Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме: «Причастный оборот и его синтаксические синонимы»

Класс: 7 класс

Задачи

• образовательная - сформировать понятие о причастном обороте и его синтаксическом синониме - предложении с союзным словом «который;

• развивающая- сформировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; правильно определять границы причастного оборота; заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом

развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

• воспитательная - воспитание культуры поведения, уважения к чужому труду, умения слушать и быть услышанным.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint; индивидуальные карточки

Учебник:

Ход урока:

1.Организационный момент

Слайд 1

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

. Мотивационная беседа

Учитель:

-Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.

- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о жителях одного лингвистического городка. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов

3. Актуализация знаний

Слайд 2

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Учитель: В одном небольшом лингвистическом городке Причастино, который вы вряд ли найдете на карте, жили обыкновенные жители. Они совершали различные действия: ходили , бегали, строили, учились. Но делали они все это невесело, потому что у жителей не было имен. И каждого называли просто «который» или «которая»: учитель-«который учит»; писатель- «который пишет»; ученик - «который отвечает».

Из-за этого в городе нередко происходила путаница. И тогда мудрый мэр издал указ: «Каждый горожанин получит новое имя. Тот, который пишет, - Пишущий; тот, который читает, - Читающий; тот, который рисует,- Рисующий»

4.Работа по образованию причастий

Слайд 3

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Учитель: Этот указ, ребята, сохранился до наших дней. Но, к сожалению, некоторые его фрагменты стерлись от старости. Давайте мы сейчас попробуем их восстановить. Какие же имена получили жители этого города?

Который изучает- изучающий.

Который рассказывает - рассказывающий.

Который смеется - смеющийся.

Который думает - думающий.

Который танцует - танцующий.

Который ускакал - ускакавший.

Который измучился - измучившийся.

Который сочинял - сочинявший

Которого не поняли - непонятый.

Которого не узнали - неузнанный

Дети записывают «имена жителей» в тетрадях

Учитель: Обратите внимание, что мэр города очень демократичен, поэтому он сделал оговорку в своем указе: каждый житель сам решает, кто он: «который верил» или «веривший»; «который знает» или «знающий»

Запись на доске:

  • малыш, который улыбается

  • вулкан, который действует

  • костер, который горит

Задание:

А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.

  • малыш, который улыбается - малыш улыбающийся

  • вулкан, который действует - вулкан действующий

  • костер, который горит - костёр горящий

(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)

- Как изменились данные фразы?

- Что такое причастие?

Б. Распространите данные причастия.

  • малыш улыбающийся (кому?)

  • вулкан действующий (где?)

  • костёр горящий (как?)

В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).

- Ваше открытие верно. Цель нашего исследования - изучить причастный оборот. .

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с учебником.

- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.173).

- Занесите в справочник определение причастного оборота в виде схемы (1 ученик работает у доски). Самопроверка.

2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.

Запись на доске:

А. дремлющий на скамейке

Б. спокойно дремлющий

В. дремлющий старик

Г. тихо дремлющий

(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.

- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой - изучить строение данных предложений. Сделать выводы.

Запись на доске:

В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.

Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.

(У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).

- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники.

(Учитель в это время рисует схемы предложений).

- Сравним ваши предположения с материалом параграфа на стр. 173-174

IV. Закрепление материала. Творческая работа.

1. Работа с карточками по вариантам. Задания дифференцированы.

- Наши открытия, уважаемые исследователи, необходимо проверить и закрепить на практике.

Тест. I вариант

1. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.

б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.

б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.

Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

• «застывший от мороза»;

• «искрящийся на солнце»;

• «дующий в лицо».

или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

Ответы:

1 2

б а

Тест. II вариант

1.Укажите предложение с причастным оборотом:

а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.

б) Мы решили направиться к протекающей реке.

2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:

а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.

б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.

Составьте:

С данными причастными оборотами 1-2 предложения.

• «застывший от мороза»;

• «искрящийся на солнце»;

• «дующий в лицо».

или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

Ответы:

1 2

а а

(Ответы записаны на доске, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут зачитать получившиеся предложения). Работы обязательно оцениваются.

5. Тренировочные упражнения

Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастным оборотом.

Слайд 4-7

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Учитель: Обрадовались жители этого города и решили в знак благодарности преподнести своему мэру подарки. Давайте посмотрим, что же они подарили, а заодно выполним упражнение.

Задание: заменить предложение с союзным словом «который» синтаксическим синонимом, то есть причастным оборотом.

Задание с объяснением выполняется учеником на доске.

Предложения

Книга, которая рассказывает о происхождении слов.

Музыка, которая повышает настроение.

Игра, которая заставляет думать.

Цветок, который издает удивительный аромат.

Учитель: А какие вы, ребята, подарки хотели бы подарить своим друзьям? Запишите свои предложения и выполните аналогичное задание.

Задание выполняется учеником в тетради. При проверке особое внимание обращается на границы причастного оборота, постановку знаков препинания.

Физкульминутка (гимнастика для глаз)

1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. А затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает уровообращение.

2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами. закройте другой глаз.

Повторить 10 раз. Укрепляет мышцы глаз.

3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

4.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их 10 раз быстро и легко

моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз.

6. Выполнение разноуровневых заданий. Работа с индивидуальными карточками

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая тоже заставляет думать. Но сначала ответьте на вопросы: какие вы читали книги, рассказывающие о происхождении слов; как называется наука, изучающая происхождение слов?

Карточка №1 (1 уровень сложности)

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь

Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро

Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо

Человек, выражающий внимание

Человек, восприимчивый к впечатлениям

Слова для справок: неравнодушный, благодарный, отзывчивый. внимательный, чуткий


Карточка №2 (2 уровень сложности)

Учащиеся не пользуются словами для справок

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь

Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро

Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо

Человек, выражающий внимание

Человек, восприимчивый к впечатлениям

Ключ к карточкам:

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь

Отзывчивый

Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро

Благодарный

Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо

Неравнодушный

Человек, выражающий внимание

Внимательный

Человек, восприимчивый к впечатлениям

Чуткий

Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему я выбрала именно эти качества человека?

Ученики: Жители города Причастино отличались отзывчивостью и благодарностью, а их мэр был чуткий и внимательный.

7. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота.

Учитель: Ребята, причастные обороты делают нашу речь более живой и образной. Но, к сожалению, некоторые при употреблении причастных оборотов допускают грамматические ошибки. Вот и сейчас мне в руки случайно попалось объявление, написанное не очень образованным жителем города Причастино. Давайте прочитаем и исправим ошибки.

Слайды 9-10

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Ключ:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Дополнительное задание: найти и подчеркнуть орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

8. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом и узнали. что его можно заменять синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который».

Мне очень интересно было работать с вами. Всем спасибо за работу.

Оценки за урок .

9.Домашнее задание

Слайд 11

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему Причастный оборот

Рефлексия

-Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

-Как вы усвоили пройденный материал?

-Какие были трудности?

-Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?



© 2010-2022