Живи, красуйся, наш родной язык!

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и языка на тему: «Живи, красуйся, наш родной язык!». Для учащихся 5-6 классов. Цель: ·        привлечь внимание учащихся к источникам славянской письменности и истокам народной мудрости, обогатить и дополнить имеющиеся знания; ·        развивать логическое мышление, познавательные и поисковые интересы школьников; ·        способствовать формированию духовно богатой языковой личности; воспитывать любовь к родному слову и чувство... Что умеете хорошего, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.  (Владимир Мономах). -         Как вы понимаете это высказывание?   Задание 5. Детям раздается алфавит. Учитель: -         Раскодируйте выражение, записанное цифрами. Под каждой цифрой скрывается какая-либо буква алфавита. 21, 14 – 19, 16, 12, 18, 16, 3, 10, 27, 6     25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 1. (Ум – сокровище человека). Учитель: -         Согласны ли вы с этим высказыванием? Рефлексия. С помощью викторины давайте вспомним, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и языка на тему: «Живи, красуйся, наш родной язык!».

Для учащихся 5-6 классов.

Цель:

  • привлечь внимание учащихся к источникам славянской письменности и истокам народной мудрости, обогатить и дополнить имеющиеся знания;

  • развивать логическое мышление, познавательные и поисковые интересы школьников;

  • способствовать формированию духовно богатой языковой личности; воспитывать любовь к родному слову и чувство гордости за свой народ.

Ход мероприятия:

Учитель:

  • Наша встреча посвящена Дню славянской письменности и языка, который ежегодно празднуется 24-го мая. Начиная с 1992 года, эта дата, приуроченная ко дню памяти равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, отмечается как государственный праздник.

Давайте вспомним, что вам известно о братьях Кирилле и Мефодии. (Учащиеся рассказывают о Кирилле и Мефодии).

Друзья, у нас сегодня гости. К нам пожаловала сама Королева Языка.

Под звуки фанфар заходит Королева в сопровождении своей свиты.

Королева Языка:

  • Я наука непростая, хотя и интересная. Живу я в королевстве слова. Приглашаю вас в свою речевую мастерскую. В путешествие мы возьмем много языковых сокровищ. Мои помощники будут помогать вам в этом.

Мы - россияне. Наш язык - русский. Это язык, на котором мы говорим и думаем, государственный язык нашей страны. Родной язык - бесценное сокровище, которое нужно не только любить, но и беречь как зеницу ока.

У меня для вас, ребята, есть интересные задания.

Задание 1.

Из данных слов сформулируйте высказывания:

1. Буду, язык, я, золотой, учиться.

2. От, и, слова, лед, теплого, тает.

Правильные ответы:

1. Буду я учиться золотому языку.

2. От теплого слова и лед тает.

Объясните, как вы понимаете эти высказывания.

Задание 2.

Учитель:

  • Ребята, давайте вспомним, что такое эпитет. (Слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета).

Королева Языка:

  • Отгадайте слово по предложенным эпитетам:

  1. Теплая, солнечная, зеленая, богатая, прекрасная, поэтическая, веселая, забавная. (Весна).

  2. Свежий, вкусный, священный, родительский, пшеничный, твердый, душистый, рыхлый, румяный, хрустящий, тяжелый, белый, черный. (Хлеб).

  3. Легкомысленный, пустой, серьезный, глупый, умный, трудолюбивый, образованный, порядочный, хороший, несправедливый, счастливый, вежливый, гуманный, строгий, больной, старательный, щедрый, благородный, отзывчивый, сентиментальный. (Человек).

  4. Тяжелый, легкий, человеческий, приятный, ежедневный, добросовестный, любимый, честный, полезный, кропотливый, титанический, бескорыстный.

(Труд).

Королева Языка:

  • А теперь посмотрите. У меня есть помощник - Мудрое дерево, которое дает мне полезные советы. Оно заскучало, сбросило листочки. (На доске висит нарисованное сказочное дерево).

Задание 3.

Учитель:

  • Дети, давайте поможем дереву. Каждый из вас должен подобрать и записать на листочке эпитет к слову «язык».

Королева Языка:

  • А наших гостей приглашаем также присоединиться к нам.

Учитель:

  • Украсим дерево.

  • Посмотрите, изменилось ли наше дерево?

  • А какова же роль эпитетов в речи?

  • Так и наша речь, благодаря эпитетам, становится выразительной, точной, богатой.

Ну а как же возникли наши буквы?

Прямым предшественником славянского языка является алфавит, созданный великими просветителями славян - братьями Кириллом и Мефодием. Уже в 863 году Кирилл и Мефодий привезли из Византии славянскую азбуку и богослужебные книги, переведенные на славянский язык. Долгое время буквы этой азбуки не были похожи на современные.

Существует два вида славянских письменных знаков: глаголица и кириллица (названа учениками Кирилла в честь своего учителя). Кирилличный алфавит начал широко использоваться в художественной и светской литературе.

Самая давняя книга на Руси, написанная кириллицею в ХІ веке - Остромирово Евангелие.

Еще одна книга, про которую нельзя не вспомнить - Пересопницкое Евангелие, выдающаяся рукописная памятка языка и искусства.

В середине ХVІІ века у восточных славян возникает книгопечатание. Печатный алфавит создан на основе кирилличного письма. В 1708 году после реформы Петра І старый печатный шрифт был несколько изменен: из алфавита изъяли лишние буквы, написание некоторых упростили.

Первая печатная книга под названием «Апостол» напечатана в Москве в 1564 году Иваном Федоровым.

И сейчас кириллица - в основе нашего алфавита. Потребовались долгие годы, чтобы буквы нашего алфавита получили ту графическую форму, которую они теперь имеют.

Королева языка:

Задание 4.

- Смотрите, у меня для вас есть странная надпись - послание из древности. Переведите ее, воспользовавшись кириллицей (текст написан кирилличным письмом).

(Детям раздаются свитки с посланием и кирилличный алфавит).

Живи, красуйся, наш родной язык! Живи, красуйся, наш родной язык!

Что умеете хорошего, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

(Владимир Мономах).

  • Как вы понимаете это высказывание?

Задание 5.

Детям раздается алфавит.

Учитель:

  • Раскодируйте выражение, записанное цифрами. Под каждой цифрой скрывается какая-либо буква алфавита.

21, 14 - 19, 16, 12, 18, 16, 3, 10, 27, 6 25, 6, 13, 16, 3, 6, 12, 1.

(Ум - сокровище человека).

Учитель:

  • Согласны ли вы с этим высказыванием?

Рефлексия.

С помощью викторины давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, кого вспомнили.

Вопросы викторины:

  1. Что вы знаете о равноапостольных братьях Мефодии и Кирилле?

  2. Кем была отпечатана первая книга в Москве?

  3. Попробуйте одной фразой сформулировать мысль о важности письменности в жизни народа.

  4. Вспомните и назовите древнейшие книги.

Учитель:

  • Мы все сегодня хорошо поработали. И Королева нам приготовила подарки.

(Учащимся и гостям Королева раздает небольшие цветные свитки, перевязанные цветными лентами, на которых записаны пословицы и поговорки о языке).

Пословицы и поговорки о языке:

  1. Слова хороши, если они коротки.

  2. Поменьше говори, побольше услышишь.

  3. Ласковым словом и камень растопишь.

  4. Сперва подумай, потом скажи.

(Присутствующие, развернув свитки, читают пословицы и поговорки. Затем учащиеся поясняют содержание).

Подведение итогов.

  • А теперь мы хотели бы услышать ваши мнения об увиденном и услышанном.

Розовые листочки - что вам понравилось на уроке?

Желтые листочки - что нового вы узнали для себя?

Зеленые листочки - что хотели бы увидеть, или что узнать о русском языке?

Голубые листочки - как вам могут помочь в обучении такие мероприятия?

  • Мы с вами еще не раз убедимся в том, что язык - это великий дар природы, развитой и усовершенствованный за тысячелетия с того времени, как человек стал человеком.

Завершим нашу встречу словами М. Горького: «Всякий материал, а язык особенно, требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть, - ясного, точного, красочного, звучного и дальнейшего любовного развития этого лучшего».




© 2010-2022