Урок литературы на тему Д. И. Фонвизин. Комедия Недоросль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 2.

Тема урока. Д.И. Фонвизин - « …сатиры смелый властелин…» (1745-1792 г.г.) Комедия «Недоросль.

Цели: кратко охарактеризовать время, в которое жил писатель; познакомить с личностью и творчеством Д.И. Фонвизина; дать понимание термина «классицистическая комедия»; познакомить с действующими лицами комедии «Недоросль»; содействовать формированию гуманистических идеалов личности.

Эпиграф к уроку: «…Писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис - невежде бич и страх. А.С.Пушкин.

Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Чтение отрывка из «Евгения Онегина « Пушкина.

  2. Почему А.С. Пушкин называет Фонвизина «другом свободы» и «властелином сатиры»? Чтобы это понять, давайте обратимся к эпохе, в которую жил писатель.

Работа над темой урока.



  1. «Историки». Время Фонвизина. «Осьмнадцатый век… столетье безумно и мудро» (А.Н.Радищев).

Учитель: А сейчас уместно обратиться к истории русского театра. В 1702 году по указу Петра 1 открывается государственный театр. В 18 веке сложились все условия для создания русского национального театра. 30 августа 1756 года по указу императрицы Елизаветы учреждается Русский для представления трагедий и комедий театр, дирекция поручается Сумарокову.

2). «Литераторы» знакомят с личностью комедиографа, его семьей.

А). Родители. Семья была образцовая: отец- Иван Андреевич был хорошо образован, честен, никогда не лгал (именно станет прообразом героя пьесы Стародума). Мать -Екатерина Васильевна Дмитриева -Мамонова. В семье было три сына и четыре дочери. Старший Денис был назван в честь прадеда. Был особенно близок с сестрой Феодосией Ивановной.

Б). Характер, образ жизни. Чтение эпиграфа.

Какие черты характера подчеркивает Пушкин в этих строках?

Одна из черт характера «пылкость, преострый ум», «вспыльчивость и непамятозлобие».

В). Презентация творчества Д.И .Фонвизина.

Рефлексия:

Каким вы себе представляете автора комедии «Недоросль»?

Какие черты его характера были основополагающими?

3). Работа над комедией «Недоросль»

А). Знакомство с персонажами пьесы. Почему так назвал свою комедию Фонвизин?

Кто такой недоросль?

Б). Словарная работа.

Работа с Толковым словарем Ожегова, с этимологическим словарем.

Вывод: название помогает нам понять главную проблему комедии - как готовятся дворянские дети к службе Отечеству.

В). Анализ «афиши».

-Каково, согласно канонам классицизма, требования к месту действия?

- Где происходит действие в пьесе?

-Какова сословная иерархия в пьесе?

Вывод: соблюдая каноны классицизма, действие происходит в имении Простаковых в течение суток. Фонвизин нарушает эти каноны за счет глубины и объемности пространства комедии. Он изображает имение Простаковых - Скотининых, царский двор, он рисует жизнь различных сословий: дворян, чиновников, крепостных крестьян, офицеров и солдат.

В классицистической пьесе Фонвизин строит модель государства и общественных отношений в нем.

Д). Беседа.

-Кто главный герой в пьесе?

-О чем вам говорят фамилии героев комедии?

Е). Анализ первых сцен пьесы.

-Какой сценой открывается пьеса? Как она характеризует героев, нравы в доме госпожи Простаковой?

111. Итоги урока.

Домашнее задание индивидуально - групповое:

1 группа - рассказать о госпоже Простаковой от лица портного Тришки.

2 группа - о маменьке и о себе от лица Митрофана

3 группа - о своем дядюшке Стародуме рассказывает Софья.



© 2010-2022