбор частушек.

3-7 Сентябрь


Творческая работа

2

3

4

Исторические песни.

Предания о Пугачеве.

О покорении Сибири Ермаком.

Анализ исторической песни

Пересказ предания.

Сопоставительная хар-ка предание - авторское произведение.

10-14 Сентябрь


Из древнерусской литературы

3

5

6

Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского.

Душевная сила и патриотизм великого князя. Роль личности в истории.

Повесть о Шемякином суде. «Демократическая литература» XVII-XVII веков.

Составление «словаря» жития.

Устная характеристика князя Александра.

Приемы сатирического изображения в повести.

17-21 Сентябрь

Р/Р

Из русской литературы XVIII века

4

7-8

Н.М.Карамзин « Наталья, боярская дочь».

Историческое прошлое русского народа в повести.

Сентиментализм и романтизм.

Рассказ о героях повести.

Пейзаж в произведении.

Сообщение «Об особенностях языка повести»

24-28 Сентябрь

Р/Р

5

9

Из русской литературы XIX века.

И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя». «Обоз». Басня.

Анализ басни, мораль басни.

1-5 Октябрь

Р/Р

10

К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака».

Краткий рассказ о поэте. Историзм «Песни». Стилизация. Пафос.

Чтение выразительное.

Анализ думы. Выразительное чтение наизусть

6

11

12

А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

« История Пугачевского бунта».

А.С.Пушкин « Капитанская дочка».Историческая основа повести. Особенности композиции.

С.97-98 конспект статьи,

Анализ глав из «Истории Пугачевского бунта».

Анализ статьи Коровина, в. 1 -3 с.211

15-19 Октябрь

7

13

14

Петр Гринев. Его роль в произведении; формирование характера и взглядов.

Маша Миронова. Ее душевная стойкость, нравственная красота.

Анализ глав1 -4,

Анализ глав5-12

22-26 Октябрь

Читательский дневник

8

15

16

Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга.

Историческая правда и вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы.

Мотивы народного творчества . Роль эпиграфов.

Анализ глав 6, 7, 8, 14

Высказывание по цитате.

Подготовка к сочинению

29 Октябрь-2 Ноябрь

Читательский дневник

9

17

18

Контрольная работа по теме «Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина».

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Идейное содержание поэмы «Мцыри».

Рассказ о творчестве М.Ю.Лермонтова.

Выразительное чтение поэмы.

5-9 Ноябрь

Р/Р

10

19

20

«Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский). Романтически-условный историзм М.Ю.Лермонтова.

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

Анализ высказываний о поэме с.240-243

Характеристика героя по составленному плану.

12-16 Ноябрь


Сложный план

11

21

22

«Упругость и энергия стиха» поэмы.

Контрольная работа по теме «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Чтение наизусть, подготовка к сочинению.

Рассказ о Н.В.Гоголе.

26-30 Ноябрь

Р/Р

II ТРИМЕСТР

22ЧАСА (11 НЕДЕЛЬ)

12

23

24

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Ревизор». История создания комедии.

Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

С.245-250, конспект статьи.

Анализ действия первого и второго комедии.

3-7 Декабрь

13

25

26

Разоблачение нравственных и социальных пороков .

Мастерство композиции и речевых характеристик.

Анализ действий третьего - пятого.

Характеристики чиновников, Хлестакова. Подготовка к контрольной работе.

10-14 Декабрь

14

27

28

Контрольная работа по теме «Ревизор» Н.В.Гоголя.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о творчестве писателя. Повесть «Ася».

Рассказ о творчестве Тургенева.

Пересказ повести, составление плана.

17-21 Декабрь

Р/Р

15

29

30

Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние. Самоотверженность.

Герой-повествователь. Драма рассказчика, обреченность на одиночество.

Характеристика героини.

В чем драма рассказчика. Анализ цитаты.

24-28 Декабрь

16

31

32

М.Е. Салтыков - Щедрин. «История одного города» Сатира. Гротеск, гипербола.

Н.С.Лесков «Старый гений». Историзм рассказа. Праведники земли русской.

Анализ главы повести. Портрет градоправителя и народа.

В чем заслуга «старого гения»?

8-11 Январь

17

33

34

Л.Н.Толстой «После бала». Краткий рассказ о писателе. Сила воздействия на читателя. Контраст.

Автор и рассказчик в повести. Мысль о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Антитеза в произведении. Характеристика Вареньки, ее отца и рассказчика.

Роль детали в рассказе.

14-18 Январь

Поэзия родной природы.

18

35

36

Стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева. А.Н. Майкова.

А.П.Чехов Краткий рассказ о писателе. «О любви».

Историзм писателя. Драма русского интеллигента.

Анализ (восприятие , истолкование) стихотворения.

В чем драма героя рассказа? Устное высказывание. Подготовка к контрольной работе.

21-25 Январь

19

37

Контрольная работа по произведениям русской литературы XIX века.

Рассказ о Бунине.

28 Январь-1 Февраль

Р/Р

Из литературы XX века.

38

И.А.Бунин . «Кавказ». Историзм Бунина.

Быт чувства людей. Трагедии обывателей.

20

39

40

А.И.Куприн «Куст сирени». Сравнительная характеристика героев.

М.Горький. Краткий рассказ о писателе. «Челкаш». Поэтизация сильных и гордых людей.

Рецензия на рассказ: герои рассказа. Анализ их поступков.

Челкаш - герой-романтик нового века. Его принципы и идеалы. Антитеза.

4-8 Февраль

21

41

42

Романтический герой. Идеал личности в раннем творчестве М.Горького.

А.А.Блок. Стихотворения о России. Цикл На поле Куликовом», «Мир на Куликовом поле».

Анализ легенд о Данко и Ларре.

Выразительное чтение стихотворений.

18-22 Февраль

22

43

44

Анализ стихотворения А.Блока «Россия»

.

С.А.Есенин «Пугачев». Отрывки. Сопоставление видения Пугачева С.Есениным и А.Пушкиным.

Восприятие, истолкование и оценка стихотворения.

Сопоставительная характеристика по вопросам.

25 Февраль-1 март

III ТРИМЕСТР

26 ЧАСОВ (13 НЕДЕЛЬ)

23

45

46

М.А.Осоргин «Пенсне» Мир вещей в рассказе. Метафора.

И.С.Шмелев. «Как я стал писателем»

Что такое бытопись.

Мое первое литературное произведение. Подготовка к контрольной работе.

4-8 март

Творческая работа.

24

47

48

Контрольная работа по произведениям литературы XX века.

Писатели улыбаются. По страницам юмористических журналов. Рассказы Тэффи, М.М.Зощенко.

Подготовить сатирическое выступление о жизни школы.

11-15 март

Р/Р

25

49

50

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин».Главы из поэмы.

Композиция поэмы.

Черты русского характера : жизнестойкость, оптимизм, скромность

Песня про бойца. Роль поэмы в русской литературе.

Характеристика героя.

18-22 март

26

51

52

Тема большой и малой родины. Народность поэмы А. Т.Твардовского «Василий Теркин».

А.П.Платонов. «Возвращение». Личность героя рассказа. Проблема человека, вернувшегося с фронта.

Высказывание о Василии Теркине.

Выразительное чтение наизусть.

Характеристика героя. Взаимоотношение героя с мирной жизнью, миром семьи.

1-5 Апрель

Р/Р

27

53

54

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П.Астафьев . Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографическая повесть.

Выразительное чтение наизусть.

Характеристика мальчика - повествователя. Анализ эпизода (деревенские окошки)

8-12 Апрель

28

55

56

«Своеобычная летопись нашего народа». Жизнь России глазами автора.

Русские поэты XX века о Родине, природе, о себе.

Д.С.Мережковский, И.Анненский.

В чем ценность деревенской фотографии? -высказывание.

Восприятие и истолкование стихотворения.

15-19 Апрель

Р/Р

29

57

58

Стихотворения Н.Заболоцкого, Н.Рубцова.

Философская лирика. Восприятие стихотворения.

22-26 Апрель

Поэты русского зарубежья о Родине

Стихотворения З.Гиппиус, Н.Оцупа, И.Бунина. Дона Аминадо.

Выразительное чтение стихотворения.

Из зарубежной литературы

30

59

60

У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Анализ эпизодов произведения. Инсценированное чтение.

29 Апрель-6 май

31

61

62

У.Шекспир Сонеты

Выразительное чтение. Сонет - теория литературы.

6 -10 май

32

63

64

Дж.Свифт.»Путешествия…Гулливера»

Фантастическое и реальное в романе. Прерсказ эпизодов.

Май -июнь

33

65

66

В.Скотт «Айвенго»

Герой- романтик. Характеристика героя.

Май -июнь

34

67

68

Читательская конференция «Круг чтения» Викторина.

Рекомендации для чтения в 9 классе.

Вопросы к конференции.

Май -июнь

35

69-70

Резервные уроки

Май - июнь


© 2010-2022