«Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 7 классе на тему

«Подготовка к сочинению-рассуждению « Дети и война»


Цель урока: - вспомнить все части рассуждения как типа речи;

- развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;

- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к памяти

погибших детей.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.

На доске слова: «А нам не довелось играть в войну,

Не мы в неё - она играла нами:

На фронт мы убегали пацанами.

И бегали мы так, что будь здоров….»

И.Пантюхов.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок - урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению « Дети и война». Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-рассуждению, вспомнить основные его части и постараться

раскрыть тему «Дети и война».

- Открываем тетради по развитию речи, записываем число и тему урока.

-В этом году наша страна отмечает 65годовщину Великой Победы. Очень часто говорят о солдатах, бойцах, которые защищали нашу Родину. Сегодня мы поговорим о детях в годы войны, о детях-героях.

2. Опрос- повторение.

Итак, мы начинаем. Давайте вспомним, что такое рассуждение? (это тип речи, который содержит высказывание мыслей, размышления, рассуждения на заданную тему) (На доску крепится таблица с определением).

- Какие типы речи вы еще знаете? (описание и повествование). Чем они отличаются от рассуждения?

-Какие основные части содержит текст рассуждения? (Тезис)

(На доске таблица «Тезис»)

3. Тезис. Запишите в тетради - тезис. Рассуждение начинается с тезиса. Как вы понимаете слово «тезис» (утверждение, тема)

Тезис нашего сочинения «Война и дети». Запишите его.

- Слайд 2-3. Какие ассоциации возникают у вас со словами - Дети, детство ( Учащиеся по одному выходят и подписывают слова - радость, смех, игра и др.

- Действительно, детство - это самое прекрасное время в нашей жизни.

« Слушайте все, начинается лето,

Первые горны пропели про это,

Первые тапочки, кеды, ботинки

Снова топочут по каждой тропинке».

Теплое, беззаботное лето обещал 1941 год детям, можно купаться, отдыхать. Ребята сдали экзамены, окончили школу, собирались поступать в институты. Но ничему этому не суждено было сбыться, началась война.

-Слад-4. Песня «Священная война».

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

Одну на все 4 года.

С утра экзамен по истории .

Нам так хотелось отличиться

Какие нам оценки выставит

Учитель завтра напоследок.

Над предрассветными просторами

Бомбардировщики маячили,

И значит, новый курс истории

Десятиклассниками начат.

- Итак, война, ребята, запишите слова, которые возникают у вас при этом слове ( боль, смерть, страх). Запишите их в другую колонку.

- Посмотрите, какие слова у вас получились? ( антонимы).

Война и дети - понятия несовместимые.

4. Доказательство. - Следующая часть сочинения - рассуждения это….. Доказательства или аргументы.

(Таблица на доске) Запишите в тетрадь.

- Взрослые мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины, дети. Сразу повзрослели дети, потому что нужно было помогать взрослым во всех делах.

А какие дела могли делать дети?

Слайды 5-6-7-8. ( Дети старались заменить своих родных, работали в поле, на заводах, в госпиталях).

Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком мужества. Ещё живут на свете люди, которые преподали урок всему человечеству. Ещё можно услышать рассказы о тех временах.

Но никто не может рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на своих умерших родных.

- Посмотрите на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

Слайд -9 - Да ребята не только работали, но и воевали в партизанских отрядах.

5. Рассказы о детях-героях.

Я знаю, вы готовили рассказы о детях героях, пожалуйста, расскажите о них.

( Учащиеся рассказывают о детях-героях)

- Сейчас я хочу, чтобы вы послушали известную песню Я.Френкиля «Журавли» и посмотрели на фотографии детей, о которых вы рассказывали. У вас на партах лежат белые бумажные птицы, пожалуйста, пишите на них имена героев и прикрепляйте к доске.

Слайды - фотографии детей-героев на фоне песни «Журавли».

- Нельзя сегодня вспомнить о Ленинградских детях, которые не воевали, но они тоже боролись, боролись с голодом и смертью. Самая знаменитая Ленинградская девочка - Таня Савичева.

(Подготовленный ученик рассказывает про семью и дневник Тани Савичевой).

- Напишите имя Тани Савичевой на бумажной птице и прикрепите его к доске. (Должен получиться клин журавлей).

- Как долго будет лететь этот клин? Мне, кажется, что все дети, пережившие эту страшную войну - герои. Вы согласны со мной?

6. Отзывы о книгах.

- Мы с вами, готовясь к отзыву о книге, прочитали много рассказов о детях в годы войны. Вы к сегодняшнему уроку должны были написать отзывы. Прочтите их.

(Несколько учащихся читают свои отзывы).

- Какой тип речи вы использовали, когда писали свои отзывы?

Говорят: «На войне детей не бывает. Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно».

- Неужели в 6-7-8лет может закончиться детство? Как вы думаете?

7. Вывод. - Из любого доказательства всегда следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно раскрыть), доказательство

(аргументы, размышления), вывод.

- Какой же вывод, ребята, вы сделаете в своих сочинениях?

8. А я хочу подвести итог нашего урока, может он тоже станет выводом вашего сочинения.

- Что вы унесете с сегодняшнего урока?

-Ребята, встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Помните, что вместе вы одна дружная семья, которой не страшны никакие преграды.

(На партах лежат вырезанные из цветной бумаги ладоши).

- На ладошах вы сейчас вместе со своим соседом напишите пожелания всем детям и прикрепите к солнцу. На них уже есть фраза: «Мы хотим, чтобы дети Земли….». Закончите её

(Звучит веселая детская песня. На доске висит плакат с нарисованным солнцем. Ребята выходят и прикрепляют свои «ладоши». Слайды - фотографии детей)

9. Домашним заданием будет написать сочинение-рассуждение.

10. Выставление оценок.

- До свидания, спасибо за урок.

© 2010-2022