Урок литературы по произведению Р. Брэдбери

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.БрэдбериУрок литературы по произведению Р.Брэдбери

КММ «№32 орта мектебі»

КГУ «Средняя школа №32»













Открытый урок

по русской литературе

«Мечты человека как зеркало в будущее»

(по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)




Разработала: учитель русского языка и литературы

Яркович Ирина Сергеевна



















Петропавл қаласы, 2015 жыл

г. Петропавловск, 2015 год



Цель урока: рассмотрение главной мечты героев рассказа Брэдбери «Каникулы» как представление о будущем всего человечества.

Задачи:

  • рассмотреть реальный и вымышленный мир в рассказе путем анализа эпизодов и личного мнения детей;

  • научить сравнивать исходные понятия и делать общие выводы;

  • развивать умение работать в группе, слушать и слышать каждого участника команды, открыто выражать свою точку зрения.

Тип урока: урок-закрепление изученного материала.

Форма урока: групповая.

Методы и приемы: кластер «Каникулы», круги Эйлера «Мир с людьми и мир без людей», метод «Займи позицию», схема «В каком мире лучше?».

Оборудование: листы А1, цветные карандаши, маркеры, цветные человечки, листы для написания послания в будущее, стикеры, аудиозапись для работы.

Целевая аудитория: 6 «В» класс.

Ход урока:

До начала урока учащиеся делятся на группы при помощи карточек со словами, которые разделены на три смысловые группы:

Активный отдых

Пассивный отдых

Школьные будни

Поход в горы

Просмотр фильмов

Домашние задания

Пикник

Сон целый день

Оценки

Игра в футбол

Чтение книг

Сменная обувь

Путешествия

Поедание вкусностей

Перемена

Соревнования

Отдых на пляже

45 минут

I. Настрой на урок:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Но прежде чем мы начнем урок, я хотела бы узнать ваше настроение. Пред вами лежат человечки пяти цветов и лист с расшифровкой цветовой гаммы. Выберите, пожалуйста, себе человечка соответствующего цвета и объясните свое настроение по формуле:

Я сегодня …, потому что…

II. Актуализация знаний:

- Ребята, рассказ, с которым мы будем сегодня работать, называется «Каникулы». А что в вашем понимании есть каникулы? Давайте составим кластер. Но он у нас будет непростым, вы в этом убедитесь в ходе нашей работы.

Стрелкой соединяем схожие понятия

Определение по словарям

Представление героев рассказа

Ассоциации

детей




Каникулы - период, свободный от учёбы или основной деятельности ( в том числе домашних заданий). (школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д.). В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно. Латинское название звезды Сириус - «Каникула» - означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы». В испанском языке также существует слово canícula (каникула)и переводится как "пора летней жары", которая приходится на середину июля и весь август и является предвестником отдыха. (Википедия)

Каникула - ж. названье светлой звезды, в созвездии Большого Пса, Сириус. Каникулы мв. жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях; полные каникулы с 1 июля по 15 августа; местами считают с июня, даже с мая. Каникульный, -лярный, до каникул относящ. Каникулыцака, воспитанники, отпущенные на каникулы. (Толковый словарь Даля)

Каникулы - латинское - dies caniculares (собачьи (жаркие) дни).

Впервые это слово упоминается в русских письменных источниках, датируемых началом XVIII в. Первоначально существительное употреблялось в качестве астрономического термина, обозначающего период, когда Солнце находится в созвездии Пса. В середине XIX в. оно приобрело современное значение - «перерыв в занятиях, предоставляемый для отдыха учащихся». (Этимологический словарь Семенова)

III. Работа в группах:

1 группа «Активисты»

2 группа «Ленивцы»

3 группа «Знайки»

Задание: найдите в тексте описание мира до исчезновения людей и после исчезновения людей. Свои наблюдения оформите при помощи кругов Эйлера.

Задание: ответьте на вопрос: какой мир лучше - с людьми или без? Свой ответ оформите, используя метод «Займи позицию».

Задание: определите мечту каждого героя рассказа и попытайтесь найти общую мечту для всех героев. Свой ответ оформите в виде схемы.

Дополнительное задание:

Составить три вопроса по содержанию выступления для проверки внимательности участников других групп.

IV. Выступление групп:

1 группа «Активисты»

Семья,

звуки природы,

архитектура, магазины с едой


  • Множество людей

  • Коттеджи

  • Бельевые веревки

  • Уличный гул

  • Звон телефона

  • Крики детей

  • Свежесть

  • Тишина

  • Сплошной парадокс

  • Одинокий дрозд

  • Ржавая железная дорога

  • Море

Мир после исчезновения людей

Мир до исчезновения людей





2 группа «Ленивцы»

Позиция автора

Позиция детей

без людей

с людьми

В каком мире лучше?



3 группа «Знайки»

Общая мечта - чтобы люди вернулись (со всей котовасией)

Населить планету новыми людьми

1. чтобы исчезли все люди;

2. вековечное лето;

3. тридцатилетние каникулы;

4. путешествия.

Найти друзей для игр

ДЖИМ

ЖЕНА

МУЖ

Мечты героев





V. Подведение итогов работы в группах:

- Ребята, как вы думаете, что написал мальчик в своем послании, которое бросил в море?

Свои предположения мы с вами тоже выполним, как и мальчик Джим, на листиках бумаги. Возьмите листочки и напишите свой вариант послания в будущее. Представьте, что вы остались одни на всей земле и что бы вы хотели изменить.

(Работа детей, 2-3учащихся с каждой группы зачитывают свои варианты).

- Спасибо за ваши мнения. А теперь скажите, почему Рей Брэдбери назвал свой рассказ «Каникулы»? (ответы детей)

VI. Рефлексия:

- Ребята, вы сегодня работали хорошо на уроке. Вы большие молодцы. Но я хочу знать, изменилось ли ваше настроение в конце урока. Вернемся к нашим цветным человечкам. (учащиеся говорят о своем настроении)

VII. Домашнее задание:

1. Написать эссе «Каким я хочу видеть свой идеальный мир?»

2. Составить кроссворд по содержанию рассказа.


Самоанализ урока

литературы по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»


Урок был проведен в 6 «В» классе. Класс со средним уровнем способностей, поэтому все задания были подобраны на развитие творческих способностей детей, а также на осмысленное чтение рассказа. Пред уроком была поставлена цель - рассмотрение главной мечты героев рассказа Брэдбери «Каникулы» как представление о будущем всего человечества. Реализовалась данная цель через составление кластера, схем, метода «Займи позицию», а также через проблемные вопросы и задания творческого характера.

Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленными целями и задачами. Время, отведённое на урок, было использовано рационально.

Содержание урока полностью соответствовало требованиям программы. Методы и приемы, используемые мною, полностью соответствовали задачам урока. Методы соответствовали содержанию урока, возрасту и уровню подготовки учащихся.

Я старалась заинтересовать детей, быть выразительной и эмоциональной. Классный коллектив на уроке проявлял активность и интерес к данной теме. Я старалась правильно распределять внимание на уроке, внимательно прислушиваться к ответам учащихся.

Организация урока была удовлетворительная, уровень дисциплины хороший. Считаю, что в ходе урока была достигнута поставленная цель и решены задачи.

Мне удалось получить соответствующие результаты обучения, избежать перегрузки и переутомления учащихся.


© 2010-2022