Урок литературы по теме Крушение теории Раскольникова (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Зареченская средняя общеобразовательная школа

Аликова Р.А.,

учитель русского языка и литературы

СЦЕНАРИЙ

урока литературы в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

ТЕМА: Крушение теории Раскольникова.

Цели: 1. Обобщение знаний учащихся по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

2. Развитие логического мышления, устной и письменной связной

речи.

  1. Воспитание гуманистических качеств: уважения к личности, толерантности, умения сочувствовать, сострадать.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки, плакаты с высказываниями писателя, раздаточный материал с вопросами для обсуждения, презентация.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Завершая изучение социально - психологического, философского романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мы вновь обратимся к образу Родиона Раскольникова. Рассуждая, размышляя о нем, анализируя его мысли, действия, поступки, ответим на вопрос:

Почему теория Раскольникова потерпела крушение?

Итак, тема нашего урока: Крушение теории Раскольникова.

( Слайд № 1)

( Слайд №2. Ф.М. Достоевский .Худ.В. Перов.)

Учитель: Прочитайте эпиграф к нашему уроку. ( Слайд №3)

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком . (Из письма Ф.М. Достоевского к брату в 1883г.)

Учитель: Как вы думаете, подходит ли данное высказывание Ф.М. Достоевского к роману «Преступление и наказание»?

(Свои мнения высказывают ребята из 1 и 2 групп).

Учитель: Ребята! Обратите еще раз внимание на значения тех слов, которые мы уже использовали при изучении романа, постараемся их запомнить:

(Слайд №4) Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности; в отношении к людям.

(Слайд №4) Психологизм - углубленное изображение психических, душевных переживаний.

(Слайд №5) Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

(Слайд №5) Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек;

(Слайд №5) Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Учитель: Посмотрите на экран (Слайд №6, всплывающая анимация). Выводится информация:

  • 11 сентября 2001 года, Нью - Йорк.

  • Москва, «Норд - Ост».

  • 1 сентября 2004 года, Беслан.

  • Москва , 2006 год, Анна Политковская.

  • Тверская область, 2006 год, семья священника Андрея Николаева.

Учитель: Что объединяет все эти события?

(Безвинная смерть безвинных людей).

Учитель: Как видите, и сегодня находятся люди, которые в угоду своим безнравственным идеям, амбициям поднимают руку на святая из святых - человеческую жизнь. Поэтому роман «Преступление и наказание» актуален и в наши дни, хотя и написан во второй половине 19 века - в 1866 году. Роман «Преступление и наказание» считается лучшим произведением писателя.

  1. Обсуждение вопросов, предложенных учащимся 1 группы.

(Руководителем группы является ученик, который организовывал предварительную работу по подготовке ответов на вопросы, предложенные учителем и учащимися 2 группы ).

(Слайд №6) 1. Какую теорию разработал Раскольников?

  1. Каковы причины, побудившие совершить убийство?

  2. Почему Раскольников выбирает своей жертвой Алену Ивановну?

Примерные ответы учащихся на 1 вопрос:

В теории Раскольникова отразились и жизнь, и характер, и мировоззрения героя. Раскольников - человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную (дает деньги семье Мармеладовых, спасает детей во время пожара). Вместе с тем, он горд, необщителен, одинок, быть может, потому что убежден в своей исключительности. Он придумал теорию, чудовищную по своей сути. Человечество, по мнению Раскольникова, делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, например, как Наполеон, которые навязывают большинству свою волю.

Герой романа думает, что людей, которые неспособны сами изменить свою жизнь, спасет некий «властелин», то есть по сути добрый тиран. Он решает, что можно в одиночку проложить путь к счастью.

Отвечая на 2 вопрос, ребята отметили, что причиной убийства является проверка теории, разработанной Раскольниковым.

При ответе на 3 вопрос учащимися были высказаны следующие суждения:

-По дороге от старухи - ростовщицы, к которой Раскольников с первого взгляда почувствовал «непреодолимое отвращение, он зашел в один плохенький трактир и крепко задумался: «Страшная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок, и очень, очень занимала его». От старухи, следовательно, он «вынес зародыш своей мысли» о возможности воспользоваться правом сильного и пролить кровь этой злой и ничтожной ростовщицы, с тем, чтобы воспользоваться ее капиталом и «посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». «Убийство, устранение «гадкой старушонки - процентщицы в его глазах теоретика и деятеля - всего лишь «проба» собственных сил, всего лишь проверка и ответ на вопрос: к какому разряду человечества он относится: тварь или право имеющий?

Учитель: Ребята, один ученик из вашей группы должен был составить цепочку мыслей Раскольникова до преступления. Итак, слово предоставляется .... (Учащийся читает мысли, выписанные из текста произведения, объясняя когда, где произносит их Раскольников).

Учитель: О чем свидетельствует цепочка мыслей Раскольникова?

Ученик: О том, что рассудок Раскольникова находится в противоборстве с нравственным чувством, с свободной духовностью, которая проявляется как сострадание к несчастным и готовность служить им. Это глубинное духовное начало стучится в сознание Раскольникова, заявляет о себе в чувстве тоски и отвращения к задуманному. Эта цепочка мыслей проливает свет на внутреннюю драму Раскольникова.

Учитель: Человеческая природа не принимает кровавого насилия и реагирует на него чувством бесконечного отвращения, внутреннее противодействие замыслу было очень сильным. Неслучайно перед преступлением он видит сон. Автор прибегает к интересному приему самораскрытия личности героя - к передаче его сна, в котором болезненные переживания Раскольникова предстают в самом обнаженном виде. Ребята, давайте еще раз обратимся к описанию первого сна Раскольникова и ответим на вопрос: для чего автор ввел его в свой роман? (Часть 1, глава 5)

(Учащиеся первой и второй групп высказывают свои мнения.)

Учитель: Действительно, сон Раскольникова на редкость многозначен. Во-первых, здесь протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли. Все это свидетельствует о тонкой доброй душе героя. Под влиянием снов происходит активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителю «клячонки». Другой - желание подняться до положения судьи, «иметь право покарать зарвавшихся «хозяев». Подбор выразительных средств, экспрессия речи создают страшную картину.

Учитель: Какой вывод сделала первая группа, ответив на предложенные вопросы, изучив мысли Раскольникова?

Вывод: Таким образом, идея, поработившая сознание и волю, победила добрые чувства героя и «толкнула» его на страшное преступление.

3.Обсуждение вопросов, предложенных учащимся 2 группы.

Учитель: Ребята! Сейчас на предложенные вопросы будут отвечать учащиеся второй группы. Ребята из второй группы будут активными слушателями, то есть могут делать записи в тетрадях, вносить дополнения, выразить несогласие. Итак, в процессе подготовки к уроку ребята готовили ответы на следующие вопросы:

  1. Преступление совершено. Чувствует ли себя Раскольников в позиции «сильного»?

  2. В чем выражается духовный конфликт Раскольникова?

  3. Почему герой «сделал явку с повинной»?

После того, как высказались учащиеся по первому вопросу, учитель обобщает ответы учащихся.

Учитель: Действительно, после совершенного преступления Раскольников не чувствует себя в позиции «сильного». И вовсе не из-за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину. Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать.

Переходим к обсуждению второго вопроса.

(Выслушиваются ответы ребят второй группы)

Учитель: Духовный конфликт Раскольникова выражается в борьбе добра и зла. (Слайд № Опорная схема)

( Ребята отвечают на 3 вопрос)

Учитель: Ребята, хочу согласиться с вашими ответами. Действительно, холодный расчет Раскольникова столкнулся с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастьям людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Человеческая природа, его натура не выдерживает мучительного чувства преступности: он все время проговаривается, выдает себя. В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается, как «сделать явку с повинной»

Вы тоже составляли цепочку мыслей Раскольникова после преступления. Прочитайте их. (Читает учащийся.).

Учитель: О чем свидетельствуют мысли Раскольникова?

(Ответы учащихся)

Учитель: Вы, готовясь, к уроку написали сочинение - миниатюру «Почему Раскольников терзается и мучается после совершенного преступления?».По моему мнению, лучшее сочинение у ..... Послушайте его (читает сочинение).

Учитель: Два ученика по собственной инициативе приготовили инсценировку разговора Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой.(Часть 5, глава 4).

(Выступление учащихся)

Учитель: Вспомните, ребята, эпилог. Упоминаются ли слезы Раскольникова?

(Да. После болезни Сони, когда она пришла к Раскольникову). Читается отрывок из текста:

…Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их лицах. В этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.

Учитель: Ребята, почему теория Раскольникова потерпела крушение?

(Она антигуманна. Направлена против самой высшей ценности на Земле - против человека).

Вывод: Ф.М. Достоевский показал, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Рефлексия. Учитель: К чему придет человечество, если пойдет дорогой Раскольникова? Ваше мнение. (Высказывания учеников).

Учитель: Я желаю вам жить и радоваться каждому дню. Помнить народную мудрость: «Жизнь прожить - не поле перейти». Все бывает в жизни: радости, победы, мучения, страдания, потери. Но при всем при этом нужно всегда оставаться человеком с чистой душой, красивыми мыслями и поступками.

И всегда помнить слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир».

Домашнее задание: написать сочинение по произведению «Преступление и наказание», определив самостоятельно тему.



© 2010-2022