Конспект урока-практикума по русскому языку Правописание безударных гласных в корне слова (обобщение)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. «Правописание безударных гласных в корне слова».

Преподаватель ГБПОУ РО «ЗернПК» Ващенко А.В.


Цели занятия: повторить орфограммы в корне слова: правописание проверяемых, непроверяемых, чередующихся гласных в корнях слов.

Форма урока: урок-соревнование.

Оборудование: интерактивная доска, персональные компьютеры.

Структура урока.

  1. Организация начала урока.

  2. Подготовка к основному этапу урока.

  3. Обобщение и систематизация знаний по теме.

  4. Контроль и взаимопроверка результатов работы.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Тип занятия: систематизация и обобщение изученного материала.
Форма урока: урок-практикум, обеспечивающий организацию равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия.


Ход занятия.

  1. Объявление темы, целей занятия. Сегодня на занятии мы повторим одно из

самых трудных, по мнению студентов, правил: правописание гласных в корне слова. Но мы будем не просто повторять, а посоревнуемся в лучшем знании орфограмм, разделившись на 4 команды. Наше состязание будет состоять из четырёх туров и «разминки». Задание каждого тура выполняется каждым членом команды в тетради и представителями команд - на интерактивной доске. Тетради сдаются на проверку в конце занятия. Командой-победительницей будет та, которая наберёт большее количество баллов за каждое правильно выполненное задание. Кроме того, эти баллы будут учитываться при выставлении отметок за урок при подведении итогов.

Теоретическая разминка.

Начинаем мы наше занятие с теоретической разминки.

Помните слова героя книги Л.Б.Гераскиной «В стране невыученных уроков»?

«Мне задали правила по безударным гласным. Надо было их повторить. Я этого делать, конечно, не стал. Бесполезно повторять то, чего все равно не знаешь...»

Надеюсь, что наше повторение будет полезно всем.

Каждая команда подготовила презентацию одного из правил, связанного с правописанием безударных гласных в корне слова. Демонстрация презентаций на интерактивной доске. (Можно усложнить задание, демонстрировать схемы, студенты должны сами вспомнить правило, рассказать его и привести примеры).

Критерии оценивания: лаконичность, ясность, уместность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование ярких эффектов). Общий высший балл - 5. В оценочном листе каждая команда выставляет свои баллы команде противника.

Первый тур «Найди орфограмму».

Каждой команде предлагается недеформированные тексты в бумажном и электронном варианте. Задание: найти в тексте орфограммы (не менее 10) по теме занятия, оформить текст с пропусками букв, в тетради подготовить справочный материал с графическим объяснением выделенных орфограмм. Работу рекомендуется сначала сделать индивидуально, а затем обсудить её результаты в группе и прийти к общему мнению. После проверки и обсуждения результатов оформляется окончательный электронный вариант текста для демонстрации и работы на интерактивной доске. Оценивается соответствие выбора орфограмм теме урока и правильность справочного материала (2 балла за каждую правильную орфограмму с объяснением правописания).

Пример недеформированного текста, который должны преобразовать студенты.

Первые лучи солнца озарили дремлющую равнину, осторожно коснулись верхушек деревьев. Отраженные зеркальной гладью реки, блестели белоснежные облака, причудливые силуэты которых, беспрестанно меняясь, тихо плыли в синей выси. Цветы расправляли свои лепестки, и, когда поднималось солнце, они блистали капельками росы. Подрастающие деревца весело поклонились солнцу, подставляя свои нежные листочки тёплым солнечным лучам. Травяной ковер представлял собой удивительное сочетание красок. Поравнявшись с ручьём, замерла пробиравшаяся к норке ящерица. Степь проснулась и ожила.

Деформированный текст.

Первые лучи солнца оз…рили дремлющую р…внину, осторожно к…снулись верхушек деревьев. Отр…женные зеркальной гладью реки, бл…стели белоснежные обл…ка, причудливые силуэты которых, беспрестанно м…няясь, тихо плыли в синей выси. Цветы распр…вляли свои лепестки, и, когда подн…малось солнце, они бл…стали капельками р…сы. Подр…стающие деревца весело покл…нились солнцу, подст…вляя свои нежные листочки тёплым солнечным лучам. Тр…вяной ковер предст…влял собой уд…вительное соч…тание красок. Пор…внявшись с ручьём, зам…рла проб…равшаяся к норке ящерица. Степь проснулась и ожила.

  1. Второй тур «Эстафета».

«...Я уже собирался потихоньку вылезти в окно, но Люся опять вспомнила - они должны вставлять в слова пропущенные буквы. У меня даже зубы заныли от досады. Кому интересно делать бесполезную работу? Буквы в словах пропускают нарочно, самые трудные. По-моему, это нечестно. Как бы ни не хотелось, а вставлять пришлось».

Задание: вставить пропущенные буквы в деформированный текст, объясняя условия выбора орфограммы. Правильный ответ с объяснением орфограммы оценивается в 2 балла, правильный ответ без объяснения - 1 балл. Члены команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Если ответ или объяснение неверны, то отвечают члены команды, которые подготовили данный текст. Дополнительные баллы получает команда, которая сможет найти и объяснить другие орфограммы.

  1. Третий тур «Создай тест» (работа с использованием программы «Мy test»).

Задание: каждая группа составляет в электронном виде контрольный тест из 5 вопросов с множественным или единственным выбором ответа (указать заранее) на правописание безударных гласных в корне слова, отмечая варианты правильных ответов. С целью экономии времени материал к данным тестам студенты могут подготовить дома. Кроме того, преподавателю следует заранее проверить правильность предложенных ответов, чтобы избежать ошибок при оценивании результатов. Работу можно выполнять также индивидуально, т.е. каждый член команды составляет свой тест, в этом случае можно оценить работу каждого, а не группы в целом. Закончив работу, члены команд сохраняют тесты в соответствующей папке «Тесты».

  1. Четвертый тур «Наедине с орфограммой». Задание: члены команды (каждый в отдельности)

решают тестовые задачи, подготовленные другими командами, получая отметку, фиксируя её в оценочном листе. Для оценивания общего результата работы команды баллы суммируются.

  1. Пятый тур «Творческое задание» ( это задание можно также предложить выполнить дома)

Пока одни члены команды работают с тестами, другие выполняют творческое задание по выбору:

1) списать текст, выделяя орфограммы с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. Выделенные слова заменить синонимами - словами с чередующимися гласными в корне;

2) придумать заголовок и написать сочинение - миниатюру, используя опорные слова.

Вариант творческого задания.

1. Спишите текст, выделяя орфограммы с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. Выделенные слова замените синонимами - словами с чередующимися гласными в корне.

Заря засияла. Луч солнца пробежал по земле, и деревья, трава весело засверкали. Спортсмены встают, быстро одеваются и выбегают на утреннюю разминку. Трибуны непривычно пусты. На мгновение все спортсмены застыли. Но вот по команде тренера разминка началась. В воздухе замелькали загорелые руки, головы опускаются всё ниже, кончики пальцев притрагиваются к шелковой траве. Затем пробежка по стадиону, работа с мячом. Сегодня матч.

Слова для справок: накл...няются, заг...рается, р...стительность, забл...стела, соб...раются, зам...рли, подн...маются, к...саются, к...снулся земли.

2. Придумать заголовок и написать сочинение-миниатюру, используя данные опорные слова.

Сл…гали, прекл…нялись, тв…рил, выб…рал, к…снулся, с зам…ранием, зан…мал, прил…гать (усилия), бл…стательный.

Выполнение второго задания оценивается более высоким баллом.

  1. Подведение итогов, оценивание участников, объявление команд-победителей.

Рефлексия: мнение студентов о проделанной работе. Индивидуальное оценивание возможно после проверки тетрадей с выполненными заданиями.

  1. Домашнее задание.

А) Составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.

Б) Взять недеформированный текст из учебника и приготовить к нему справочные материалы.

Оценочный лист.

Ф.И. обучающегося

Оценка

Отметка координатора

Теоретический тур

Макс. 5 баллов

Подготовка презентации, озвучивание правила

Первый тур «Найди орфограмму»

Макс. 10 баллов

Второй тур «Эстафета»

Макс. 20 баллов.

Третий тур «Создай тест»

Макс. 10 баллов

Четвертый тур «Наедине с орфограммой»

Макс. 5 баллов

Пятый тур «Творческое задание».

Макс. 5 баллов



Список используемой литературы.

  1. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 кл./Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая.- М.: Просвещение, 1991.

  2. Нарушевич А.Г. Тест или текст.// Еженедельник «Русский язык» издательского дома "Первое сентября" - 2002. - № 24

  3. Узрютова Г.И. Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме «Повторим орфографию» // Завуч. - 2006. - № 2.

  4. Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык: Книга для учителя.- Симферополь: Таврида, 2001.

  5. Электронные ресурсы удаленного доступа.

Гращенкова А.М. Ассоциативный словарь. URL it-n.ru















































© 2010-2022