- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Живи, красуйся, наш родной язык!
Живи, красуйся, наш родной язык!
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестеренко Н.А. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и языка на тему: «Живи, красуйся, наш родной язык!».
Для учащихся 5-6 классов.
Цель:
-
привлечь внимание учащихся к источникам славянской письменности и истокам народной мудрости, обогатить и дополнить имеющиеся знания;
-
развивать логическое мышление, познавательные и поисковые интересы школьников;
-
способствовать формированию духовно богатой языковой личности; воспитывать любовь к родному слову и чувство гордости за свой народ.
Ход мероприятия:
Учитель:
-
Наша встреча посвящена Дню славянской письменности и языка, который ежегодно празднуется 24-го мая. Начиная с 1992 года, эта дата, приуроченная ко дню памяти равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, отмечается как государственный праздник.
Давайте вспомним, что вам известно о братьях Кирилле и Мефодии. (Учащиеся рассказывают о Кирилле и Мефодии).
Друзья, у нас сегодня гости. К нам пожаловала сама Королева Языка.
Под звуки фанфар заходит Королева в сопровождении своей свиты.
Королева Языка:
-
Я наука непростая, хотя и интересная. Живу я в королевстве слова. Приглашаю вас в свою речевую мастерскую. В путешествие мы возьмем много языковых сокровищ. Мои помощники будут помогать вам в этом.
Мы - россияне. Наш язык - русский. Это язык, на котором мы говорим и думаем, государственный язык нашей страны. Родной язык - бесценное сокровище, которое нужно не только любить, но и беречь как зеницу ока.
У меня для вас, ребята, есть интересные задания.
Задание 1.
Из данных слов сформулируйте высказывания:
1. Буду, язык, я, золотой, учиться.
2. От, и, слова, лед, теплого, тает.
Правильные ответы:
1. Буду я учиться золотому языку.
2. От теплого слова и лед тает.
Объясните, как вы понимаете эти высказывания.
Задание 2.
Учитель:
-
Ребята, давайте вспомним, что такое эпитет. (Слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета).
Королева Языка:
-
Отгадайте слово по предложенным эпитетам:
-
Теплая, солнечная, зеленая, богатая, прекрасная, поэтическая, веселая, забавная. (Весна).
-
Свежий, вкусный, священный, родительский, пшеничный, твердый, душистый, рыхлый, румяный, хрустящий, тяжелый, белый, черный. (Хлеб).
-
Легкомысленный, пустой, серьезный, глупый, умный, трудолюбивый, образованный, порядочный, хороший, несправедливый, счастливый, вежливый, гуманный, строгий, больной, старательный, щедрый, благородный, отзывчивый, сентиментальный. (Человек).
-
Тяжелый, легкий, человеческий, приятный, ежедневный, добросовестный, любимый, честный, полезный, кропотливый, титанический, бескорыстный.
(Труд).
Королева Языка:
-
А теперь посмотрите. У меня есть помощник - Мудрое дерево, которое дает мне полезные советы. Оно заскучало, сбросило листочки. (На доске висит нарисованное сказочное дерево).
Задание 3.
Учитель:
-
Дети, давайте поможем дереву. Каждый из вас должен подобрать и записать на листочке эпитет к слову «язык».
Королева Языка:
-
А наших гостей приглашаем также присоединиться к нам.
Учитель:
-
Украсим дерево.
-
Посмотрите, изменилось ли наше дерево?
-
А какова же роль эпитетов в речи?
-
Так и наша речь, благодаря эпитетам, становится выразительной, точной, богатой.
Ну а как же возникли наши буквы?
Прямым предшественником славянского языка является алфавит, созданный великими просветителями славян - братьями Кириллом и Мефодием. Уже в 863 году Кирилл и Мефодий привезли из Византии славянскую азбуку и богослужебные книги, переведенные на славянский язык. Долгое время буквы этой азбуки не были похожи на современные.
Существует два вида славянских письменных знаков: глаголица и кириллица (названа учениками Кирилла в честь своего учителя). Кирилличный алфавит начал широко использоваться в художественной и светской литературе.
Самая давняя книга на Руси, написанная кириллицею в ХІ веке - Остромирово Евангелие.
Еще одна книга, про которую нельзя не вспомнить - Пересопницкое Евангелие, выдающаяся рукописная памятка языка и искусства.
В середине ХVІІ века у восточных славян возникает книгопечатание. Печатный алфавит создан на основе кирилличного письма. В 1708 году после реформы Петра І старый печатный шрифт был несколько изменен: из алфавита изъяли лишние буквы, написание некоторых упростили.
Первая печатная книга под названием «Апостол» напечатана в Москве в 1564 году Иваном Федоровым.
И сейчас кириллица - в основе нашего алфавита. Потребовались долгие годы, чтобы буквы нашего алфавита получили ту графическую форму, которую они теперь имеют.
Королева языка:
Задание 4.
- Смотрите, у меня для вас есть странная надпись - послание из древности. Переведите ее, воспользовавшись кириллицей (текст написан кирилличным письмом).
(Детям раздаются свитки с посланием и кирилличный алфавит).
Что умеете хорошего, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
(Владимир Мономах).
-
Как вы понимаете это высказывание?
Задание 5.
Детям раздается алфавит.
Учитель:
-
Раскодируйте выражение, записанное цифрами. Под каждой цифрой скрывается какая-либо буква алфавита.
21, 14 - 19, 16, 12, 18, 16, 3, 10, 27, 6 25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 1.
(Ум - сокровище человека).
Учитель:
-
Согласны ли вы с этим высказыванием?
Рефлексия.
С помощью викторины давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, кого вспомнили.
Вопросы викторины:
-
Что вы знаете о равноапостольных братьях Мефодии и Кирилле?
-
Кем была отпечатана первая книга в Москве?
-
Попробуйте одной фразой сформулировать мысль о важности письменности в жизни народа.
-
Вспомните и назовите древнейшие книги.
Учитель:
-
Мы все сегодня хорошо поработали. И Королева нам приготовила подарки.
(Учащимся и гостям Королева раздает небольшие цветные свитки, перевязанные цветными лентами, на которых записаны пословицы и поговорки о языке).
Пословицы и поговорки о языке:
-
Слова хороши, если они коротки.
-
Поменьше говори, побольше услышишь.
-
Ласковым словом и камень растопишь.
-
Сперва подумай, потом скажи.
(Присутствующие, развернув свитки, читают пословицы и поговорки. Затем учащиеся поясняют содержание).
Подведение итогов.
-
А теперь мы хотели бы услышать ваши мнения об увиденном и услышанном.
Розовые листочки - что вам понравилось на уроке?
Желтые листочки - что нового вы узнали для себя?
Зеленые листочки - что хотели бы увидеть, или что узнать о русском языке?
Голубые листочки - как вам могут помочь в обучении такие мероприятия?
-
Мы с вами еще не раз убедимся в том, что язык - это великий дар природы, развитой и усовершенствованный за тысячелетия с того времени, как человек стал человеком.
Завершим нашу встречу словами М. Горького: «Всякий материал, а язык особенно, требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть, - ясного, точного, красочного, звучного и дальнейшего любовного развития этого лучшего».